Виды подготовки публичного выступления

Учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает:

1. Изобретение мысли (инвенция).

2. Диспозицию – расположение изобретенного.

3. Элокуцию – словесное оформление мысли.

4. Запоминание речи (речи в античности учили наизусть, репетировали, часто нанимали писать речи, а потом заучивали).

5. Произнесение – исполнение речи.

Современный алгоритм подготовки к выступлению таков:

1. выбор темы, ее уяснение;

2. анализ состава аудитории, определение времени выступления;

3. определение цели выступления;

4. составление предварительного плана — поиск материала, изобретение мысли;

5. написание текста;

6. репетиция;

7. запоминание;

8. апробация на малой аудитории, репетиция перед видео или перед зеркалом;

9. произнесение речи;

10. анализ речи.

Разработка речи начинается с выбора и уяснения ее темы. Тему определяет либо сам оратор, либо те, кто приглашает его выступать. Конечно, тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной жизненными потребностями, доступной для понимания. Ее следует четко сформулировать.

Виды аргументов.

зависимости от модусов публичного выступления различают виды аргументов в ораторской речи:

o аргументы к логосу;

o аргументы к этосу;

o аргументы к пафосу

Аргументы к логосу - это утверждение, касающиеся предмета речи, тезисы, защищаемой оратором

Они получили название argumentum ad rem (\"к делу\")

В логической аргументации именно такие аргументы считаются корректными, а все остальные рассматриваются либо как определенные хитрости, или даже как ошибки, в основном преднамеренные (софизмы)

Аргументы в этоса и аргументы к пафосу - это утверждения, апеллируют не к делу, а к участникам общения (как самого оратора, так и аудитории)

их основу составляет целая группа аргументов, получившие название argumentum ad hominem (\"к человеку\")

Аргументы к этосу:

  • аргумент к авторитету;
  • аргумент к личности

Аргумент к авторитету (лат argumentum ad verecundiam)- это наведение оратором на поддержку своего тезиса утверждений или действий людей, что является определенным образцом для аудитории

В некоторых случаях оратор может на самом деле и не разделять мнений авторитетных источников, однако он рассчитывает на то, что слушатели не осмелятся спорить с такими положениями Аргумент к авторитету имеет много в разнообразных форм: авторитет конкретного человека (например, цитаты), авторитет общественного мнения, авторитет учреждения, авторитет должности, авторитет возраста, собственный авторитет тощо.

Следует подчеркнуть, что возможности отдельного человека ограничены Далеко не все в жизни можно самостоятельно проанализировать и проверить Так или иначе человек полагается на мнения других, на знание, добытое человечество ом протяжении исторического развитияку.

В повседневном общении аргументам к авторитету бывает очень трудно противостоять В подобных случаях нужно обращать внимание не на то, что мнение высказано выдающимся человеком, а на то, является ли она приемлемой, сл Лушняю.

Аргумент к авторитету используется в основном именно в аргументации, когда оратор опирается на мнения других людей при обосновании своих тезисов Г Лейбниц по этому поводу писал:

\"Сколько на свете людей, у которых нет других оснований для их убеждению, чем мысли, которые разделяют их друзья, люди их профессий, их единомышленники, или их соотечественники!\"

Аргумент к личности (лат argumentum ad personam)- это утверждение, подчеркивающие личностные качества другого человека

Если оратор апеллирует к положительных черт, тогда этот аргумент выступает как разновидность аргумента к авторитету Общую схему его применения можно представить следующим образом:

X является хорошим человеком

Следовательно, ее аргумент следует принять

Собственно аргументом к лицу считается все же ссылки на реальные или мнимые недостатки других людей с помощью такого аргумента оппонент предстает в смешном виде или как ненадежная человек, которому не м можно доверять Общую схему применения аргумента лица можно представить следующим образомм:

X является плохим человеком

Следовательно, ее аргумент не следует принимать

Аргумент к личности много разнообразных форм: X ложная человек; X безрассудная человек; X не может реально оценить ситуацию; X имеет низкие моральные стандарты; X некомпетентный человек; X относится к группы людей, которые занимают предвзятую позицию, не придерживаются моральных принципов и т.д. Кроме того, аргументом к лицу может выступать утверждения о непоследовательности собеседника, когда человек говорит ь одно, а сама делает другое В таких случаях оратор осуществляет \"атаку на лицо\" другого человека с целью дискредитации ее положениях.

Аргумент к личности основном используют при критике утверждений других людей Оратор в своей речи пытается продемонстрировать, что определенные мысли не являются убедительными, поскольку людям, которые их приводили нельзя доверять.

Аргументы к пафосу - это утверждение, которые апеллируют к чувствам

Они направлены на то, чтобы вызвать у аудитории такие чувства, которые способствовали принятию слушателями тезисов оратора Ставка исключительно на логос не всегда приносит желаемый эффект

Приведем пример

Великолепного майским утром Энди Гиббенс шел нью-йоркским Центральным парком на собеседование относительно будущей работы Он был настолько обеспокоен своим будущим, что не замечал окружающую красоту: молодог го листья на деревьях, солнечных лучей, отражались от озера Вдруг его внимание привлек нищий, рядом с которым стоял плакат: \"Я СЛЕПОЙ\" Эта мольба явно не волновала жителей города и туристов которые торопливо проходили мимо На мгновение Энди подумал о том, чего лишена этот человек такого замечательного дня, и подошел к нищийшов до жебрака.

- Я не могу дать вам денег, - объяснил Энди, - поскольку сам несколько месяцев без работы Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом Я бы хотел внести некоторые изменения в вашу просьбу по помо оггу.

