Тема 5. Диспозиция (расположение)

Лекция – 4 часа, практические занятия 6 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Работа над композицией речи: составление плана, разделов выступления, соразмерность частей, соответствие композиции замыслу, выбранному жанру, типу речи.

2. Особенности предъявления тезиса (дедуктивный и индуктивный способы).

3. Аргументация (виды аргументов, способы аргументации, общие правила и приемы эффективной аргументации).

Понятия: диспозиция, тип речи, описание, повествование, рассуждение, хрия, тезис, аргументы, дедуктивный и индуктивный способы предъявления тезиса.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте задачи и особенности каждой композиционной части речи.

2. Каковы основные требования к тезису речи?

3. Назовите виды аргументов и приведите примеры каждого вида.

4. Проанализируйте с точки зрения композиции речь Д.С. Мережковского «Памяти Тургенева».

5. Составьте речь-рассуждение на основе афоризма.

Тема 6.Элокуция (выражение в языковых формах и украшение)

Лекция – 1 час, практические занятия 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Работа над правильностью и ясностью речи, ее уместностью, подбор языковых средств, необходимых для адекватного отражения замысла.

2. Использование выразительных возможностей языка. Риторические, или стилистические фигуры.

3. Тропы.

4. Индивидуальный речевой стиль как стиль педагогического общения, как индивидуальная форма коммуникативного поведения педагога.

Понятия: элокуция, правильность речи, ясность речи, точность речи, выразительность речи, фигуры речи, тропы.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуете такие коммуникативные качества речи, как правильность, ясность, уместность.

2. Назовите источники выразительности речи.

3. Приведите примеры фигур речи.

4. Назовите основные тропы, приведите примеры из предложенного текста.

5. Составьте речь-описание чувств, используя фигуры речи и тропы.

Тема 7.Запоминание и исполнение. Меморио (запоминание)

Лекция – 2 часа, практические занятия 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Приемы запоминания текста: умение использовать подготовительный текст и намеченные приемы.

2. Преобразование текста: умение сократить текст, сохранив суть, сделать высказывание более пространным за счет имеющихся в памяти материалов, связанных с предметом речи.

3. Оратор и аудитория: активизация мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории, учет изменяющейся ситуации общения, ответы на вопросы, ведение дискуссии, рефлексия оратора, самоанализ выступления, корректировка текста.

4. Акцио (произношение, исполнение). Индивидуальный стиль речи педагогакак система речевых средств и приемов педагогического воздействия, как индивидуальная манера исполнения речевых актов в профессиональном (педагогическом общении). Интонационный и кинетический (жесто-мимическое поведение) компоненты индивидуального стиля.

Понятия: меморио, акцио, компрессия текста, приемы привлечения внимания аудитории.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные приемы запоминания текста.

2. Виды преобразования текста.

3. Какие особенности аудитории должен учитывать оратор при выступлении?

4. С какими трудностями может столкнуться оратор в процессе выступления?

Темы докладов / ЦОР

1. Предмет и цели риторики

2. Риторика в Древней Греции: софисты.

3. Риторика в Древней Греции: Сократ и Платон.

4. Риторика в Древней Греции: Аристотель.

5. Риторика в Древнем Риме: Цицерон.

6. Риторика в Древнем Риме: Квинтиллиан.

7. Риторика в Западной Европе: период Средневековья.

8. Риторика в Западной Европе: Новое время.

9. Истоки и особенности русского риторического идеала.

10. Русская риторическая традиция: М.В. Ломоносов.

11. Учебники риторики в России 18-19 веков.

12. Развитие риторики в начале XX века.

13. Ораторская речь: ее роды и виды.

14. Эпидейктическая речь.

15. Язык движений в публичной речи.

16. Тактики спора.

17. Структура и виды доказательств

18. Ошибки и уловки, относящиеся к аргументам, к тезису, к демонстрации.

19. Структура публичного выступления

20. Общие принципы управления вниманием аудиторией

21. Аргументирующая речь.

22. Информирующая речь.

23. Расположение содержания в описании.

24. Расположение содержания в повествовании.

25. Расположение содержания в рассуждении. Строгая и искусственная хрия.

Доклады и ЦОР – формы контроля самостоятельной работы студентов, главным образом контроля уровня теоретической подготовки обучающихся. Текст должен быть содержательным, информативным. Достигается это, во-первых, за счет опоры на уже имеющиеся исследования (публикации), во-вторых, благодаря качеству представления материала. Отсюда вытекает требование к объему (12-15 страниц текста или 20-25 слайдов презентации), к количеству источников (список литературы должен включать не менее 15 наименований), к содержанию.

«ЦОР» – это содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

ЦОР – это отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой.

Требования к ЦОР

1) Актуальность и научность представления материала;

· отсутствие фактических ошибок;

· корректное использование терминов и понятий, исключающее неточность и ошибочность их определений;

· использование теорий, соответствующих современному уровню развития науки;

· логика в структуре изложения, доказательствах;

· отсутствие устаревших фактических данных;

· возможность с помощью объектов ЦОР организовывать процесс усвоения учебного материала методами научного познания.

2) Доступность материала:

соответствие учебного материала возрастным особенностям студентов/ учащихся;

соответствие учебного материала разноуровневой подготовленности студентов/ учащихся;

3) Обеспечение проблемности обучения: наличие материалов, способствующих созданию проблемных ситуаций;

4) Обеспечение наглядности материалов, мультимедийность объектов:

· звук сопровождает материалы;

· хорошее качество;

· наличие видеороликов;

· наличие анимации.

Наши рекомендации