Особенности публичной речи

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

В письменной речи, конечно, тоже чувствуется общая интонация сообщения, выраженная в порядке слов, выборе синтаксических конструкций, в оформлении их определенными знаками препинания. Однако те интонационные нюансы, которые присущи устной речи, в письменной не могут быть выражены, и о них можно только догадываться. Кроме того, устная речь более свободна синтаксически, менее отягощена союзами и чаще использует вместо них бессоюзную, интонационную связь слов, предложений и частей текста.

Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умения оратора. Взаимодействие оратора и аудитории.

Личность оратора

Что нужно человеку для того, чтобы приобрести навыки

ораторского выступления?

Конечно, в первую очередь нужно отметить значение

природных данных. К ним относятся особенности нервной систе-

мы, функциональной деятельности мозга, строение голосовых

связок, двигательного аппарата. Будущему оратору необходи-

мо обладать развитым произвольным вниманием, хорошей об-

разной и логической памятью, сообразительностью, глубиной

и широтой мышления. Цицерон говорил: «Совершенство не дано

никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете прибли-

зиться к нему настолько, насколько вам позволит природа».

Конечно, наличие природных данных весьма значительно,

но обратите внимание и на другую мысль Цицерона, которая

имеет едва ли не более весомое значение – это желание самого

человека добиться поставленной цели, внутренняя установка на

успех. Ведь недаром говорится: «Дорогу осилит идущий!».

Кроме этого, в человеке, который хочет влиять на дру-

гих, должна ярко проявляться Личность. «Типичными лично-

стными качествами являются самостоятельность и оригиналь-

ность мышления, доброжелательность, открытость, уверенность

в себе, обаяние, артистичность и, несомненно, трудолюбие, силь-

ная воля и активный характер.»1

Если оратор является такой личностью – сильной,

умеющей убеждать, влиять на поведение людей, – то очень

важным фактором становятся нравственные установки, кото-

рые он несет в массы. Как утверждают социологи, в нашей

стране сейчас господствует нравственный плюрализм: каждый

человек имеет свой моральный кодекс. Такое положение ве-

щей опасно, поскольку может привести к моральной нераз-

борчивости или вседозволенности. Уважая личное мнение

каждого, все же необходимо формировать и определенную

систему ценностей, руководствуясь которой человек, с одной

стороны, не теряет своих индивидуальных качеств, а с другой

– является представителем определенного социума. Поэтому

риторическое образование должно сопровождаться этическим

просвещением и нравственным воспитанием, формирующим

такие принципы социального взаимодействия людей, как от-

каз от монополии на истину, готовность к диалогу и компро-

миссу, позитивная критика, борьба со злом, любовь к ближ-

нему, порядочность и честность.

Знания, навыки и умения оратора.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По
определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию
наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

• навык отбора литературы;

• навык изучения отобранной литературы;

• навык составления плана;

• навык написания текста речи;

• навык самообладания перед аудиторией;

• навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

• самостоятельно подготовить выступление;

• доходчиво и убедительно излагать материал;

• отвечать на вопросы слушателей;

• устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

• применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со
слушателями может

оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно
излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в
отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его
индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы
приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и
настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще
выступать.

Взаимодействие оратора и аудитории.

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е. оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение. Так называемая вежливая тишина – показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместес тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами.

Главный показатель взаимопониманиямежду говорящим и слушающим – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале.

Контакт может быть полнымили неполным,охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления. Факторы, влияющие на установление контакта:

1) актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления;

2) личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем;

3) особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.;

4) психология слушателей: аудитория предъявляет к оратору определенные требования и ждет, что он их оправдает. Слушатели должны чувствовать уверенность оратора, его спокойствие и достоинство, твердость и решительность в голосе;

5) внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача– заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, удержать внимание до конца выступления.

Наши рекомендации