Удивленный нищий некоторое время колебался, а потом сказал:

- Делайте, что хотите Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, которые способны вызвать сочувствие у жителей этого города к очередному нищего

Энди дописал несколько слов на плакате и пошел Через несколько часов он возвращался и с удовольствием отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих

- Дела у вас пошли лучше, - сказал Энди нищему

- Точно, - ответил тот, а затем, узнав голос, спросил: Что вы сделали с моим плакатом?

- Я только добавил несколько слов, - объяснил Энди - Теперь там написано: \"Я СЛЕПОЙ, А НА УЛИЦЕ ВЕСНА\"

Большинство аргументов к пафосу также относятся к группе argumentum ad hominem Распространенными среди них являются:

o аргумент к выгоде;

o аргумент к гордости;

o аргумент к сожалению;

o аргумент к силе;

o аргумент к публике

Аргумент к выгоде (лат argumentum ad utili)- это утверждение, стимулирующие осознание аудиторией своих личных интересов в той проблеме, которая обсуждается

А Шопенгауэр оценивает этот аргумент такую ??хитрость, которая делает излишними все другие аргументы:

\"Ведь все, не соединенное с выгодой, в большинстве случаев кажется интеллекту бессмысленным"

В современной практике общения аргумент к выгоде часто применяется в рекламе

Сила воздействия подобных аргументов обусловливается тем, что осознание личной заинтересованности в определенной проблеме повышает интерес слушателей к ораторской речи Для большинства людей главным человеком в жизни есть они сами Поэтому оратору нужно позаботиться о том, чтобы слушатели могли в его речи найти ответ на вопрос: \"Зачем это мне? ".

Аргумент к спеси (лат Captatio benevalentiae) - это утверждение, подчеркивающие определенные качества собеседников, расхваливают их

Оратор рассчитывает на то, что под влиянием комплиментов другой человек станет более податливой, поэтому ей проще будет навязать свое мнение Для того, чтобы похвала действовала, ей даже не обязательно быть точной Т есть человек может осознавать, что с помощью комплиментов льстец пытается добиться определенной выгоды для себя, однако противостоять похвале все равно очень труднойко.

В процессе общения собеседники весьма чувствительны к комплиментам Они способны предоставлять человеку положительные эмоции Комплимент следует отличать от лести Во многих случаях неприкрытые лесть приемлю ют отрицательно (\"Не люблю комплиментов!\") Комплимент - это небольшое преувеличение какой-то добродетели, которую сам человек желает видеть в себе Цель комплимента состоит в том, чтобы доставить удовольствие аудитории и запрограммировать ее на благосклонное восприятие речи Слушатели благосклонно реагируют на положительные замечания о них самих, об их достижениях, об их организации и т.д. Комплименты случаев следует применения овуваты во вступлении и в завершении речи Напримерромови. Наприклад:

\"Какое удовольствие - присутствовать здесь Прежде всего мне хочется поздравить вас с той творческой энергией, которая позволила вам оставаться с нами на протяжении нескольких лет Поверьте, чтобы выжить в этом энергичном в бизнесе, нужна особая смекалкаивість".

Аргумент к сожалению (лат argumentum ad misericordiam) - это утверждение, вызывающие сочувствие к тому, что произносит оратор

В подобных случаях ссылаются на тяжелые обстоятельства, трудное положение для того, чтобы разжалобить аудиторию и добиться от нее принятия положений оратора часто подобным аргументом пользуются студенты на экзамене или зачете.

Аргумент к силе (лат argumentum ad baculum)- это утверждение, указывающие на неприятные для аудитории последствия в случае отказа от положений оратора

Аргумент к публике (лат argumentum ad populum)- это обращение к чувствам аудитории с целью предотвращения слушателей от объективного рассмотрения определенной проблемы и преклонения их к решению в нужном оратору направлении

При этом оратор пытается продемонстрировать аудитории, что он бы \"своей\" человеком, который очень хорошо понимает потребности слушателей Подобный аргумент широко применяется в политических речах, когда в оратор непосредственно обращается к собравшимся, апеллируя не к их разуму, а именно к чувствам Этот прием часто называют еще демагогии.

Эмпирическая аргументация - это обоснование тезиса путем непосредственного обращения к действительности Аргументами в ней выступают эксперименты, наблюдения, опыты и т.д.

Аргументы логические и психологические.

Логические

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

· факты, не вызывающие сомнения;

· выводы науки (в том числе и научные аксиомы);

· статистические данные;

· законы природы;

· положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов;

· данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др.

Психологические

Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

· личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего;

· статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции;

· ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы); • примеры, вызывающие эмоции;

· показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис;

· цитаты;

· прямая апелляция к совести, чувст-вам, долгу и др.

Способы расположения аргументов.

Существуют различные способы расположения аргументов в аргументирующей речи:
1. Нисходящая и восходящая аргументация. Эти способы различаются по тому, куда направлен вектор усиления аргументации: при нисходящей аргументации сначала приводятся самые сильные аргументы, затем менее сильные, завершается все выводом или побуждением к действию.
2. Односторонняя и двустороння аргументация. Односторонняя аргументация предполагает изложение аргументов одной направленности: либо позитивные, поддерживающие данную точку зрения, либо негативные, излагающие противоположную точку зрения.
3. Индуктивная и дедуктивная аргументация. При использовании индуктивной аргументации изложение построено от анализа конкретных фактов к выводу.

Наши рекомендации