Практические задания к зачету

Тема 1: Содержание работы с детьми и подростками c девиантным поведением

1. Трудновоспитуемость как сопротивление целенаправленному педагогическому воздействию. Типология трудновоспитуемых детей и подростков.

2. Типичные трудности детей и подростков с отклоняющимся поведением.

3. Психологическая характеристика педагогически и социально запущенных несовершеннолетних.

4. Формы проявления девиантного поведения. Алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество, преступность как формы проявления девиантного поведения детей и подростков.

5. Особенности семейного воспитания, приводящего к развитию девиантного поведения ребёнка.

6. Формы психолого - педагогической помощи детям с девиантным поведением.

7. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков с нарушениями поведения.

Темы для обсуждения:

Влияние современных художественны фильмов (мультфильмов) на формирование девиантных форм поведения.

Отличия подростковых девиаций от девиаций взрослого возраста.

Тема 2: Психолого – педагогическая коррекция отклоняющегося поведения личности.

1. Методики диагностики в проблемном поле девиантного поведения.

2. Функции, задачи и основные направления психолого-педагогической коррекции девиантного поведения.

3. Использование методов поведенческой терапии в коррекции девиантного поведения.

4. Методы коррекции эмоциональных состояний.

5. Методы саморегуляции.

6. Тренинги для подростков с девиантным поведением.

7. Цели и этапы воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками.

Практические задания к зачету

1. Разработать план - конспект группового занятия (на выбор):

- по профилактике девиантного поведения школьников;

- по коррекции девиантного поведения детей и подростков;

- по профилактической работе с педагогами для развития профессионализма как фактора предупреждению поведенческих нарушений у детей и подростков;

- по оптимизации детско-родительских отношений как средства профилактики и коррекции поведенческих расстройств у детей

2.Сделать подборку художественных фильмов (не менее 5) или (документальных, видеороликов), отражающих современный взгляд на проблемы подростковой агрессии, суицида в молодежной среде, подросткового алкоголизма, вандализма и других форм девиантного поведения. Составить список с краткой аннотацией и рекомендациями, в каких целях и для какого возраста их можно использовать в профилактических или коррекционных целях.

3. Определить структуру данной девиации (по всем основным параметрам. См. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010. и др. источники) и возможные формы коррекции:

"Жена жалуется, что муж в обычное время "человек как человек", но когда приезжает его двоюродный брат из Минска, он становится грубым, уходит в запой. Супруг на ее претензии отвечает, что это случается редко и, следовательно, жена "зря бесится и бьет в колокола", тем более, что и ему это не нравится, но семейные связи поддерживать надо, на то она и семья".

№ п/п Перечень литературы Год издания
Основная
Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 352 с. - (Учебное пособие).
Егоров А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения: [монография]. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 398 с.
Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция: [пособие]. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 286 с.
Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 444 с. - (Современный Учебник).
Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - Москва : Академический Проект: Трикста, 2005. - 334 с. - (Психологические технологии).
Дополнительная
Агрессия у детей и подростков : учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 336 с. - (Психологический практикум).
Баженов В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников : [учеб. пособие]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 224 с. - (Высшее образование).
Бэрон Р. Агрессия : Учеб. пособие для студ. и аспирантов психол. фак.: Пер. с англ. - СПб. : Питер, 1997; 2000. - 336 с. : ил. - (Мастера психологии).
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ., изуч. психологию, соц. работу и соц. педагогику. - М.: Академия, 2003. - 288с. - (Высшее образование).
Девиантное поведение и его профилактика: курс лекций / [cост. Н. И. Бумаженко] ; М-во образования РБ, УО "Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова". - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2007. - 145 с.
Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / [ред. кол.: Д. И. Фельдштейн (гл. ред.)]; Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 296 с.
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 / [пер. на рус.яз. О. Ю. Донец; науч. ред. и предисл. А. Н. Моховикова ; вступ. ст. А. А. Северного] ; Всемирная организация здравоохранения. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 407 с.
Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга ; пер. с англ. Р. Р. Муртазина под ред. А. Ф. Ускова. - Москва : Класс, 2007. - 232 с. - (Библиотека психологии и психотерапии / гл. ред. и издатель Л. М. Кроль ; Вып. 85).
Практикум по девиантологии / [авт.-сост. Ю. А. Клейберг]; под ред. Ю. А. Клейберга. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 143 с.: ил. - (Психологический практикум).
Рудакова И. А. Девиантное поведение : учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 156 с. - (Среднее профессиональное образование).
Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи : учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 441 с. - (Высшее образование).
Сенько Т. В. Ранний генезис поведенческих проблем: диагностика и коррекция. - Мн., 2003.
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения (УМК). Мн., 2010
Фурманов И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие. - Минск: РИВШ, 2011. - 250 с.

Наши рекомендации