Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики

Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,

Кандидат юридических наук,

Юлия Сергеевна Меркулова.

ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.

Одной из целей ораторского искусства является обеспечение коммуникативного общения (но Ю.С. против таких словесных оборотов).

Целью любого публичного выступления является воздействие на публику с тем, чтобы эту мысль усвоить, а усвоив, либо стать сторонником, либо просто усвоить. Цель публичного выступления – получение на свою сторону сподвижников, которые станут верить в то, что вы говорите, нужно убедить, что правы вы в тезисах, аргументах, выводах.

Ораторское мастерство в русском языке называется судебным красноречием. Судебное красноречие – специфический вид ораторского мастерства.

ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА И СПЕЦИФИКА СУДЕБОГО КРАСНОРЕЧИЯ.

Откуда появилось ораторское искусство? Где впервые появилось оно как отрасль знаний? В Древней Греции. В Др. Греции были созданы первые школы риторов, наука о красноречии – риторика. Риторика (буквальный перевод) – плавное течение реки. Древние греки сравнивали умение хорошо говорить с плавным течением реки. Позднее в Др. Риме риторика превратилось в ораторское мастерство. Ораторское мастерство имеет латинские корни – умение говорить.

Под ораторским искусством понимается в настоящее время:

Высокая степень мастерства публичного выступления.

Качественная характеристика ораторской речи.

Искусное владение живым литературным языком.

Ораторское мастерство – искусство использования вербальных (словесных) и невербальных средств построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Нужно помнить, что такой цели ораторского искусства можно достичь только тогда, когда знаем не только приемы ораторского мастерства, но и грамотно выбираем предмет выступления, определяем цель и уже для них подбираем средство.

Что еще является спецификой и накладывает безусловную, обязательную составляющую для учета любому оратору?Это знание национальных и культурных особенностей аудитории, перед которой мы выступаем. Второе – возраст аудитории, перед которой мы выступаем, потому что по-разному складываются ситуации. Дальше – пол, как ни странно, перед кем мы выступаем. Естественно, наш языковой опыт произнесения речи на том или ином языке (или отсутствие опыта).

Нужно помнить, что ораторское искусство не бывает однородным, выделяют разные виды ораторского искусства: бытовое ораторское мастерство, социально-политическое ораторское искусство, академическое ораторское искусство, научное ораторское искусство (далее – ОИ), богословское ОИ, актерское ОИ и т.д.

В советские времена были принят новые кодексы, все эти приемы эмоционального воздействия отошли на 2 план, потому что требованием к судебному оратору стало - знание закона, знание материалов дела, знание судебной практики (Постановления Пленумов ВС), нужно помнить, что целью судебного ораторского выступления (не только судебного) является следующие составляющие, они разные:

- умение разъяснять;

- умение объяснять;

- умение доказывать;

- умение убеждать;

- умение переубеждать

Своего противника, собеседника, судью, контрагента.

Какими знаниями, навыками и умениями должен обладать судебный оратор? Мы говорили, что оратор должен уметь грамотно, логически связанно, ярко, убедительно, выразительно излагать свою мысль и убеждать в правильности позиции. Толковые словари отмечают 3 составляющих, которые определяют оратора:

1. лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

2. человек, который произносит публичную речь перед аудиторией;

3. те люди, которые обладают талантом ораторского мастерства от рождения.

Какие навыки лежат в основе ораторского мастерства.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Под культурой речи оратора понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения оратора с аудиторией при условии соблюдения современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей и задач.

В данном определении затронуты три аспекта культуры речи:

- нормативный;

- этический;

- коммуникативный.

Одной из основных задач культуры речи является охрана литературного языка и его норм. Считается, что литературный язык является высшей формой исторического развития национального языка, который носители языка воспринимают как образец. Соответственно, мы говорим, что оратор должен следовать нормам литературного языка, и к важным нормам литературного языка относятся:

1. орфоэпические (фонетические) правила, которые относятся к единичным правилам произношения отдельных звуков и их сочетаний;

2. лексические правила, связанные с нормами употребления и недопустимости употребления в рамках литературного языка отдельных слов и их сочетании в соответствии с их смысловым выражением и значением;

3. грамматические правила образования форм слов, сочетания слов для построения предложений определенного вида;

4. стилистические правила – приемы и средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.

