Что относится к особенностям публичной речи?
1. наличие (отсутствие) обратной связи с аудиторией. Обратная связь с аудиторией – реакция аудитории на слова оратора.
2. устная форма ее подачи. Любая публичная речь представляет собой живой разговор со слушателями, но мы помним, что мы говорим о профессиональном ораторе, имеется ввиду, чтомы в процессе разговорной и устной речи публичной используем устную форму литературного языка.
3. следующая особенность обозначает сложную взаимосвязь между книжной речью и ее устным выражением. Мы должны понимать, что текст нашей рукописи при прочтении будет приобретать из письменной формы устную, поэтому мы должны соблюдать законы благозвучия.
4. речь идет об использовании разных средств общения оратора с аудиторией. Про языковые средства мы сейчас частично говорили, однако очень важную роль, иногда преобладающую роль имеют невербальные средства общения, их также называют паралингвистическими, к ним относятся, во-первых, интонация; во-вторых, громкость голоса; Тембр речи, тембр голоса; темп речи; особенности произнесения звуков;жестикуляция оратора;мимика
Самый просто способ привлечь к себе аудиторию – стоять с прямой спиной,с поднятой головой. Руки желательно в свободной форме держать и ими управлять.
По содержанию и целевой установке оратора выделяют следующие виды публичной речи:
- развлекательная речь (приветственная, благодарственная, праздничная);
- речь информационная (обычно отсутствует т.н. спорный момент, т.е. информация в таком типе речи должна передаваться слушателю, не вызывая спорных моментов);
- речь агитационная (воодушевляющая, убеждающая и побуждающая); В чистом виде редко встречаются, переплетаются, т.к. чтобы кого-то убедить, нужно сначала воодушевить слушателей, а потом призвать к действию.
Публичная речь происходит в виде монолога, но иногда сам оратор может запрограммировать элементы диалога в своем выступлении.
Ключевым признаком публичной речи является ее эффективность, под которой понимается оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей, т.е. соотношение достигнутого результата с поставленной целью. Нужно помнить, что эффективность достигается не только путем знания предмета выступления, но и формой подачи.
Что еще обуславливает эффективность публичной речи?
- содержательный фактор – правильный выбор темы, т.е. уместный, знание предмета, свободное владение текстом, как текстом НПА, так и материалами дела, судебной практикой.
- речевой этикет.
- логический фактор, логически выстроенную композицию нашей речи, логику в подаче материала, логику в оценке использования доказательств как своих, так и противоположной стороны.
- лингвистический фактор – высокая культура речи, богатство языка, точность языка, ясность и выразительность.
- нормативность словоупотребления (соответствие используемых нами слов нормам русского языка), правильность фразового построения.
- фактор образной эмоциональности и выразительности речи. Здесь подразумевается использование метафор, троп, фразеологизмов, пословиц, поговорок, юмора и т.д.
- психологический фактор. Взаимосвязь оратора с аудиторией – прямая и обратная связь.
- хорошая техника речи. Под техникой речи понимается фонетическая организация речи, т.е. фонетика, произношение, ударение, четкая дикция, логическое ударение и т.д.
Какие правила коммуникации нужно соблюдать, чтобы наша публичная речь была эффективной?
Оратор не должен:
- совершать непонятных речевых актов. Это означает, что мы не должны выступать, если мы не знаем, о чем мы хотим говорить, и не понятно, зачем мы собираемся это делать.
- совершать неискренних речевых актов. Под неискренними речевыми актами появляются выступления, когда мы выступает либо не с продуманной, либо чужой т.з., либо мы не знаем предмета выступления.
- совершать избыточных речевых актов. Имеются ввиду излишние повторы, излишняя аргументация, избыточное использование приемов ораторского мастерства.
- совершать бессмысленных речевых актов. Речь идет о том, что мы должны понимать, что каждое публичное выступление влечет какие-то последствия.
- совершать речевых актов, которые не связаны с предшествующими нашими выступлениями.
Эти принципы речевого Кодекса повлияли на то, что среди людей, которые занимаются профессионально ораторским мастерство, сформулировалиряд правил общения, которые должны соблюдаться, чтобы участники общения чувствовали себя комфортно:
1. принцип равной безопасности. Обозначает невозможность причинения психологического или иного ущерба партнерам или контрагентам при публичном общении. Этот принцип запрещает грубые слова и выражения, обидные реплики и оскорбления, презрительный тон, насмешки, сарказм.
