Занятие 6. Стиль речи. Фигуры речи

§ 1. Человек – это стиль. Стиль человека – его речь.Каждый ритор как языковая личность отличается индивидуальным, только ему присущим стилем. Ритор вне стиля – плохой ритор. Часто вспоминают слова французского государственного деятеля Бюффона: «Человек – это стиль». Каждый человек (а человек – это личность, образ Божий) представляет собой личность, т.е. индивидуальный, неподражаемый союз духа, души и тела. В каждом человеке необходимо развить личность, т.е. сформировать на основе образованности и культуры индивидуальные компоненты стиля личности и владения словом. Стилем называют характер, манеру, способ делания; стиль в риторике – это индивидуальный способ выражения мысли в слове. Мысль должна быть оригинальной и новой, стиль – привлекательным и впечатляющим. Последнее не предполагает работы «на публику» - ритору необходимо выбрать нужную позицию, учесть характер аудитории, найти уместный и действенный образ оратора, через который утверждается его точка зрения.

Стиль человека – это прежде всего стиль его речи: «хочешь узнать человека – вслушайся в его речь» (пословица). О том же пишет академик Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо боле точный показатель его человеческих качеств, его культуры».

§ 2. Стиль речи. В классической риторике раздел, касающийся стиля речи, следовал обычно после изобретения идей и композиции. Традиционно он назывался украшением речи. Ведь для того, чтобы построить убедительную и действенную речь, необходимо ее соответствие представлениям о прекрасном у оратора и его аудитории.

Начиная главу о стиле речи, Аристотель отмечал, что для ритора важно не только, что и где сказать, но и как сказать. М.В.Ломоносов писал: «Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение», т.е. найденные мысли необходимо выразить подходящими (приличными, уместными) и соответствующими словами.

Тот факт, что слово украшение не устарело для наших современников, доказывается самой нашей речевой практикой. Никакое серое и банальное, «нейтральное» слово не действует на воображение слушателей, но какую бы ситуацию общения мы ни взяли, везде создатель речи ищет новые, интересные, оригинальные слова и выражения. Современные (особенно молодежные издания или СМИ), пожалуй, даже злоупотребляют «красивым» словом в стремлении сформировать «новый стиль», правда, красота иногда понимается по-своему, когда для «красного словца не пожалеем ни мать, ни отца».

Понятие красоты предполагает эстетическую привлекательность любого вида речи. Так, привлекательная и убедительная речь в суде будет содержать элементы логичности, краткости, точности, чистоты, плавности и в таком смысле будет эстетически украшенной речью.

Стиль речи состоит из трех компонентов: 1) выбор слов (слова должны быть богатыми, ясными, точными, простыми); 2) оптимальное и привлекательное расположение слов в фигурах речи (фигура речи – некоторая изящная конструкция фразы, отличная от обыкновенной речи); 3) произношение (деление речи на такты, паузация, интонирование речи, темп, соответствующий восприятию речи, логические ударения, ясная артикуляция, тембр голоса, оптимальная громкость, заманивающая к слушанию речи – и вся речь поставлена на дыхание). К этому следует добавить телодвижение,посколькус правильной постановки тела начинается оратор – необходимо чувствовать, что человек говорит всем телом, поэтому значимо все: и то, как оратор стоит, опираясь на ноги; и как жестикулирует руками, имеет ли глазной контакт с аудиторией и т.д.

Изучению и выработке собственного стиля оратора способствуют не только собственная ораторская практика, но и наблюдения за речью как образцовых, так и не образцовых, неудачных ораторов.

Искусство ритора состоит в том, чтобы эффективно располагать слова в речи. Оптимальное построение высказывания, сделанное в соответствии с замыслом говорящего и ситуацией общения, называется фигурой речи. Фигура речи предполагает искусное и украшенное расположение слов в предложении или фразе. Впрочем, особое построение можно обнаружить во всяком высказывании, ибо слово «просто так не молвится». Даже самая простая фраза или назывное предложение имеют ясную цель краткостью и сжатостью выразить стилистическое намерение создателя речи. Ср.: «Зима. Что делать нам в деревне?…» (А.С.Пушкин) или «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» (А.А.Блок).

В классических риториках фигурой речи называют украшенное построение речи, особый выразительный оборот, отличный от обыденной речи. Но можно предположить, что и самая простая речь имеет стилистический замысел украшения речи «простотой» – ср. протопопа Аввакуму, который утверждал, что «не обык речь красити», но надо «в простоте Богу угождати». Однако его «простота» обладала такой степенью страстности и риторической украшенности, что снискала ему славу главного писателя-ритора XVII века и умелого стилиста.

