Развитие физической культуры в Древней Греции

Развитие физической культуры в Древней Греции

Лучшими воинами Древней Греции считались спартанцы Лаконии, которые занимались тяжелыми физическими дисциплинами, демонстрируя лучшие образцы физической подготовки. Самым известным атлетом того времени, проводившим систематические тренировки по подъёму тяжестей, был Мило из Кротона. Он популяризировал прогрессивное обучение, поднимая теленка ежедневно с момента его рождения, пока тот не достигал размера взрослого быка. В 6-м веке до нашей эры он становился чемпионом Пифийских игр семь раз, а в Олимпийских играх побеждал шесть раз.

Классическим примером великолепного физического развития был мифический Геракл, сын Зевса, чьи подвиги и несравненное телосложение служили моделью для всех последующих поколений физкультурников. Греческий, и особенно афинский, идеал о здравом уме в здоровом теле культивировался в гимназиях, где молодые люди учились, тренировались, общались и обсуждали философию.

Наконец, греки занимались физической культурой, как одной из форм профилактической медицины, в качестве средства для выздоровления от болезней и мышечной слабости. Гиппократ считал, что диета и физические упражнения позволят природным силам гармонизировать функции организма. Физическая культура вошла в жизнь цивилизации прочно и надолго, отчасти потому, что многие великие скульпторы того времени прославляли тренированное тело, дающее крепкое потомство. Бронзовые скульптуры Лисиппа, изображающие Геракла, и мраморная римская копия Геркулеса Фарнезе демонстрировали древний идеал физического развития. Этот идеал красоты и по сей день остается одной из основ физкультурного движения.

Спортивные традиции продолжались и в эпоху Древнего Рима, но в более сложной форме и с большим упором на подготовку к войне и гладиаторским боям. В гимназиях появились места для общественных упражнений, а философская составляющая уменьшилась.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА (V-ХVІІ вв.)

В различных частях мира народы в разное время пришли к новым формам физической культуры, соответствующей их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В таких странах, как Индия, Китай, Япония, где развитие шло постепенно, большую роль играли традиции. В этих странах не отказались от старых форм физической культуры, а изменили их. Однако на территории бывшей Римской империи вследствие противоречий, обострившихся также в результате завоеваний варваров, преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Хотя в восточной части империи сами варвары временно ассимилировались, существовавшие там наиболее характерные институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. Иное дело, что в Византии по мере усиления императорской власти были возобновлены некоторые зрелищные мероприятия, получившие новое содержание, в том числе атлетические соревнования и соревнования на колесницах, и, кроме того, наблюдалось сильное увлечение конным поло, заимствованным у персов.

Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою феодальную физическую культуру в соответствии с их специфическими чертами. На преобразовании их физической культуры сказалось влияние народов, которые стояли уже на более высокой ступени феодальной формы физической подготовки. В это, естественно, решающую роль играли также экономические и политические связи. Так, на физической культуре русских княжеств сказывалось влияние Византии, а на физической культуре венгров и поляков – влияние немецкого рыцарского ордена.

Соединения костей

Непрерывные соединения

§ Фиброзные (синдесмоз): связаны соединительной тканью. Более представлены у животных, у человека — ligamentumsacroiliacuminterosseum.

§ Хрящевые (синхондроз): межпозвонковые диски.

§ Костные (синостоз): кость полностью срослась (таз, крестец).

[править]Хрящевое соединение(межпозвоночные суставы, сагиттальный распил)

§ Тело позвонка.

§ Задняя продольная связка.

§ Соединяет задние поверхности межпозвоночных дисков и тел позвонков.

§ Является передней стенкой позвоночного канала.

§ На уровне 3-го шейного позвонка переходит в покровную мембрану.

§ Фиброзное кольцо.

§ Студенистое ядро.

§ Межпозвоночный диск.

§ Передняя продольная связка. Соединяет передние поверхности тел позвонков.

[править]Полуподвижное соединение(симфиз)

§ Лобковый симфиз.

§ Фиброзно-хрящевая структура между лобковыми костями.

В верхней части содержит щелевидную полость.

[править]Прерывные — суставы (синовиальные)

В суставе выделяют:

§ Основные элементы:

§ Суставные поверхности костей покрытые хрящом,

§ сама суставная капсула,

§ суставная полость внутри нее;

§ синовиальная жидкость.

§ Добавочные образования:

§ диски, мениски

§ суставная губа,

§ ворсинки.