2. принцип децентрической направленности. Невозможность причинения ущерба делу, ради которого мы или стороны вступили во взаимодействие. Силы участников процесса коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных и эгоцентрических интересов, должны быть направлены на поиск оптимального решения той или иной проблемы.
3. принцип адекватности того, что было воспринято тому, что было сказано. Мы должны понимать, что нельзя причинять ущерб сказанному путем намеренного искажения смысла и целей выступления.
Факторы, которые способствуют благоприятному речевому общению:
- предоставление каждому возможности осуществить свое право на общение и высказать свою т.з. Где у нас этот принцип зафиксирован? Принцип равноправия и состязательности сторон.
- предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции, необходимой для публичного выступления.
- чаще всего нормальный речевой климат создается благодаря тому, что каждый из участников должен четко понимать, что та или иная ситуация речевого общения – ситуация, которая возникает не потому что там кто-то захотел, эта ситуация либо необходима, либо ситуация, которая выгодна всем участника общения.
- зная, что эта ситуация либо необходима, либо выгодна всем,нужно уметь слушать партнера.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Под культурой речи оратора понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения оратора с аудиторией при условии соблюдения современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей и задач.
В данном определении затронуты три аспекта культуры речи:
- нормативный;
- этический;
- коммуникативный.
Одной из основных задач культуры речи является охрана литературного языка и его норм. Считается, что литературный язык является высшей формой исторического развития национального языка, который носители языка воспринимают как образец. Соответственно, мы говорим, что оратор должен следовать нормам литературного языка, и к важным нормам литературного языка относятся:
1. орфоэпические (фонетические) правила, которые относятся к единичным правилам произношения отдельных звуков и их сочетаний;
2. лексические правила, связанные с нормами употребления и недопустимости употребления в рамках литературного языка отдельных слов и их сочетании в соответствии с их смысловым выражением и значением;
3. грамматические правила образования форм слов, сочетания слов для построения предложений определенного вида;
4. стилистические правила – приемы и средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.
К признакам литературного языка относятся его общее понятное использование для всех носителей языка, его кодифицированность (официальное признание и описание в грамматиках, словарях, справочниках и т.д.), нормативность, т.е. те правила, которые закреплены в грамматике, считаются нормой.
Конечно, мы должны обратить внимание на специфику языка права, которым мы будем пользоваться и сейчас изучаем. Культурой публичной речи всегда является мотивированное выступление, т.е. у нас должен быть мотив и цель, ради которой мы выходим на ораторскую трибуну. Применительно к языку права, у нас иногда цель и задачи нашего выступления определяются НПА и нашим процессуальным положением в каждой ситуации. Чтобы овладеть культурой речи юриста, нам нужно хорошо владеть юридической терминологией и знанием норм материального и процессуального права.
Официально деловой стиль в целом обслуживает сферу официально деловых отношений, его функция определяется как информационная, т.е. целью является передача информации. Для официально-делового стиля характерны следующие параметры, некоторые из них относятся не только к официально-деловому стилю, но и к юридическому языку вообще.
Первое – наличие штампов и речевых клише.
Следующая позиция – общие формы изложения наших речей, это относится как к письменным документам, так и устным, потому что к общепринятым формам изложения документов относятся нормы, например, изложения искового заявления, мы не можем поменять. Также любое судебное решение построено по той конструкции, которая определена тем или иным процессуальнымкодексом.
Дальше – стандартное расположение материала. Положеносначала излагать тезис, потом аргументы (доказательства), потом выводы.
Дальше – понятие нормативности. Нормативности не применительно к нормам грамматики, стилистики и т.д., а понятие нормативности – это толкование норм действующего закона так, как это принято сейчас в данный момент, в первую очередь, законодателем, во вторую очередь, судебной практикой, в третью очередь, нами самими.
Единственная процессуальная фигура, которой дозволительно критиковать действующие нормы права – это адвокат.
Следующее – широкое использование специальной терминологии и номенклатурных наименований.
Следующая характеристика – использование отглагольных существительных, т.е. существительные, которые образованы от глаголов. Обеспечение, возбуждение и т.д. У нас в юридической речи преобладает прямой порядок слов. Рекомендация использовать при повторении фраз и предложений прямой порядок слов.
Качества воздействующей публичной речи:
- благозвучие;
- ясность;
- точность;
- логичность;
- выразительность.
