Приведите примеры равнообъемных, соподчиненных, противоположных, противоречивых понятий, понятий, находящихся в отношении подчинения и пересечения
4. Какие из следующих имен являются совместимыми, какие несовместимыми (попарно):
1. учитель, педагог,
2. учитель, не-педагог.
3. не-учитель, педагог.
4. не-учитель, не-педагог,
5. учитель, не-учитель,
6. педагог, не-педагог.
5. Если универсальный класс состоит из небесных тел и А – класс звезд, то каково знечение А′ ?
6. С помощью круговых схем изобразите отношения между объемами следующих имен:
1. измерение, взвешивание, вычисление массы тела.
2. космонавт, инженер, врач на космическом корабле.
3. одноосновная кислота, двухосновная кислота, трехосновная кислота.
7. В каком случае имеет отношение пересечения между именами:
1. железная дорога, средство перевозки грузов.
2. средство связи, мобильный телефон.
3. квадрат, круглый квадрат.
4. натуральное число, самое большое натуральное число.
8. распределите абстрактные имена ментальных состояний, используя когнитивные классификаторы:
Когнитивные классификаторы | Абстрактные имена ментальных состояний |
степень истинности наличного знания | НЕВЕДЕНИЕ, НЕЗНАНИЕ |
наличия кванта истинного знания | СОМНЕНИЕ, КОЛЕБАНИЕ |
состояния сосредоточенности с целью пополнения истинного знания | ВЕРА , НАДЕЖДА |
состояния уверенности в истинности имеющегося знания | ВНИМАНИЕ, ИНТЕРЕС, ЛЮБОПЫТСТВО |
состояния интеллектуального потрясения | МЫСЛЬ, ИДЕЯ, ОЗАРЕНИЕ |
состояния неуверенности в истинности имеющегося знания | ЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ |
состояния отсутствия знания | УДИВЛЕНИЕ, НЕДОУМЕНИЕ, ИЗУМЛЕНИЕ |
9. Дайте определение понятиям с точки зрения коммуникативных процессов:
· значение
· смысл
· информация
10. Составьте суждения форм А,Е,I,O, используя S - эллипс и P – коническое сечение.
8.3. Психоингвистический тест "ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ"
Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. В каждом из 17 рядов слов четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты необходимо найти эти слова и вычеркнуть их.
1.Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2.Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3.Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4.Лист, почва, кора, чешуя, сук.
5.Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6.Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7.Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8.Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9.Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
10.Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
11.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
12.Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
13.Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
14.Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15.Секунда, час, год, вечер, неделя.
16.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
17.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Ключ
1.Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2.Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3.Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4.Лист, почва, кора, чешуя, сук.
5.Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6.Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7.Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8.Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9.Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
10.Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
11.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
12.Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
13.Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
14.Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15.Секунда, час, год, вечер, неделя.
16.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
17.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Подчеркнуты правильные ответы.
Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью следующей таблицы:
Оценка | |||||||||
в баллах | |||||||||
Кол-во | |||||||||
правильн. | |||||||||
ответов | 12-13 |
Лингвистический тест
1. Выберите правильную классификацию имен по объему:
· Единичные,
· Двоичные,
· Нулевые
· общие
· частные
1. Какое отношение между понятиями отражает формула: «Все А суть В. Все В суть А».
· равнообъемности,
· пересечения,
· подчинения.
2. Какое отношение между понятиями отражает формула: «Все А суть В. Некоторые В суть А».
· подчинения,
· пересечения,
· противоположности.
3. Подберите понятие, противоположное понятию «неуспевающий студент» -
4. Подберите родовое понятие для соподчиненных понятий: резисторы, емкости, индуктивности.
5. Составьте общеотрицательное высказывание, используя: S – ученый, P – мыслит формулами.
6. Восстановите дедуктивное умозаключение:
Все люди – смертны
- - - - - - - - - - - - - -
_____________________________
Сократ – смертен.
8.5. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам:
1. Эстетическое отношение к языку контекстуально и определяется мерой консерватизма в языке. Как вы оцените вариации значения слова «пошлый»? По Далю 1) стародавний, исконный, освященный традицией, 2) вышедший из обычая, опостылевший. 3) современный толковый словарь – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.
2. Почему пословицы и поговорки не используются непосредственно, но возникают в сознании в связи с каждой конкретной ситуацией?
3. Если исходить из того, что мужской язык логичен, а женский – ассоциативен, наступит ли время унисекс в языке?
4. Петрушевская классифицирует жанры литературы в соответствии с дневным и ночным временем суток (), какое основание лежит в основе этой классификации?
5. Какими признаками характеризуется письмо, написанное малограмотным человеком?
6. Почему, на ваш взгляд, взросление человека (и в языковом отношении) называют выздоровлением и как это сказывается на языке?
7. Роль частных суждений в приватном общении.
8. Анализ эвфемизмов в политическом дискурсе с точки зрения содержания понятия.
9. Трансформация значения слова с точки зрения существенных признаков предметов, обозначенных некоторым именем.
10. Роль индуктивного умозаключения в современной коммуникации.