К признакам литературного языка относятся его общее понятное использование для всех носителей языка, его кодифицированность (официальное признание и описание в грамматиках, словарях, справочниках и т.д.), нормативность, т.е. те правила, которые закреплены в грамматике, считаются нормой.

Конечно, мы должны обратить внимание на специфику языка права, которым мы будем пользоваться и сейчас изучаем. Культурой публичной речи всегда является мотивированное выступление, т.е. у нас должен быть мотив и цель, ради которой мы выходим на ораторскую трибуну. Применительно к языку права, у нас иногда цель и задачи нашего выступления определяются НПА и нашим процессуальным положением в каждой ситуации. Чтобы овладеть культурой речи юриста, нам нужно хорошо владеть юридической терминологией и знанием норм материального и процессуального права.

Официально деловой стиль в целом обслуживает сферу официально деловых отношений, его функция определяется как информационная, т.е. целью является передача информации. Для официально-делового стиля характерны следующие параметры, некоторые из них относятся не только к официально-деловому стилю, но и к юридическому языку вообще.

Первое – наличие штампов и речевых клише.

Следующая позиция – общие формы изложения наших речей, это относится как к письменным документам, так и устным, потому что к общепринятым формам изложения документов относятся нормы, например, изложения искового заявления, мы не можем поменять. Также любое судебное решение построено по той конструкции, которая определена тем или иным процессуальнымкодексом.

Дальше – стандартное расположение материала. Положеносначала излагать тезис, потом аргументы (доказательства), потом выводы.

Дальше – понятие нормативности. Нормативности не применительно к нормам грамматики, стилистики и т.д., а понятие нормативности – это толкование норм действующего закона так, как это принято сейчас в данный момент, в первую очередь, законодателем, во вторую очередь, судебной практикой, в третью очередь, нами самими.

Единственная процессуальная фигура, которой дозволительно критиковать действующие нормы права – это адвокат.

Следующее – широкое использование специальной терминологии и номенклатурных наименований.

Следующая характеристика – использование отглагольных существительных, т.е. существительные, которые образованы от глаголов. Обеспечение, возбуждение и т.д. У нас в юридической речи преобладает прямой порядок слов. Рекомендация использовать при повторении фраз и предложений прямой порядок слов.

Качества воздействующей публичной речи:

- благозвучие;

- ясность;

- точность;

- логичность;

- выразительность.

Теория ораторского искусства имеет собственное наполнение каждого из параметров.

Благозвучие предполагает наиболее совершенное с т.з. говорящих на данном языке людей сочетание звуков, которое, во-первых, удобно для произношения, во-вторых, приятно для слуха.

Ясность.

- предметная ясность, т.е. когда мы при помощи языковых средств ясно и четко формулируем свой тезис и аргументы своей публичной речи, т.е. когда мы обозначаем смысл нашего выступления;

- языковая ясность – речь идет о том, что во всех языках есть много слов, которые совпадают по звучанию и различаются по смыслу, либо схожи по звучанию, но различаются по смыслу, и задача публичного оратора в том, чтобы знать, какое ты слово используешь, знать точно в его изложении.

Логичность речи. Под логичностью речи понимается выражение в смысловых связях компонентов текста обусловленных взаимоотношений. Это означает, что мы должны логично использовать, во-первых, слова и их сочетания, во-вторых, приемы ораторского мастерства, выстраивать логику в композиции речи.

Чтобы проверить, соблюдаем ли мы т.н. логическую культуру при написании, а потом произнесении публичной речи, есть вопросник:

1. Правомерна ли постановка такого-то вопроса? Имеется ввиду, правомерна ли постановка целей и задач, которые мы выбрали? Правомерна ли постановка формулировки тезиса? Правомерна постановка вопроса, применительно к оспариванию аргументов противника?

