Традиции красноречия в России
СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
РИТОРИКА
Учебное пособие
Нижний Новгород
Дисциплина: Риторика
Специальности: «Журналистика», «Связи с общественностью»
Цель учебного пособия - формирование риторической компетенции, развитие речевых способностей студентов, обучение основным навыкам профессиональных коммуникаций в сферах журналистики и связей с общественностью. Изучение теории риторики предполагает совершенствование риторической грамотности, знакомство с законами и правилами построения публичной речи. В ходе практических занятий осуществляется тренировка в написании и произнесении речей, анализ образцовых ораторских текстов, развитие культуры полемической речи.
Учебное пособие включает основные части, соответствующие проблемным областям риторической науки: историко-культурный аспект, типология речей, этапы создания публичной речи, приемы взаимодействия оратора и аудитории, культура полемической речи, риторические основы журналистики и связей с общественностью.
Учебное пособие рекомендовано студентам специальностей «Журналистика», «Связи с общественностью», а также может быть использовано студентами других специальностей при изучении дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи».
Составитель: О. С. Браун, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка и культуры речи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….4
Тема 1. История риторики……………………………………………………………………..5
1.1 Риторика в Древней Греции………………………………………………………………...5
1.2 Риторика в Древнем Риме…………………………………………………………………..9
1.3 Традиции красноречия в России…………………………………………………………..12
Тема 2.Основные роды и виды красноречия………………………….…………………….21
Тема 3. Цели и виды речи……………………………………………………………………..30
3.1 Информирующая речь……………………………………………………………………..30
3.2 Аргументирующая речь…………………………………………………………………...32
3.3 Эпидейктическая речь……………………………………………………………………..36
Тема 4. Классический риторический канон и современное публичное выступление…..39
4.1 Инвенция……………………………………………………………………………………40
4.2 Диспозиция…………………………………………………………………………………43
4.3 Элокуция……………………………………………………………………………………50
Тема 5. Культура полемической речи………………………………………………………..57
5.1 Типология споров…………………………………………………………………………..58
5.2 Полемические приемы и психологические уловки……………………………………...62
Тема 6. Риторические основы журналистики………………………………………………..66
Тема 7. Риторика в сфере связей с общественностью………………………………………71
Контрольные задания…………………………………………………………………………..76
Практические задания………………………………………………………………………….80
Тесты…………………………………………………………………………………………….89
Литература………………………………………………………………………………………99
ВВЕДЕНИЕ
Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций, что требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить правильно и убедительно. Особенно риторические компетенции важны в профессиональных сферах, связанных с постоянным межличностным общением, к которым относятся преподавательская деятельность, журналистика, связи с общественностью и др.
Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение риторики:
1. Теория ораторского искусства.
2. Напыщенная и бессодержательная речь (перен.).
Первое известное определение риторики было дано в Древней Греции, где ее описывали «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Такой взгляд на риторику как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию разрабатывался и последовательно излагался в трактатах греческих риторов. Другой подход дает нам римская традиция, считавшая риторику наукой о «хорошей речи», причем в это определение вкладывалось как требование убедительности речи, так и внимание к выражению, к словесному оформлению.
Современная риторика расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения — публичного, официального, научного и делового, как устного, так и письменного. Сегодня риторика представляет собой науку, а также образовательную дисциплину, помогающую научиться правильно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. Именно с таких позиций дает определение риторики А.К. Авеличев: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта».
Риторика как наука пользуется открытиями и достижениями многих наук, опирается на систему категорий таких наук, как лингвистика, философия, логика, психология, этика и др.
Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения.
Таким образом, в системе профессионального образования необходимо изучать не только основные положения общей риторики, но и соответствующую частную риторику, т. е. сосредоточиться на специфике создания речи в определенной профессиональной сфере (к примеру, журналистики, связей с общественностью, юриспруденции и пр.), изучить систему соответствующих жанров речи и указать особенности построения каждого из них.