Теория ораторского искусства имеет собственное наполнение каждого из параметров.
Благозвучие предполагает наиболее совершенное с т.з. говорящих на данном языке людей сочетание звуков, которое, во-первых, удобно для произношения, во-вторых, приятно для слуха.
Ясность.
- предметная ясность, т.е. когда мы при помощи языковых средств ясно и четко формулируем свой тезис и аргументы своей публичной речи, т.е. когда мы обозначаем смысл нашего выступления;
- языковая ясность – речь идет о том, что во всех языках есть много слов, которые совпадают по звучанию и различаются по смыслу, либо схожи по звучанию, но различаются по смыслу, и задача публичного оратора в том, чтобы знать, какое ты слово используешь, знать точно в его изложении.
Логичность речи. Под логичностью речи понимается выражение в смысловых связях компонентов текста обусловленных взаимоотношений. Это означает, что мы должны логично использовать, во-первых, слова и их сочетания, во-вторых, приемы ораторского мастерства, выстраивать логику в композиции речи.
Чтобы проверить, соблюдаем ли мы т.н. логическую культуру при написании, а потом произнесении публичной речи, есть вопросник:
1. Правомерна ли постановка такого-то вопроса? Имеется ввиду, правомерна ли постановка целей и задач, которые мы выбрали? Правомерна ли постановка формулировки тезиса? Правомерна постановка вопроса, применительно к оспариванию аргументов противника?
2. Достаточно ли мы привели аргументов, что достичь своей цели?
3. Все ли используемые понятия точны, однозначны и ясны?
4. Соответствует ли в Вашей речи определение логическим стандартам? Проверяется логика изложения материала, логику в том, как мы из тезисов и аргументов делаем выводы, потому что, если у нас выводы плавно не проистекают из наших тезисов, значит, наши выводы неправильны.
5. Все ли из приведенных аргументов необходимы?
6. Правильно ли нами проведена классификация аргументаций, доказательств? Нужно помнить, что мы в речи приводим как собственные доказательства, так и контраргументы.
7. Законно, правильно ли то или иное доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание, которые связывают у нас разные части нашего выступления и его композицию?
Следующим качеством речи является уместность использования языковых средств и приемов.
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Риторические фигуры – приемы ораторского мастерства, повышающие логичность, выразительность и четкость речи.
1. Анафора (от греч. движение или вознесение вверх) – представляет собой повторение отдельных слов или словесных оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
2. Эпифора – повторы слов в конце смежных отрезков предложений.
3. Кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается.
4. Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
5. Синтаксический параллелизм (от греч. идущий рядом) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
6. Антитеза (от греч. противоречие, противопоставление) – прием ораторского мастерства, который должен противопоставляться нашему тезису (основной мысли). Антитеза – высказывание, которое содержит некоторое противопоставление, может возникать по разным основаниям.
7. Градация (от лат. постепенность) – расположение частей высказывания либо в порядке нарастания, либо в порядке убывания какого-либо признака.
Особый класс образуют т.н. фигуры мысли, которые в публичной речи отображаются в определенных фигурах речи. И они призывают не забывать оратора поддерживать и оживлять контакт с аудиторией. К таким фигурам мысли-речи относятся риторическое обращение (нужно отличать от риторического вопроса). При этом риторическое обращение – обращение к аудитории, которое призвано оживитьвнимание аудитории, а риторический вопрос риторическому вопросу рознь.
Следующими фигурами речи являются тропы. Если кратко дать определение – это слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, в переносном значении.
Метафора (с греч. перенос) – перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Перефраз (перефраза) – замена слова описательным выражением.
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания одногопри помощи другого.
Гипербола (от греч. преувеличение) – образное выражение, основанное на преувеличении каких-л. признаков объекта.
Метонимия – троп, состоящий в обозначении предмета словом, указывающим на иное понятие в соответствии с каким-либо сходством или отношением между ними.
Специфика языка права
Культура публичной речи – всегда мотивированное использование такого языкового материала, который является оптимальным для данного места и содержания нашей речи.
+
2. Публицистический стиль.
Функции: сообщение и воздействие. Характеризуется многоплановостью, открытостью темы и полемичностью.