2. Достаточно ли мы привели аргументов, что достичь своей цели?

3. Все ли используемые понятия точны, однозначны и ясны?

4. Соответствует ли в Вашей речи определение логическим стандартам? Проверяется логика изложения материала, логику в том, как мы из тезисов и аргументов делаем выводы, потому что, если у нас выводы плавно не проистекают из наших тезисов, значит, наши выводы неправильны.

5. Все ли из приведенных аргументов необходимы?

6. Правильно ли нами проведена классификация аргументаций, доказательств? Нужно помнить, что мы в речи приводим как собственные доказательства, так и контраргументы.

7. Законно, правильно ли то или иное доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание, которые связывают у нас разные части нашего выступления и его композицию?

Следующим качеством речи является уместность использования языковых средств и приемов.

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Риторические фигуры – приемы ораторского мастерства, повышающие логичность, выразительность и четкость речи.

1. Анафора (от греч. движение или вознесение вверх) – представляет собой повторение отдельных слов или словесных оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

2. Эпифора – повторы слов в конце смежных отрезков предложений.

3. Кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается.

4. Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

5. Синтаксический параллелизм (от греч. идущий рядом) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

6. Антитеза (от греч. противоречие, противопоставление) – прием ораторского мастерства, который должен противопоставляться нашему тезису (основной мысли). Антитеза – высказывание, которое содержит некоторое противопоставление, может возникать по разным основаниям.

7. Градация (от лат. постепенность) – расположение частей высказывания либо в порядке нарастания, либо в порядке убывания какого-либо признака.

Особый класс образуют т.н. фигуры мысли, которые в публичной речи отображаются в определенных фигурах речи. И они призывают не забывать оратора поддерживать и оживлять контакт с аудиторией. К таким фигурам мысли-речи относятся риторическое обращение (нужно отличать от риторического вопроса). При этом риторическое обращение – обращение к аудитории, которое призвано оживитьвнимание аудитории, а риторический вопрос риторическому вопросу рознь.

Следующими фигурами речи являются тропы. Если кратко дать определение – это слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, в переносном значении.

Метафора (с греч. перенос) – перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Перефраз (перефраза) – замена слова описательным выражением.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания одногопри помощи другого.

Гипербола (от греч. преувеличение) – образное выражение, основанное на преувеличении каких-л. признаков объекта.

Метонимия – троп, состоящий в обозначении предмета словом, указывающим на иное понятие в соответствии с каким-либо сходством или отношением между ними.

Специфика языка права

Культура публичной речи – всегда мотивированное использование такого языкового материала, который является оптимальным для данного места и содержания нашей речи.

+

2. Публицистический стиль.

Функции: сообщение и воздействие. Характеризуется многоплановостью, открытостью темы и полемичностью.

3. Научный стиль. Требует точности словоупотребления, последовательности изложения (логика композиции), синтаксическая усложнённость предложений. Цель научного стиля – доказательство того или иного тезиса. Формальная логика.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛЬНОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Экспансия буквы «о». Мы этого не прочитаем ни в одном учебнике! ЮС говорила про благозвучия, говорила, что некоторые гласные для нашего языка и уха легко воспринимаются.При этом в русском языке многослов, в которых преобладает буква «о». Психологи установили, что большое кол-во буквы «о» и звука «о» оказывает гипнотическое усыпляющее внимание на аудиторию. Слово, в которомпреобладает буква «о», к этим словам цепляются слова, в которых тоже много «о». Получается«о»-образный текст. Нужно короче исключать букву «о» из выступлений своих.

ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОРАТОРА

ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА

Паралингвистический способ воздействия на аудиторию.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ, МИМИКА И ЖЕСТИКУЛИЦИЯ

Как смотреть на аудиторию? Передвигать взгляд по кругу (если аудитория ~40 человек). Если аудитория большая, то смотрим примерно на 2-3 ряд и по бокам; а также на 5-6 ряд в центр (треугольник). Что делать, если вы собрали стадион? 1-3 ряд посередине, 8-9 ряд посередине (партер).

