Культура педагогического общения
Культура педагогического общения – это способность педагога оптимальным образом достичь предметно-образовательной, общеобразовательной и воспитательной целей обучения в процессе педагогического общения.
Для достижения необходимого уровня культуры педагогического общения требуется владеть:
1) предметом обучения и методикой его преподавания;
2) знанием психологических, социальных и других особенностей учащихся и средств воздействия на них;
3) языком, на котором осуществляется обучение, и умениями его применения в речи различных стилей и при составлении текстов разных жанров (культурой речи);
4) эффективными приемами речевого воздействия на обучаемых (педагогической риторикой)
Специфика педагогического общения:
Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
НАСЫЩЕННАЯ ПРИМЕРАМИ И СРАВНЕНИЯМИ
ДОСТУПНАЯ
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ
ПРИНЦИП АССИЦОАТИВНОСТИ
Функции педобщения:
- образовательная ( методы, язык предмета, мета-функции, образцы техники речи, построения речи,
- воспитательная (нормы поведенческая, этическая, эстетическая, речевая, чувства идеала и нормы)
- организаторская (отбор учебного материала в соответствии с ситуацией)
Невербальное общение.
Обобщённый список элементов невербального общения:
§ Поведение – инстинктивное и приобретённое или заимствованное, адекватное и неадекватное. Ориентируясь в поведении, можно точней спрогнозировать реакции и увидеть «подводные течения».
§ Движения – тесно связаны с понятием динамики. Такт, ритм, амплитуда и тому подобное. Полезны для определения общего эмоционального состояния в результате реакции на различные стимулы.
§ Раздражители и реакции. Наши поступки (осознанные или бессознательные) побуждают других к конкретным действиям. Благодаря им, точней видим положение дел и получаем тактические преимущества.
§ Дистанции и зоны. Многим известно понятие зон комфорта. Редкие люди обращают внимание на перемены, связанные с зонами. Мы обязательно используем данное наблюдение в чтении.
§ Индивидуальные реакции. Именно здесь приближаемся к мастерству невербального общения как практики.
§ Жестикуляция. Сюда, как ни странно, входят не только руки и кисти. Есть и голова, и мимические жесты.
§ Одежда. Она и украшения могут рассказать достаточно много, чтоб быть точней в ожиданиях и интерпретации элементов невербального поведения.
§ Мужчина и женщина – особая статья элементов невербального общения, которая носит сексуальный характер. Знать её полезно даже игрокам в покер, поскольку влияет на характер подсказок, когда состав стола смешанный в плане половой принадлежности. Наблюдать за подобными переменами порой забавно.
Скороговорки
· Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
· От топота копыт пыль по полю летит.
· Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
· Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
· На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
· Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!
· Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
· Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.
· Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.
· Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
· Везет Сеня Сaню с Соней в сaнкaх. Сaнки скок! Сеню – с ног, Сaню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугpоб – хлоп!
· Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
· Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
· Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
· Архип осип. Осип охрип.
· Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
· Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
· У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
· Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
· Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
· Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
· Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
· Ткет ткач ткани на платье Тане.
· У перепелa и перепелки пять перепелят.
· Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
· Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
· Раз дрова, два дрова, три дрова.
· Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.
· Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
· Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
· Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
· Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
· Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.
· Депутат воровал, да не доворовал, а стал доворовывать, да доворовался.
· Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
· Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
· Около кола колокола, около ворот коловорот.
· Купи кипу пуха.
· Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
· А мне не до недомогания.
· Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
· Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
· Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
· Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
· Бранденбургские рододендроны из дендрария.
· Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.
· Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
· Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
· Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. Лигурийцы регулировщика ругали.
· «Полили ли лилию? Видели ли Лидию?» – «Полили лилию. Видели Лидию».
· Протокол про прокол протоколом запротоколировали.
· Интернет-интервьюер интервента интервьюировал, интервьюировал, да так и не проинтервьюировал.
· Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
· Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.
· Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, прапорщик с прапорщицей, подпрапорщик с подпрапорщицей.
· Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
· Юля юлила, а Константин все констатировал и констатировал.
· В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
· О любви не меня ли вы, милый, молили, И в туманы лиманов манили меня? На мели мы лениво налимов ловили, И вы мне меняли налим на линя.