3. Научный стиль. Требует точности словоупотребления, последовательности изложения (логика композиции), синтаксическая усложнённость предложений. Цель научного стиля – доказательство того или иного тезиса. Формальная логика.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛЬНОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Экспансия буквы «о». Мы этого не прочитаем ни в одном учебнике! ЮС говорила про благозвучия, говорила, что некоторые гласные для нашего языка и уха легко воспринимаются.При этом в русском языке многослов, в которых преобладает буква «о». Психологи установили, что большое кол-во буквы «о» и звука «о» оказывает гипнотическое усыпляющее внимание на аудиторию. Слово, в которомпреобладает буква «о», к этим словам цепляются слова, в которых тоже много «о». Получается«о»-образный текст. Нужно короче исключать букву «о» из выступлений своих.
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОРАТОРА
ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА
Паралингвистический способ воздействия на аудиторию.
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ, МИМИКА И ЖЕСТИКУЛИЦИЯ
Как смотреть на аудиторию? Передвигать взгляд по кругу (если аудитория ~40 человек). Если аудитория большая, то смотрим примерно на 2-3 ряд и по бокам; а также на 5-6 ряд в центр (треугольник). Что делать, если вы собрали стадион? 1-3 ряд посередине, 8-9 ряд посередине (партер).
Параметры, которые способствуют хорошему воздействию на аудиторию.
Доброжелательность и доверчивый тон (без надменности). Доверительный тон не путать с назидательным.
Естественность. Когда мы выступаем перед аудиторией, то аудитория является энергетическим вампиром. Мы теряем энергию, организм сопротивляется – начинаем заикаться, забываем текст, теряем нить рассуждения. К естественности относится то, что мы, допустив оговорку, извиняемся и исправляем её.
Раскрепощённость (не путать с развязностью). Свободно владеем текстом, визуальным контактом, жестикуляцией. Раскрепощённость подразумевает свободу от внешних факторов, которые могут негативно повлиять на наше выступление.
Разговорный стиль изложения. Важно не допускать ошибок при переходе от письменной к устной речи: не применять ненормативную лексику (не относящуюся к сути выступления), разговорный стиль быть естественен для нас.
Свободные жесты и движения. Мимика и жестикуляция являются идентификационными признаками человека. Есть жесты закрытые и открытые.
Правила по поводу жестов
1. Жесты д.б. естественными, непроизвольными и органичными. Нельзя прибегать к механической жестикуляции. Жест должен совпадать с ритмом вашего выступления. С интонацией, ударением, паузами, что достигается только благодаря увлечённости и владению текстом.
2. Жесты не д.б. непрерывными. Не каждая фраза должна отрабатываться жестом.
3. Жесты не д.б. однообразными.
4. Жесты должны отвечать своему назначению.
ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА.
Внешний вид оратора должен соответствовать его статусу, предназначению и целям и задачам нашего публичного выступления. Соответственно, у нас вырастает необходимость в обозначении делового стиля.
Следующее – поза оратора. Поза оратора должна у аудитории внушать доверие. Тренируемся! Самая проверенная поза – выпрямленная спина!
Теперь жесты. Жесты есть открытые, есть закрытые. ЮС говорила, что многие люди, которые вынуждены выступать с публичными речами, они волнуются, волнуются все. Поэтому из всех закрытых для оратора жестов,можно допускать жест, когда мы сцепляем руки за спиной, но эта жестикуляция не должна быть постоянной.
Жесты для оратора делятся еще на две группы: неконтролируемые, т.е. присуще каждому человеку, он их совершает бессознательно.
Вторая группа - осознанные жесты, которые мы включаем в процесс публичного выступления параллельно с текстом, потому что все знаменитые ораторы говорят, что осознанные жесты призваны подчеркивать, усиливать нашу аргументацию, тезисы и вывод.
Визуальный контакт с аудиторией.
Большое значение имеет то, как мы устанавливаем в целом контакт с аудиторией, здесь есть несколько рекомендаций. Первое - для установления контакта с аудиторией оратор должен выражать доброжелательность, которая выражается в доверительном тоне.
Второе – естественность в изложении материала.
Свободные жесты и движения, ЮС сказала, но здесь имеются ввиду свободные жесты и движения.
Дикция – мы частично ее затронули – четкое произношение звуков и слов.
Очень эффектными являются паузы для привлечения внимания. Пауза имеет несколько расшифровок и предназначений в тексте, потому что паузой можно привлечь внимание аудитории, которое мы утратили, с другой стороны, паузой можно акцентировать ту часть речи, которую мы произносим, т.е. делать акцент.
Следующий параметр дикции – интонация.