Параметры, которые способствуют хорошему воздействию на аудиторию.

Доброжелательность и доверчивый тон (без надменности). Доверительный тон не путать с назидательным.

Естественность. Когда мы выступаем перед аудиторией, то аудитория является энергетическим вампиром. Мы теряем энергию, организм сопротивляется – начинаем заикаться, забываем текст, теряем нить рассуждения. К естественности относится то, что мы, допустив оговорку, извиняемся и исправляем её.

Раскрепощённость (не путать с развязностью). Свободно владеем текстом, визуальным контактом, жестикуляцией. Раскрепощённость подразумевает свободу от внешних факторов, которые могут негативно повлиять на наше выступление.

Разговорный стиль изложения. Важно не допускать ошибок при переходе от письменной к устной речи: не применять ненормативную лексику (не относящуюся к сути выступления), разговорный стиль быть естественен для нас.

Свободные жесты и движения. Мимика и жестикуляция являются идентификационными признаками человека. Есть жесты закрытые и открытые.

Правила по поводу жестов

1. Жесты д.б. естественными, непроизвольными и органичными. Нельзя прибегать к механической жестикуляции. Жест должен совпадать с ритмом вашего выступления. С интонацией, ударением, паузами, что достигается только благодаря увлечённости и владению текстом.

2. Жесты не д.б. непрерывными. Не каждая фраза должна отрабатываться жестом.

3. Жесты не д.б. однообразными.

4. Жесты должны отвечать своему назначению.

ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА.

Внешний вид оратора должен соответствовать его статусу, предназначению и целям и задачам нашего публичного выступления. Соответственно, у нас вырастает необходимость в обозначении делового стиля.

Следующее – поза оратора. Поза оратора должна у аудитории внушать доверие. Тренируемся! Самая проверенная поза – выпрямленная спина!

Теперь жесты. Жесты есть открытые, есть закрытые. ЮС говорила, что многие люди, которые вынуждены выступать с публичными речами, они волнуются, волнуются все. Поэтому из всех закрытых для оратора жестов,можно допускать жест, когда мы сцепляем руки за спиной, но эта жестикуляция не должна быть постоянной.

Жесты для оратора делятся еще на две группы: неконтролируемые, т.е. присуще каждому человеку, он их совершает бессознательно.

Вторая группа - осознанные жесты, которые мы включаем в процесс публичного выступления параллельно с текстом, потому что все знаменитые ораторы говорят, что осознанные жесты призваны подчеркивать, усиливать нашу аргументацию, тезисы и вывод.

Визуальный контакт с аудиторией.

Большое значение имеет то, как мы устанавливаем в целом контакт с аудиторией, здесь есть несколько рекомендаций. Первое - для установления контакта с аудиторией оратор должен выражать доброжелательность, которая выражается в доверительном тоне.

Второе – естественность в изложении материала.

Свободные жесты и движения, ЮС сказала, но здесь имеются ввиду свободные жесты и движения.

Дикция – мы частично ее затронули – четкое произношение звуков и слов.

Очень эффектными являются паузы для привлечения внимания. Пауза имеет несколько расшифровок и предназначений в тексте, потому что паузой можно привлечь внимание аудитории, которое мы утратили, с другой стороны, паузой можно акцентировать ту часть речи, которую мы произносим, т.е. делать акцент.

Следующий параметр дикции – интонация.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Считается, что в Древней Греции начало риторики было положено в 5 веке до н.э. софистами, которые будучи сами прекрасными мастерами красноречия еще и обучали других этому искусству (школа риторов).

С развитием Древняя Греция знала многих блестящих ораторов, один из них был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В 330 году написал труд «Риторика». Эта работа отвечает требованиям, которые сейчас предъявляются к научным работам. Именно Аристотель обосновал и доказал, что публичная речь состоит из 3 компонентов:

- личность оратора;

- предмет, о котором он говорит;

- лицо, к которому он обращается, т.е. аудитория.

