Практические задания к зачету (2-й семестр)
РЯ и культура речи. Практические задания к зачету (1-й семестр)
I. Теоретические вопросы для собеседования
1. Что такое функциональный стиль языка и речи?
2. Перечислите известные Вам функциональные стили.
3. Назовите характерные черты/особенности каждого функционального стиля.
4. Какие из функциональных стилей имеют подстили? Перечислите эти подстили. Какие жанры к ним относятся? (Вопросы 1-4 – учебник)
5. Что такое нормативность? Приведите по одному примеру орфографической, орфоэпической, пунктационной нормы из текстов любого стиля. (Установочная лекция)
6. Какие характерные черты русского речевого этикета Вы можете назвать? Проиллюстрируйте их примерами речевых конструкций. (Лекция «Русский речевой этикет)
7. Назовите характерные особенности жаргона, диалекта и просторечия (файл «Сравнение-таблица нелитературных форм языка»).
Полезные источники:
- Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михайлова [и др.]. – Томск: Издательство ТГПУ. Ч. 1, 2008. – С. 20-21. (Вопросы 1-5).
- Лекция «Русский речевой этикет». (Вопрос 6).
- Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с. (Вопрос 6).
- Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. – М.: «НПО “Экономика”», 2000. – 152 с. (Вопрос 6).
II. Практические задания
1) Поставьте правильное ударение в словах:
1) иконопись 3) упрочение 5) нефтепровод
2) ракурс 4) щавель 6) созыв.
2) Выберите слова с ударением на втором слоге:
1) банты 2) добыча 3) звонит 4) кухонный | 5) квартал 6) облегчить 7) откупорить 8)премировать | 9) средства 10) эксперт 11) украинцы 12) феномен |
3) Отметьте те слова, в которых после мягкого согласного под ударением произносится [о], должна быть написана буква ё:
1) афера 3) свекла 5) новорожденный 7) никчемный.
2) оседлый 4) маневры 6) одновременный
4) Выпишите те слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится твердо:
1) антитеза 3) эстетика 5) бассейн 7) сонет
2) анапест 4) эффект 6) детектив
5) Выпишите существительные среднего рода:
1) пари 3) рояль 5) жюри 7) фойе
2) бра 4) хиппи 6) конферансье
6) Укажите правильно образованные формы существительных родительного падежа множественного числа:
1) помидоров
2) армянов
3) яблоков
4) килограммов
5) сапогов
6) апельсин
7) рельсов
8) яслей
9) вафлей
10) сумерек
11) блюдцев
12) комментариев
13) гектаров
7) Укажите предложения с речевыми ошибками и исправьте их:
1) Голову моют шампунью.
2) Ученик был более способнее других.
3) Деревья росли на обеих берегах реки.
4) Библиотека оказалась в более плохом положении.
5) Трое девушек исполняли красивый танец.
6) По совету врача больной полощет горло раствором пищевой соды.
7) Участники конференции целеустремленно стремятся к победе.
8) Нужно принять девственные меры.
9) Он вздохнул несколько раз в себя и разулыбался.
10) Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
8) Объясните значение слов (синонимом или словосочетанием):
1) имидж 2) имитировать 3) адекватный 4) невежа 5) дискуссия
9) В каких словах в приставке пишется Е:
1) пр…хорошенькая 3) пр…открыть 5) пр…нарядиться
2) пр…брежный 4) пр…одолеть 6) пр…образовать
10) В каких словах на месте пропуска пишется ё:
1) ш…пот 3) ш…рох 5) клоч…к
2) ц…котуха 4) ш…лковый 6) печ…ный
11) В каких словах пишется Ъ:
1) раз…яснить 3) двух…ярусный 5) от…утюжить
2) нав…ючить 4) кинос…ёмка 6) трёх…этажный
12) Выберите предложения с нарушениями грамматической нормы, исправьте нарушения:
1) Щенок погрыз новый туфель.
2) Эта книга более интересна, чем та.
3) На кафедру требуется секретарша.
4) В США построен самый высочайший небоскреб.
5) Комнату украшает яркое бра.
13) Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям:
1. Вылитый Плюшкин А. Восхвалять
2. Пиррова победа Б. Бесполезная попытка поправить дела
3. Курить фимиам ….В. Мерка, под которую насильственно . подгоняют что-либо
4. Тришкин кафтан Г. Скряга, жадина
5. Дамоклов меч Д. Сомнительная, не оправдывающая
понесенных жертв, победа
6. Прокрустово ложе Е. Нависшая, угрожающая опасность.
14) Исправьте лексические ошибки и объясните внесенное исправление:
1) В День Победы ветераны собираются у мемориального памятника.
2) Вернисаж продлится три недели.
3) Когда вернешься обратно, зайди ко мне обязательно.
4) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.
15) Объясните значение слов (синонимом или словосочетанием):
1) адаптация 2) суверенитет 3) абсурд 4) мемуары 5) оппозиция
16) Найдите соответствие:
· Литературный язык – это
1) язык всей нации
2) язык художественной литературы
3) образцовый вариант языка, подчиненный строгим правилам
4) язык письменных текстов
· Нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев населения и придающий ей неправильный и грубый характер –
1) диалект
2) просторечие
3) жаргон
4) разговорный стиль
· Такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание, интерес слушателя, оказывают воздействие на его чувства и воображение –
1) правильность, 2) логичность, 3) точность, 4) чистота, 5) выразительность.
· Лексические нормы регламентируют
1) словообразование
2) произношение
3) словоупотребление
4) словоизменение
17) Внимательно прочитайте приведенный ниже текст и выполните к нему следующие задания:
· Какие аспекты языка нарушены в данном тексте официально-делового стиля? Аргументируйте свою точку зрения, приведя примеры из текста.
· Пересоздайте текст в соответствии с требованиями официально-делового стиля русского языка.
Объяснительная записка аспиранта из Китая руководителю сектора аспирантов и магистрантов:
«Уважаемый начальник! Здравствуйте! Наступила зима и ударили морозы. До сих пор не был на уроке. Я хочу просить у вас прощения за все свои грехи. В свое оправдание могу только сказать, что у меня плохо со здоровьем. Мне не хотелось бы говорить об этом, но поясница подвернулась. Днем работа – вечером отдых. Дядя-врач, он ухаживал за мной часто. Дела идут как будто неплохо, сейчас самочувствие сносное. Боюсь, что я был невнимателен к Вам. Извините! Надеюсь, что описал все. С приветом. (Далее следуетподпись)».
При себе необходимо иметь распечатку текста – неправильный и правильный вариант с исправлениями, помеченными цветным маркером.
Полезный источник:
Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михайлова [и др.].– Томск: Издательство ТГПУ. Ч. 1, 2008. – С. 36-45.
Примечание: Аспекты культуры речи:
· Нормативный – соблюдение действующих норм и правил языка:
ü в лексике (сочетаемость слов),
ü в орфографии (правописание),
ü в орфоэпии (правильное ударение и произношение в устной речи),
ü в пунктуации,
ü в грамматике (словообразование, морфология – соответствие литературной норме падежной формы, категории рода, числа, наклонения, совершенного/несовершенного вида глагола, залога и др. грамматических характеристик, выбор разряда прилагательных, числительных и т.п., синтаксис – управление, согласование в словосочетании и предложении).
· Коммуникативный – культура владения функциональными стилями языка (в том числе умение не смешивать разные функциональные стили в рамках одного текста); учет цели общения, речевой ситуации и особенностей собеседника (его интересов, степени осведомленности в теме/предмете общения); умение выбрать из числа языковых средств такие, которые с максимальной эффективностью выполняют задачи общения, поставленные в конкретной ситуации.
· Этический – соблюдение речевого этикета, в первую очередь, норм вежливости (употребление этикетных формул вежливости – устойчивых выражений) – и умение проявлять речевой такт – не задевать достоинство собеседника, не обижать его, употребляя слишком прямые или грубые выражения, задавая бестактные вопросы (такт – одна из составляющих вежливости).
Практические задания к зачету (2-й семестр)
1) В склонении какой фамилии допущена ошибка?
(Письмо от…)
1) Ольги Рудер 2) Антона Станюкевич | 3) Анатолия Долгих 4) Булата Окуджавы |
2) В каких существительных в форме Им. падежа мн. числа наблюдается только окончание –а, -я:
1) доктор 3) профессор 5) бухгалтер 7) катер
2) лектор 4) якорь 6) слесарь
3) Выберите существительные с правильным образованием формы множественного числа: