Темы для подготовки публичного выступления

1. Я хочу рассказать вам…

2. Можно ли выступать перед публикой без записей?

3. Pro & contra («за» и «против») выступления экспромтом.

4. Как побороть неуверенность перед выступлением?

5. Современная молодёжь (без)ответственна относительно будущего нашей страны…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8

Тема: Письменные речевые формы (жанры) делового общения и их особенности

Теоретическая часть

Задание 1. Усвойте суть основных понятий занятия, связанных с составлением деловой документации.

Адресат адресант, заголовок документа, ключевые слова, реквизиты документа, структура документа, текст документа, типы документа, формуляр документа, общие функции документов, специальные функции документов.

Задание 2. Подготовьтесь к беседе на тему занятия по следующим вопросам и заданиям.

1. Расскажите, чем письменные речевые формы (жанры) делового общения отличаются от устных?

2. Какими двумя группами представлены письменные речевые формы делового общения? Какие виды письменного деловой речи входят в них? Кратко опишите их особенности.

3. Что такое деловая корреспонденция? Каким другим термином обозначается эта группа письменного делового общения? Какие разновидности деловой корреспонденции выделяются внутри данного объединения?

4. Подготовьте сообщения (на 5–7 мин.) об особенностях таких типов делового письма, как а) входящие и исходящие, инициативные и ответные: б) некоммерческие деловые письма: в) коммерческие деловые письма. Опирайтесь при подготовке сообщений на содержание ключевых понятий, данных в первом задании к занятию.

Практическая часть

Задания для домашней работы

Задание 1. Распределите следующие письменные речевые жанры сферы делового общения по выделенным вами соответствующим их группам.

Анкета, отчёт, письмо-напоминание, заявление, приказ, сопроводительное письмо, договор, объяснительная (записка), письмо-просьба, объявление, письмо-запрос, доверенность, резюме, письмо-претензия, протокол (собрания, заседания, совещания и пр.), дарственная, доклад, письмо-ответ, завещание, докладная записка, письмо-подтверждение, автобиография, письмо-приглашение, контракт, протокол о намерениях, рекламное объявление, письмо-отказ, телеграмма, расписка, письмо-предложение (оферта), гарантийное письмо, листок по учёту кадров, письмо-рекламация.

Задание 2. Прочитайте юмористический рассказ О. Новожилова и выполните ряд заданий к нему.

1) Определите, какие виды писем представлены в тексте рассказа. 2) Охарактеризуйте нарушения требований, какие допущены в обоих текстах писем. 3) Укажите основные стилистические различия между приведёнными письмами. 4)Назовите лингвистические (языковые) особенности, приведшие к комическому эффекту во втором тексте. 5) Почему А..П. Чечкин не умеет создавать тексты официально-делового стиля? Умеет ли он писать письма личного характера? Обоснуйте свои утверждения. 6) Используя сведения, приведённые в письмах, составьте текст делового письма соответствующей разновидности, придерживаясь требований стиля и структурных особенностей этого речевого жанра.

Не Чехов

Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.

«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонгировать с целью увеличения наличия существующего сог…» – директор сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.

– Антон Палыч, зайди, пожалуйста, ко мне…

Через минуту заместитель появился в кабинете.

– Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но, послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишешь письмо, причём в министерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?

– Так, ведь я… не Чехов, – привычно буркнул Антон Палыч.

– Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать можешь?

Заместитель сокрушённо молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.

– Вот что… Бери это письмо и переделывай. Пиши просто, никаких «увеличения наличия». Небось, в личных письмах изъясняешься нормальным языком? Посмотреть письмо я уже не смогу: вызывают в Москву на совещание.

Через пять дней, в разгар совещания, заместитель министра прочёл «для разрядки» официальное письмо, адресованное ему механическим заводом.

«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г.

Здравствуйте!

В первых строках моего письма спешу сообщить, что письмо Ваше мы получили, за что большое Вам спасибо. Все живы-здоровы, чего и Вам желаем. Погода у нас стоит хорошая, правда, вчера выпал снег, но он растаял.

Насчёт дела, о котором Вы спрашивали, могу сообщить, что эти вахлаки с завода запчастей совсем перестали посылать шестерёночки, а когда если и пришлют, то у них зубёшки не сходятся. Так что из запасов, которые были, скоро останется шиш с маслом. Очень прошу, рявкните на них между делом, а то никакой нет управы и возможностей в смысле обуздания с нашей стороны.

До свидания. Ждём ответа, как соловей лета.

Заместитель директора механического завода А.П. Чечкин».

(Примечание. Идея задания и текст взяты их пособия З.С. Смелковой «Деловой человек: культура речевого общения». М. 1997)

Задание 3. Изучите по доступным вам пособиям сведения о таком виде личных деловых бумаг, как резюме. В чём специфика этого документа? Какие основные требования предъявляются к его составлению? Проанализируйте текст предложенного ниже резюме и укажите, какие ошибки недочёты, касающиеся формуляра и элементов реквизитов, а также языкового оформления, в нём обнаруживаются.

Резюме

Наши рекомендации