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ
Риторика в Древней Греции
Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Термин «риторика» (rhetorike) греческого происхождения, восходит к слову rhetor, что означает «оратор».
Современному человеку сложно представить, какое значение имела для античности культура красноречия и каким почетом оно пользовалось. Чтобы оценить это исключительное значение ораторского слова в древности, следует прежде всего вспомнить, что вся культура древности в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги создавались рукописные, очинения приходилось заучивать наизусть, и люди не только хранили их в памяти, но и декламировали на публике.
Красноречие играло важную роль и в общественной жизни античных государств. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые принимали участие в народном собрании. Обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.
Общественную роль играли не только речи в сенате и народном собрании, но и речи торжественные и судебные. Торжественные речи на празднестве или чествовании очень часто выливались в декларацию политической программы, а судебные речи обычно использовались, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.
Очевидно, что больше всего простора для развития красноречия предоставлял демократический строй. Афинская демократия V-IV вв. до н. э. породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла, о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям. Правда, все их речи остались незаписанными, и потомки могут о них судить лишь по великолепной речи, которую Фукидид в своей «Истории» вкладывает в уста Перикла.
Первым оратором, который стал записывать свои речи, считается Антифонт. Лисий, признанный образец простоты и изящества, стал основателем первой риторической школы. Исократ - "отец красноречия", сам почти не выступал публично, но оставил много написанных речей и воспитал множество талантливых учеников.
В обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале человека. Это был образ "общественного человека", способного держать в своих руках управление государством; и искусство владения речью являлось непременной и важнейшей чертой этого образа.
Выразителями этого человеческого идеала выступили во второй половине V в. до н. э. софисты - странствующие "учителя мудрости" (от греч. sophia – «мудрость»). В основе софистики лежит учение об относительности истины и представление о человеке, как мере всех вещей. Объективной истины нет, есть только субъективные суждения о ней, поэтому можно лишь утверждать, что одно мнение убедительнее другого. Научить убедительности, научить "делать слабое мнение сильным" - так представляли свою главную задачу софисты-преподаватели. Для этого в их распоряжении были два средства: диалектика, искусство рассуждать, и риторика - искусство говорить; первая обращалась к разуму слушателей, вторая - к чувствам. Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения.
Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин – «софизм». Софизм - это доказательство по форме правильное, но по существу ложное, основанное на игре слов. В современном языке термин используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми».
Примеры софизмов:
Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, у тебя есть рога.
Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать.
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего - есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего.
Горгий- софист с самой громкой славой. Именно ему принадлежит речь в защиту Елены Прекрасной, жены Менелая, царя Трои. Горгием был написан один из первых учебников красноречия. Он также первый взялся обучать риторике всех желающих с тем, чтобы они умели покорять людей речью, делать их «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Горгий первым стал художественно использовать три риторические фигуры: параллелизм, антитезу и созвучие окончаний; афиняне долго помнили о том неслыханном успехе, какой имели непривычно изысканные, звучавшие как стихи, речи оратора. Горгий, несомненно, был незаурядным психологом: эффект своих речей он усиливал тем, что выступал в пурпурных одеждах.
Расцвет софистики был бурным, но недолгим. Возвысившись с подъемом афинской демократии, она закатилась вместе с нею. Первый вызов софистическому идеалу единства философии и риторики был брошен Сократом (470-399 гг. до н.э.). Сократ выступил против краеугольного положения софистов - учения об относительности истины. Для Сократа абсолютная истина существует, она божественна, выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. В то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние.
В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сложился круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе не ради развлечения, не ради практических дел, а ради обретения истины. Итак, прекрасная речь, по Сократу, - это диалог, в котором рождается истина. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ.
Идеи Сократа были развиты его учеником Платоном (427-347 гг. до н.э.). Платон познакомился с Сократом в Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав Академию, Платон продолжает развивать идеи Сократа, став величайшим мастером диалога и полемики.