ДРЕВНИЙ РИМ.

Делится история ораторскогоискусства в Древнем Риме на доцицероновский период и послецицероновский. В доцицероновском периоде одним из крупнейших ораторов был Марк Порций Катон Старший (234-149 г. до н.э.).

Он говорил,что главное в речах – это их внутренний смысл. Часто он выступал в качестве обвинителя в судах по УД, и при выступлении всегда придерживался следующих принципов: 1. Он исходил из сути дела (он изучал материалы дела, позиции всех сторон, доказательства); 2. Он умел очень ясно, логично излагать свои мысли; 3. При том,что он был обвинителем, он давал объективную оценку всем доказательствам, и доказательствам обвинения, и доказательствам защиты.

Следующий римский оратор – Гальба (1 в. до н.э.).

Если посмотреть речи Гальбы, то применялась какая схема? У нас есть тезис. К нему 5 доказательств, 3 из них прямые, неоспоримые, одно сомнительное, непроверенное, косвенное или два сомнительных, одно вообще не проверенное. В зависимости от того, какой тезис вы доказываете, вы должны использовать либо все 5, тогда понимать, в какой последовательности будем излагать в речи доказательства: сначала эмоцию, потом косвенное или три прямых и т.д., либо вообще только три прямых.

Вышеперечисленные ораторы в доцицероновский период наконец то разработали понятие композиции, т.е. это структура речи, которая имеет универсальное свойство. Мы можем эту структуру применять к любой речи, где бы, в качестве кого бы мы ни выступали. Если мы будем соблюдать структуру, то, как минимум, среднего результата мы будем добиваться. В середине 2 в. до н.э. было разработано первое понятие композиции, включало 5 частей:

1. Вступление – задача стояла: привлечь внимание аудитории, завоевать аудиторию (см. выше и ниже какие приемы ораторскогомастерства нужно для этого)

2. Изложение обстоятельств дела состоит из 2 подчастей:

- формулировка нашего тезиса – задача, которую мы как оратор перед собой поставили, т.е. что мы хотим добиться в результате нашего выступления;

- анализ обстоятельств дела – это можно сделать, когда ты заранее готовился, дело изучил, поговорил со свидетелями, знаешь, о чем речь, тогда можешь компоновать картину истории.

3. Приведение доводов (аргументов, доказательств) в пользу своей т.з. Это доказательства, чтобы их приводить, ими нужно владеть.

4. Опровержение доводов противника.

5. Заключение. Заключение – выводы из наших тезисов, аргументов + привлечение внимания аудитории к тому, что мы скажем.

Чем нельзя заканчивать свое судебное выступление? Нельзя просить суд вынести справедливый приговор и на этом остановиться.

Нужно всегда заканчивать конкретным предложением. Любое публичное выступление должно склонить аудиторию к принятию нашей т.з., наша т.з.в выводах должна быть конкретно сформулирована! Если мы в гражданском суде: «Прошу иск удовлетворить» или «Прошу в иске отказать». Если мы в уголовном суде, то если прокурор – должны квалифицировать деяние, показать меру наказания в рамках санкции статьи, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, потом перейти к индивидуализации наказания + надо указать место лишения свободы. Только конкретика.

Марк Антоний (143-87 гг. до н.э.) – оратор, политик, государственный деятель, военноначальник. Он повел римские войска на Египет, его речи отличались пафосом.

Красс (1 в до н.э.) – судебный оратор, отличался в своих речах тщательной подготовленностью к выступлениям, юридической обоснованностью.

Красс использовал ту композицию, о которой ЮС нам говорила. Только он туда добавил юридическую аргументацию, которую мы сейчас называем квалификацией, уже тогда существовал конфликт норм права, т.е. фактически речь шла о том, что те, кто знают, владеют юридическими знаниями, они по мере того как развивали свое публичное ораторское мастерство, они потихоньку формировали нормы права, потому что эти нормы оттачивались во время выступления.

