Развитие риторики в древней греции

Понятие Ораторское Искусство

Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

По Аристотелю:

Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, то есть то, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Таким образом, аристотелевская риторика не довольствуется достоверным знанием, так как человеческая жизнь и человеческое общение не ограничиваются только точно проверенными силлогизмами, а, наоборот, полны неожиданных суждений и мыслей, придающих речи особую убедительность и даже воздействие на других людей и на целое общество. В риторике Аристотеля, таким образом, объединяются процессы логические и нелогические, рациональные и иррациональные, как это и необходимо для передачи всего многообразия жизненной и творческой практики человека.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ПОЛНО НЕОЖИДАННЫХ ПРОЦЕССОВ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РИТОРИКИ

Предмет риторики сложен и неоднозначен. Соответственно, и круг задач варьируется в зависимости от его определения.

Прежде чем установить предмет риторики, необходимо учесть тот факт, что за 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основных направления.

1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля) .

2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо» . С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту.

3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения»: В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка) .

В русле логического направления риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта

В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы по-строения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой (В. Н. Топоров).

РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древняя Греция. Античная риторика – 7 в. до н. э. – 6 в. до н. э. (вбирает в себя риторику Древней Греции и Древнего Рима).

Исследователи риторики античности пришли к такому мнению, что греки создали не только свою собственную культуру, - они создали парадигму культуры вообще. Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Особый толчок к развитию ораторского искусства в Древней Греции сделали законы Солона. В начале 6 в. до н.э. Солон занимал высший государственный пост в афинском полисе. Солон принял закон, в соответствии с которыми каждый афинянин должен защищать сам свои интересы в суде. Поскольку не все умели делать это, появляются учителя, обучавшие ораторскому искусству. Их называли софистами. И появлялись логографы – люди, которые специально писали речи. Отношение к софистам было двойственным. Сначала слово «софист» означало человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. Софисты учили правилам логического мышления, приемам доказательства и опровержения. Однако скоро главными их заботами стали подбор и применение различного рода уловок, с помощью которых можно было добиться победы и доказать любое положение, каким бы оно ни было. Цель софистов - слабое мнение делать сильным. Отсюда «софизм» - ложный вывод. Цель оратора – софиста не раскрыть истину, а убедить ценой насмешки, унижение достоинства и т.д. Эта беспринципность вызвала недоверие и враждебное отношение к софистам. Но были и положительные черты: первый опыт ораторского искусства дали именно софисты. Представитель – Горгий, теоретик ораторского искусства, которым был написан учебник по ораторскому искусству. Основная мысль его теоретического убеждения: «Слово – есть великий властелин; оно может страх изгнать, печаль уничтожить, радость вселить и сострадание пробудить. Сила убеждения, которая присуща слову и душу формирует как хочет».

Сократ (ок. 470-399 г. до н. э.) противостоял софистам. Он в совершенстве владел диалектическим методом диалога. Он разработал метод поиска истины путем постановки наводящих вопросов (Сократический метод). Для Сократа риторика – искусство вести беседу, рассуждения с целью нахождения истины.

Платон (ок. 427-347 г. до н. э.) – преемник Сократа. В своих сочинениях «Софист», «Горгий и Федр» он закрепил понимание риторики как средства убеждения, считая, что красноречие должно обязательно быть наполнено смыслом. Нельзя допускать пустой речи (болтовни), т.е. мнимой мудрости. Эти три произведения представляют собой диалог Платона, где философ Сократ беседует со своими людьми. Суть бесед: прежде чем что-то обсуждать, надо знать, что подвергнуть обсуждению. Истина – самое главное в публичной речи.

Структура речи по Платону:

- вступление;

- изложение;

- доказательства;

- выводы.

Аристотель (ок. 384-322 г. до н. э.) – теоретик античной риторики, философ, энциклопедист, преемник идей Платона. Он был учителем сына царя Македонии Филиппа. В 335 г. до н.э. появилось сочинение Аристотеля «Риторика». Оно было издано в трех книгах.

В первой книге Аристотель выделил речи:

- совещательные;

- судебные;

- торжественные.

Риторика здесь признается им как наука и искусство убеждать.

Вторая книга посвящена описанию способов убеждения, характеризует личные качества и особенности оратора, с помощью которых он может вызвать доверие слушателей, и говорить о причинах, возбуждающих доверие к говорящему – это разум, добродетель, благорасположение. Аристотель также впервые обращал внимание на учет особенностей аудитории (возраст, особенности поведения, психологическое состояние, общественное положение). Он считал, что выбор способов убеждения зависит от назначения речи. Здесь он выделяет части:

- предисловие;

- рассказ;

- доказательство;

- заключение.

Демосфен - Развитие ораторского искусства достигает своей вершины в деятельности Демосфена.

Наши рекомендации