Жанр диалога Платон довел до совершенства. Для риторики особое значение представляют диалоги Платона «Горгий», «Федр» и «Пир». В диалоге «Горгий» представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов). В знаменитом диалоге «Федр» Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:
- чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;
- сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;
- необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы).
Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и российских.
В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить образование, и поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем, долгие годы их связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга («Платон мне друг, но истина дороже»). После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу, так называемый Ликей.
Аристотелю принадлежит заслуга создания научной теории риторики, которая была им изложена в трактате «Риторика», состоящем из трех частей. В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие идеи Платона об ораторском искусстве. В первой части книги Аристотель определял риторику следующим образом: «Риторика – искусство убеждать». Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические). «Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, хвалебных – хвалить или порицать», - указывал Аристотель. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству.
В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место (и кардинально отличался от современного суда). Тогда обвинителем мог выступить каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, например, в Афинах достигало 500 человек. В условиях запутанного судебного права судиться в Древних Афинах было делом нелегким. К тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе многочисленных судей. Поэтому обвиняемые прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления. Выступления заучивались наизусть и произносились в суде.
В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Панегирик в античном обществе - патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа; позднее - похвальное слово оратора в честь кого или чего-либо.
Во второй части «Риторики» Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части заложены основы психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.
Третья часть «Риторики» посвящена вопросам риторического стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства.
Речь должна быть:
· правильной · благозвучной
· ясной · связной
· выразительной · уместной
Аристотель первым заговорил о необходимости использовать различные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.
В период борьбы Афин против македонского наступления на Грецию Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.) стал величайшим оратором страны. Речи Демосфена считаются вершиной аттического красноречия, преклонение перед его гением было всеобщим, его называли «законодателем слова».
Демосфен в молодости вел тяжбу с опекунами, расхитившими его наследство. Юноша сам защищал свои права, и суд вынес решение в его пользу. Окрыленный этим успехом, Демосфен решил посвятить себя политической карьере. Обличительные речи Демосфена против македонского царя Филиппа вошли в историю, получив название «филиппики». В современном языке «филиппика» – это гневная обличительная речь.
Риторика в Древнем Риме
Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Достойный муж, искусный в речах", - таким был идеал римского оратора. Однако, чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа, а идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом.
Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.). Впервые Цицерон выступил на форуме с критикой римского правителя Суллы, после чего ему пришлось надолго покинуть Рим. Вернувшись, он приобрел славу своими яркими политическими речами в сенате, стал сенатором, а затем и консулом республики. В год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон, наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа изгнал из Рима Катилину и казнил его сообщников. После этого народ прославлял Цицерона как второго основателя Рима, а сенат наградил его почетным титулом "отец отечества".
Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Все эти произведения объединяет общая идея необходимости для оратора глубоких знаний и высокой культуры.
В трактате «Об ораторе» Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи стали основами обучения красноречию. Канон (греч. kanon) - правило, положение какого-либо направления, учения.
Цицерон полагал, что оратор, работая над речью, должен пройти следующие этапы:
· Изобрести речь,
· Расположить части речи,
· украсить речь с помощью изобразительно-выразительных средств.
В соответствии с этой традицией выделяются основные разделы риторики:
I. Изобретение (лат. inventio),
II. Расположение (лат. dispositio),
III. Украшение (лат. elocutio).
К ним примыкают
IV. Произнесение (лат. actio),
V. Память (лат. memoria).
Именно эти разделы определили содержание классической риторики и основы обучения красноречию в европейской культурной среде.
Большое внимание в трактате «Об ораторе» уделено проблеме воздействия ритора на чувства слушателей. Цицерон исходил из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.
Трактат «Оратор» отвечает на вопрос, каков идеал красноречия. В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства:
· учить,
· услаждать,
· побуждать.
Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха. «Красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом. Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся», - писал Цицерон.
Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев». Все эти качества современники находили в Цицероне. Он был не кабинетным теоретиком красноречия, а пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, художником слова. О чем бы он ни говорил и ни писал – о политическом убийстве или о моральной проблеме – он всегда находил самые точные и выразительные слова.
Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 – ок. 100 гг. н.э.)Квинтилиан - адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы. Трактат Квинтилиана «Образование оратора» представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.
Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:
I книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой;
II книга – о природе риторики как науки, общие сведения, о занятиях в риторической школе;
III-IX книги – энциклопедия традиционной теории ораторского искусства;
X книга – обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора;
XI книга – о внешних приемах и манерах оратора;
XII книга – о моральном и общественном облике оратора.
В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, поскольку считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия.
Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан же считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике.
Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия:
· о манере поведения оратора перед слушателями,
· о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений,
· о постановке дыхания и голоса.
Сравним также высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.
Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): «Риторика – искусство убеждать».
К в и н т и л и а н: «Риторика – наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях».
Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон – в эпоху республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению – выражать мысли и чувства.
Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие.
Итак, на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но и образ мыслей и поведения людей, т.е. философию жизни. В античную эпоху были сформированы основы риторики как науки и ораторского искусства: классический риторический канон, учение о родах и видах красноречия, о взаимосвязанных элементах риторики (этос, пафос и логос) и о воздействии оратора на аудиторию.
Без предварительного знакомства с античной риторикой, которая лежит в основании всех европейских риторик, невозможно понять и осмыслить пути развития этой науки и искусства в Европе и России нового времени.
Эпоха христианства отвергла античную культуру, как языческую, однако использовала достижения риторики в развитии ее новой отрасли – церковного красноречия, или гомилетики. Гомилетика – искусство церковной проповеди, носит ярко выраженный поучительный характер, опираясь на Библию и сочинения святых отцов.
Традиции красноречия в России
В развитии риторики в России исследователи выделяют следующие основные периоды: риторика Древней Руси (XI - XVII вв.), Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.), Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.), риторика I пол. XIX в., риторика II пол. XIX в., советский период и современная риторика.
Риторика Древней Руси (XI – XVII вв.)
О том, какую значительную роль играло красноречие в Древней Руси, свидетельствует множество синонимов, которые обозначали качества речи: благоречие, благоязычие, благословие, благобеседование, доброречие, добрословие, краснословие, красногласие, сладкогласие, златоустие, правдословие, хитрословие и т.д. Красноречие в Древней Руси развивалось на площадях старинных русских городов. На главной городской площади, на сходах, решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли.
В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера обычно назывались «поучение», «беседа», «слово». Они писались для молодежи, для учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. К дидактическому красноречию следует отнести такие произведения, как «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.), «Житие Сергия Радонежского» (1418 г.), «Житие протопопа Аввакума» (1673 г.).
В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе культуре. Кирилл Туровский – один из выдающихся древнерусских ораторов («достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси»), оставил богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей – вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории.
Риторы и философы восхвалялись как мудрецы и знатоки Священного Писания и книжного учения. В XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы.
Однако учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII века. Первый учебник риторики на русском языке известен под названием «Риторика» Макария ( 1620 г). Это перевод "Риторики" (1577 г.) немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона. Автор перевода доподлинно неизвестен, авторство приписывают новгородскому митрополиту Макарию. Учебник писался в вопросах и ответах, словно диалог вопрошающего ученика и отвечающего учителя.
Первый вопрос: “Что есть риторика и что содержит ее учение?” Ответ: “Риторика есть наука, которая наставляет на правильный путь и полезную жизнь добрыми словами. Называют же эту науку краснословием или сладкогласием”.
Следующий вопрос: “Что есть ритор?” Ритором назван “человек, зело (очень) в науке речения хитрый”. Ритор выступает “в делах и на градских судах”, произносит “пригодные и похвальные речи по обычаю и по законам того государства, где родился”. Обо всем, что бывает “бесчестного или славы достойного, богатого или убогого, праведного или нечестивого” ритор умеет “рассуждать и ко всякому делу подобающие слова прилагать”.