Понятия дыхания и его этапы

Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. Вместе с тем, частота дыхания может претерпевать значительные колебания (от 10 до 18 за минуту). У детей частота дыхания составляет 20-30 дыхательных движений в минуту; у грудных детей — 30-40; у новорождённых — 40-60.

В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2000 мл воздуха. Максимальный выдох также составляет около 2000 мл.

После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких.

Благодаря ФОЁ в альвеолярном воздухе поддерживается относительно постоянное соотношение содержания кислорода и углекислого газа, так как ФОЁ в несколько раз больше ДО. Только 2/3 ДО достигает альвеол, который называется объёмом альвеолярной вентиляции.

Взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие 7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту.

Соотношение вдоха и выдоха по времени 1:2 — 1:3.

Без дыхания человек обычно может прожить до 5-7 минут, после чего наступают потеря сознания, необратимые изменения в мозге и смерть.

Дыхание — одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком — наоборот, снижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12 % чаще, чем люди с сильной нервной системой.

Виды дыхания: глубокое и поверхностное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное).

Особые виды дыхательных движений наблюдаются при икоте и смехе.

Транспорт кислорода кровью

Лишь небольшая часть O2 (около 2 %), переносимого кровью, растворена в плазме. Основная его часть транспортируется в форме непрочного соединения с гемоглобином, который у позвоночных содержится в эритроцитах. В молекулы этого дыхательного пигмента входят видоспецифичный белок - глобин — и одинаково построенная у всех животных простетическая группа — гем, содержащая двухвалентное железо.

Присоединение кислорода к гемоглобину (оксигенация гемоглобина) происходит без изменения валентности железа, т.е. без переноса электронов, характеризующего истинное окисление. Тем не менее гемоглобин, связанный с кислородом, принято называть окисленным (правильнее — оксигемоглобин), а отдавший кислород — восстановленным (правильнее — дезоксигемоглобин).

1 г гемоглобина может связать 1,36 мл газообразного O2 (при атмосферном давлении). Учитывая, к примеру, что в крови человека содержится примерно 15 г % гемоглобина, 100 мл его крови могут переносить около 21 мл O2 . Это так называемая кислородная емкость крови. Оксигенация гемоглобина (иначе говоря, процент, на который используется кислородная емкость крови) зависит от парциального давления O2 в среде, с которой контактирует кровь. Такая зависимость описывается кривой диссоциации оксигемоглобина (рис. 9.1.1). Сложная S-образная форма этой кривой объясняется кооперативным эффектом четырех полипептидных цепей гемоглобина, кислородсвязывающие свойства (сродство к O2 ) которых различны.

Развитие физической культуры в Древней Греции

Лучшими воинами Древней Греции считались спартанцы Лаконии, которые занимались тяжелыми физическими дисциплинами, демонстрируя лучшие образцы физической подготовки. Самым известным атлетом того времени, проводившим систематические тренировки по подъёму тяжестей, был Мило из Кротона. Он популяризировал прогрессивное обучение, поднимая теленка ежедневно с момента его рождения, пока тот не достигал размера взрослого быка. В 6-м веке до нашей эры он становился чемпионом Пифийских игр семь раз, а в Олимпийских играх побеждал шесть раз.

Классическим примером великолепного физического развития был мифический Геракл, сын Зевса, чьи подвиги и несравненное телосложение служили моделью для всех последующих поколений физкультурников. Греческий, и особенно афинский, идеал о здравом уме в здоровом теле культивировался в гимназиях, где молодые люди учились, тренировались, общались и обсуждали философию.

Наконец, греки занимались физической культурой, как одной из форм профилактической медицины, в качестве средства для выздоровления от болезней и мышечной слабости. Гиппократ считал, что диета и физические упражнения позволят природным силам гармонизировать функции организма. Физическая культура вошла в жизнь цивилизации прочно и надолго, отчасти потому, что многие великие скульпторы того времени прославляли тренированное тело, дающее крепкое потомство. Бронзовые скульптуры Лисиппа, изображающие Геракла, и мраморная римская копия Геркулеса Фарнезе демонстрировали древний идеал физического развития. Этот идеал красоты и по сей день остается одной из основ физкультурного движения.

Спортивные традиции продолжались и в эпоху Древнего Рима, но в более сложной форме и с большим упором на подготовку к войне и гладиаторским боям. В гимназиях появились места для общественных упражнений, а философская составляющая уменьшилась.

Наши рекомендации