Культура педагогического общения

Культура педагогического общения – это способность педагога оптимальным образом достичь предметно-образовательной, общеобразовательной и воспитательной целей обучения в процессе педагогического общения.

Для достижения необходимого уровня культуры педагогического общения требуется владеть:

1) предметом обучения и методикой его преподавания;

2) знанием психологических, социальных и других особенностей учащихся и средств воздействия на них;

3) языком, на котором осуществляется обучение, и умениями его применения в речи различных стилей и при составлении текстов разных жанров (культурой речи);

4) эффективными приемами речевого воздействия на обучаемых (педагогической риторикой)

Специфика педагогического общения:

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

НАСЫЩЕННАЯ ПРИМЕРАМИ И СРАВНЕНИЯМИ

ДОСТУПНАЯ

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ

ПРИНЦИП АССИЦОАТИВНОСТИ

Функции педобщения:

  • образовательная ( методы, язык предмета, мета-функции, образцы техники речи, построения речи,
  • воспитательная (нормы поведенческая, этическая, эстетическая, речевая, чувства идеала и нормы)
  • организаторская (отбор учебного материала в соответствии с ситуацией)

Невербальное общение.

Обобщённый список элементов невербального общения:

§ Поведение – инстинктивное и приобретённое или заимствованное, адекватное и неадекватное. Ориентируясь в поведении, можно точней спрогнозировать реакции и увидеть «подводные течения».

§ Движения – тесно связаны с понятием динамики. Такт, ритм, амплитуда и тому подобное. Полезны для определения общего эмоционального состояния в результате реакции на различные стимулы.

§ Раздражители и реакции. Наши поступки (осознанные или бессознательные) побуждают других к конкретным действиям. Благодаря им, точней видим положение дел и получаем тактические преимущества.

§ Дистанции и зоны. Многим известно понятие зон комфорта. Редкие люди обращают внимание на перемены, связанные с зонами. Мы обязательно используем данное наблюдение в чтении.

§ Индивидуальные реакции. Именно здесь приближаемся к мастерству невербального общения как практики.

§ Жестикуляция. Сюда, как ни странно, входят не только руки и кисти. Есть и голова, и мимические жесты.

§ Одежда. Она и украшения могут рассказать достаточно много, чтоб быть точней в ожиданиях и интерпретации элементов невербального поведения.

§ Мужчина и женщина – особая статья элементов невербального общения, которая носит сексуальный характер. Знать её полезно даже игрокам в покер, поскольку влияет на характер подсказок, когда состав стола смешанный в плане половой принадлежности. Наблюдать за подобными переменами порой забавно.

Культура педагогического общения - student2.ru

Культура педагогического общения - student2.ru

Скороговорки

· Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

· Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

· На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

· Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!

· Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

· Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.

· Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.

· Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

· Везет Сеня Сaню с Соней в сaнкaх. Сaнки скок! Сеню – с ног, Сaню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугpоб – хлоп!

· Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

· Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

· Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

· Архип осип. Осип охрип.

· Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

· Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

· У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

· Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

· Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

· Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

· Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.

· Ткет ткач ткани на платье Тане.

· У перепелa и перепелки пять перепелят.

· Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

· Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

· Раз дрова, два дрова, три дрова.

· Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

· Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

· Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

· Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

· Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

· Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

· Депутат воровал, да не доворовал, а стал доворовывать, да доворовался.

· Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

· Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

· Около кола колокола, около ворот коловорот.

· Купи кипу пуха.

· Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

· А мне не до недомогания.

· Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

· Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.

· Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

· Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

· Бранденбургские рододендроны из дендрария.

· Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.

· Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

· Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

· Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. Лигурийцы регулировщика ругали.

· «Полили ли лилию? Видели ли Лидию?» – «Полили лилию. Видели Лидию».

· Протокол про прокол протоколом запротоколировали.

· Интернет-интервьюер интервента интервьюировал, интервьюировал, да так и не проинтервьюировал.

· Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

· Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.

· Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, прапорщик с прапорщицей, подпрапорщик с подпрапорщицей.

· Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

· Юля юлила, а Константин все констатировал и констатировал.

· В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

· О любви не меня ли вы, милый, молили, И в туманы лиманов манили меня? На мели мы лениво налимов ловили, И вы мне меняли налим на линя.

Наши рекомендации