Первая русская “Риторика” написана в двух книгах: “О изобретении дел” и “О украшении слова”. Однако, показывая, как изобретать мысли, автор писал и о “шести частях речи” (то есть о разделах композиции), и о “возбуждении страстей”; а в книге “Украшение речи” он не только перечислил тропы и фигуры, но и указал, как подражать образцовым ораторам.
Каждый раздел риторики сопоставляется с царским деянием: в изобретении ритор обретает мысли и содержание речи - подобно царю, обретшему землю и “людей в ней множество”; память ритора подобна “приведению разумных людей из прочих стран”; а “четыре рода речей” у ритора - это четыре начальника, которые поставлены царем над основными сословиями в обществе: одним повелел “учити”, другим – “судити и управляти”, иным – “пасти”, иным – “воинствовати”. Как видите, ритор XVII века выделил четыре основные речевые профессии в обществе: учитель, государственный человек (который судит и управляет), пастырь (проповедник), воин. Украшение же речи подобно тому, как люди обогащаются и облачаются в “красные и златые” одежды и “богатством многим цветут”.
Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.)
В начале XVIII в. сподвижником Петра I – Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение (на латинском языке), которое представляло собой запись лекционного курса, прочитанного Прокоповичем в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.
Пётр I, убедившись в выдающихся способностях Феофана Прокоповича, в 1716 г. вызвал его в Петербург. В столице Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны «Слово о царском путешествии за границу» и «Слово о власти и чести царской» (1718 г.), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.
«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия», - писал И. Чистович в книге «Феофан Прокопович и его время».
Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.)
Честь создания первой научной теории риторики в России принадлежит М.В. Ломоносову (1711-1765 гг.). В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов глубоко изучил классические риторические сочинения древних авторов и труды по риторике, написанные в России.
Так, в руках у Ломоносова была “Риторика” Михаила Усачева 1699 года, в которой давалось следующее определение: “Риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати”. В первой неизданной рукописи “Риторики” 1743 года Ломоносов словно переводит это определение на современный ему (и нам) язык, несколько иначе расставляя акценты: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать”.
В 1748 году Ломоносов переделал вступление, введя слово “красноречие” и назвав свое сочинение “Краткое руководство к красноречию”. Новый учебник начинался словами: “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”.
Так Ломоносов утвердил в русской науке слово “красноречие”, под которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как “учение о красноречии”.
Три рода правил, о которых говорит наука риторика, показывают: 1) как изобретать идеи (“что о предложенной материи говорить должно”), 2) как изобретенное украшать, 3) как расположить мысли и слова. Здесь мы видим три части классического риторического канона: изобретение, украшение и расположение речи.
Новаторство Ломоносова проявилось в целом ряде глав. Так, он включил в изобретение раздел “О возбуждении страстей”, где показал, как рождаются с помощью речи чувства слушателей. Остроумно пишет Ломоносов о том, что “мало есть таких людей, которые могут поступать по рассуждению, преодолев свои склонности”. Доводов же иногда недостаточно, чтобы привлечь иного слушателя на свою сторону.
Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие, то есть Ломоносов предлагает понять, как и от чего рождается всякое чувство (“страсть”) в слушателях. Последовательно описывает он основные эмоции, которые создаются речью: радость / горесть, любовь / ненависть, страх / смелость, гнев / милость, честь / стыд, чувство соревнования / зависть.
Интересны рассуждения Ломоносова о взаимосвязи риторики и любви: “Любовь есть склонность к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение. Сия страсть по справедливости может назваться мать других страстей, ибо часто для любви веселимся, уповаем, боимся, негодуем, жалеем, стыдимся, раскаиваемся и прочее. Любовь сильна как молния, но без грому проницает, и самые сильные ее удары приятны. Когда ритор сию страсть в послушателях возбудит, то уже он в прочем над ними торжествовать может”.
В своем учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.