Фигура речи отличается от обыкновенной речи не столько словесной украшенностью, сколько индивидуальным замыслом речи, который находит воплощение в целесообразной и воздействующей форме. Итак, фигура речи - искусное, украшенное построение фразы (предложения), особая конфигурация (вид, сплетение, расположение), способствующая яркому выражению мысли ритора. Замысел создателя речи может присутствовать уже в работе над однословным высказыванием (одним словом), когда с целью изменения смысла буквы в слове изымаются или прибавляются («виды претерпеваний слова»), а в сложных высказываниях можно разглядеть множество (контаминацию) фигур, непосредственно вытекающих одна из другой. Ниже попробуем построить классификацию основных фигур речи с определениями и примерами.

Классификации фигур речи представляются многочисленными, а само количество фигур - необозримым, тем не менее, и здесь можно увидеть не только определенную систему, но и традицию. Если заглянем в античные теории языка и стиля, то увидим, что фигуры по способам образования делятся на созданные путем добавления, путем сокращения, путем созвучия и путем противоположения.

Вот примеры основных фигур речи. В оставленные свободными строки впишите ваши примеры – собственные или найденные в художественной литературе.

Фигуры добавления:

· Удвоение, лексический повтор - повторение одного или нескольких примыкающих слов:

Куда, куда, куда вы удалились,

весны моей златые дни? (повтор в арии Ленского)

В Москву! В Москву! (А.П.Чехов. Три сестры)

_____________________________________________

· Синонимический повтор – соположение двух или нескольких синонимов по нарастанию или убыванию:

Выступил, ушел, вырвался, убежал (Цицерон. Речь против Катилины)

Ты говоришь, она умна? Она умна, образована, эрудированна, житейски мудра и от природы талантлива.

Ты говоришь, этот человек добр? Он – добр, ________

_____________________________________________

· Анафора, единоначатие (повторение в начале)

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей (Л.Н.Толстой).

_____________________________________________

· Эпифора, единоокончание (повторение в конце):

Век просвещения – я не узнаю тебя; в крови и в пламени – не узнаю тебя; среди убийств и разрушений – не узнаю тебя! (Карамзин)

Досталась им буханка свежего хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость! (А.Солженицын) ________________________________________________

Совокупление, сочетание анафоры и эпифоры (симплока – греч. сплетение, повторение в начале и в конце одного и того же):

Кто первый оградил царство наше искусственными твердынями? Петр Великий. Кто первый устроил воинство и создал флоты? Петр Великий. Кто первый избрал только крепкое место к населению сего царственного града? Петр Великий. Кто созидает и украшает сей град многокрасивыми зданиями? Петр Великий (Феофан Прокопович)

_________________________________________________

· Градация – развитие в каждом последующем элементе предыдущего, подхват, развертывание слова или словосочетания. Сопоставляется с лестницей, поскольку представляет собой «как по ступеням возвышение» (Ломоносов):

Пришел, увидел, победил.

_____________________________________________

· Восхождение (лестница, климакс) – повторение в начале предыдущего.

Гордость рождает эгоизм, эгоизм приводит к равнодушию, равнодушие – к душевной недвижимости, а душевная недвижимость – к телесной смерти.

_____________________________________________

Многосоюзие (повторение одного и того же союза)И малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвалят добродетель, но не все оной следуют. (Ломоносов)

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье (Пушкин. Пророк)

_____________________________________________

· Бессоюзие (перечисление с умышленным отсутствием союзов)

Пробил последний час фашистской Германии. Разбита и сокрушена сила ее. В прах повержена Германия. Знамя победы развевается над вражьей страной. Слава и благодарение Богу! (Алексей I, Патриарх Московский и всея Руси. 1945 год).

Превратила все в шутку сначала,

Поняла, принялась укорять,

Головою красивой качала,

Стала слезы платком вытирать…

Повернулась, пошла, оглянулась,

Воротилась, чего-то ждала,

Проклинала, спиной повернулась

И, должно быть, навеки ушла… (А.Блок)

_____________________________________________

· Антитеза (противоположность, протиповопоставление).В приведенном ниже примере найдите антитезы, синонимические повторы, градации, анафоры:

Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует…

Наши рекомендации