Гай Гракх (153 — 121 г. до н. э). До Гракха оратор всегда стоял и смотрел только на суд, получался спиной к публике.Он развернулся, он стал боком. И сейчас залы судебныхзаседаний: стоят и прокурор, и адвокат боком.

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Именно ему принадлежит крылатое выражение «Поэтами рождаются, а ораторами становятся».

1. Вступление. Во вступлении, по мнению Цицерона, с одной стороны, задача – привлечь внимание аудитории, но главное – обозначить задачи и для аудитории объяснить, для его и в качестве кого вы выступаете.

2. Тезис изложения своей позиции, изложение обстоятельств дела. Цицерон сказал, что здесь, если мы выступаем по юридическому спору, здесь недостаточно изложить только фактические обстоятельства, нужна юридическая аргументация.

3. Доводы в пользу своего тезиса (аргументы, доказательства).

4. Разбить тезисы противника.

5. Цицерон сказал, что пятым пунктом напоминаем свой тезис, делаем повтор тезиса, и с т.з. приемов ораторского мастерства – это прием «кольцо».

6. Выводы, заключение, когда мы четко формулируем выводы из тезиса, из доказательств и предлагаем свое четкое решение вопроса, конкретное и ясное, которое запоминается. Это классическая композиция Цицерона, его никто не пытался переделать, т.к. устоялась позиция.

Французские адвокаты разработали принципы работы со своими доверителями, которые живы до сих пор.

Первое,что сказали адвокаты Франции в конце 18- начале 19 века, это то, что, осуществляя защиту своего доверителя, мы как адвокат должны не нарушать главный принцип – не навреди.

Второй принцип – принцип умения вовремя остановиться.

Последний принцип: задавай вопросы, в ответах на которые ты уверен в 100 %.

При этом к концу 18 – середине 19 века сформировалась блестящая плеяда французскихадвокатов, имена которых надо записать, речи их считается приличным изучать любому грамотному юристу, прокурору и адвокату. Такие адвокаты как Жюль Фавр, Лашо, браться Дюпен, Морнар, Лабори и др. являются до сих пор образцами судебных ораторов.

Ломоносов говорил, что для тогочтобы стать оратором, нужно 5 условий:

1. природное дарование.

2. наука. Ломоносов имел ввиду не только и не столько науку риторику, а любые научные знания как источник прогрессивной мысли и источник, который побуждает человеческий мозг работать, думать, прогнозировать и воспринимать в целом ситуацию.

3. подражание авторам. Что он имел ввиду? Ни в коем случае не плагиат, речь идет о том, что для тогочтобы уметь самому хорошо говорить, писать речи, произносить,нужно знать, кто как писал и говорил речи для тебя.

4. нужно упражняться в сочинениях, писать.

5. знание других наук.

Именно Ломоносов закрепил разделение терминов «красноречие» и «риторика». Ломоносов говорил, что риторика – это наука, учение, правило, а красноречие – навык, искусство, способность, умение.

Следующее, что мы от Ломоносова взяли – понятие хрии. Хрия – древнегреческое слово, обозначающее создание и осуществление (реализацию) образцового риторического сообщения. Что такое хрия? Это подобие композиции для речи, нос дополнениями. По мнению Ломоносова, хрия должна состоять из 8 частей:

1. пояснение. Под пояснениями Ломоносов понимал не только введение, вступление в речь, он говорил,что нужно сразу обозначить вашу позицию, задачи и цели выступления.

2. парафразы. С греческого – распространение темы. Под ними Ломоносов понимал освещение тезиса и обстоятельств дела, т.е. когда мы плавно из введения переходим к тезису, то, что мы во введении, пояснениях обозначили, уже даем полную красивую картину.

3. объяснение причин. Под причинами, если мы бы прочитали текст Ломоносова, он имеет ввиду доказательства и аргументы.

4. противоположности причин. Это те самые контраргументы доказательств противоположной стороны, когда мы в речи предположительно разбиваем аргументы противоположной стороны.

5. очень эффективным ораторским приемом является подтверждение подобного. Подобное подтверждение мыслей тезиса. Фактически речь идет о сравнительном анализе, когда мы в подтверждение своего тезиса приводим уже не только доказательства, имеющиеся, например, в материалах дела, но, когда мы приводим аналогию, приводим схожие случаи.

6. примеры. Примеры расшифровываются в хрии как риторическая индукция.

7. данные, свидетельства, мнения специалистов.

8. заключение, резюме, выводы. Выводы, писал Ломоносов, должны плавно проистекать из 7 частей хрии, выводы должны быть короткими по построению фраз, очень понятными. Очень четкими и ясными.

В советские времена был выдающийся судебный оратор – генеральный прокурор СССР Руденко, который был Генпрокурором с 1953 по 1981 год. Он сам выступал с обвинительными речами, но до этого он был официальным представителем обвинения отСССР на Нюрнбергском процессе, материалы в 5 томах нужно посмотреть.

В публичных речах есть этическое правило: при всем негативе, который может демонстрироватьпотерпевший, мы не имеем право унижать честь и достоинство потерпевшего в любом случае, а вообще говорить негатив по отношению к потерпевшему не можем, за исключением тех случаев, когда преступление образовалось из-за поведения потерпевшего (виктимология).

Какие факторы влияют, и что является спецификой судебной речи,эти обстоятельства мы должны пометить.

Первое, судебная речь ограничена сферой ее применения. Судебная речь – официальная, узкопрофессиональная, произносимая исключительно в зале судебного заседания речь,которая отражает конкретную позицию оратора.

Вторая специфика публичной речи в суде – то, что этой речи присущ оценочно-правовой характер. Поэтому речь в суде носит полемический, т.е. спорный (убеждающий) характер, представляет собой борьбу противоположных мнений.

Основной задачей сторон в прениях является доказывание (прокурором) или опровержение (адвокатом) наличия в действия х подсудимого состава преступления при условии, что событие преступления доказано.

Следующее важное обстоятельство, о котором никогда никому нельзя забывать, это то, что тематика судебной речи строго ограничена материалами рассматриваемого дела.

В основу композиций обвинительной и защитительной речи, если мы имеем дело с профессиональным оратором, всегда как минимальная схема ложится композиция Цицерона. Поэтому ее надо выучить.

Структура обвинительной речи (помним, что калькой является композиция Цицерона):

Вступление.

Во вступлении прокурор обязан указать на общественную опасность деяния, если факт доказан, на характерные особенности дела, и иногда, если речь идет о деле сложном, групповом, многоэпизодном либо просто особой тяжести с большим количеством доказательств, во вступлении излагается программа выступления.

Заключение.

Вступление.

Вступления обычно не должно занимать 1\3 от всего выступления.

Вступление преследует несколько целей и затрагивает несколько аспектов:

- психологический аспект – установление психологического контакта с аудиторией и создание настроя для восприятия речи;

- содержательный момент. Это описание целевой установки речи, сообщение темы выступления, краткое перечисление вопросов и проблем.

- аннотирование – составление краткого описания выступления;

- концептуальный аспект - это указание на специфику поднимаемого в выступлении вопроса, проблемы. Определение ее актуальности и общественной значимости.

Когда мы указываем на характерные особенности дела, особенности могут быть фактологического, юридического, общественно-политического, морально-этического и иного характера. При этом прокурор должен показать действительные, а не мнимые особенности дела, и не любые, а только те, которые имеют правовое значение.

Всякий экспромт – это хорошо отрепетированное действие.

2. Изложение фактических обстоятельствдела.

Смешанный способ заключается в том, что мы можем применить частично хронологию, частично систему оценки, применительно к каждому субъекту УО.

Заключение.

Заключительная речь всегда носит обобщающий характер, если речь шла про многоэпизодные и групповые дела, в заключении характеризуем роль каждого подсудимого, потому что в ГЛ всегда есть исполнители, организаторы и т.д.

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,

Кандидат юридических наук,

Юлия Сергеевна Меркулова.

Наши рекомендации