Закрепление правильного речевого выдоха
Правильное произнесение:
^ Теперь нужно перейти к естественному произнесению слогов. Контролировать свой выдох ребенок должен только ощущением движения воздуха на зубах и слегка — на губах. Можно дать ребенку такую инструкцию: «Вот ты до сих пор говорил, как будто выкладывал каждый слог на ладонь, а теперь просто, совершенно не стараясь, выпускай их изо рта и чувствуй, как они у тебя между зубами просачиваются».
•^ В дальнейшем нужно перейти к произношению звуков [ф — в], если их произношение нарушено, их сейчас очень удобно поста-
..ЗР |
v При произнесении звуков [ф — в] струя воздуха проходит между нижними зубами и верхней губой и ребенок должен чувствовать шуршание воздуха между губой и зубами.
•/ Хорошо, если ребенок будет чувствовать щекотку на нижней губе (она особенно заметна при произнесении звука [в]),попросите его дуть так, чтоб было щекотно.
^ При произнесении глухого [ф]может появляться свистящий призвук, при произнесении звонкого [в] — звенящий. Это нужно приветствовать.
^ Звуки [ф — в] можно тянуть. На фоне такого произнесения звука [в]нужно потренировать речевой выдох при различных изменениях модуляций голоса. Повторяя за вами ребенок должен повышать и понижать голос, усиливать его и ослаблять (это может быть попыткой имитировать звук летящего самолета). Воздушная струя при этом контролируется ладонью, чувством щекотки и ощущением проходящего сквозь верхние зубы воздуха.
^ В дальнейшем поработайте над слогами с этими звуками.
•^ На этом работа над воздушной струей завершена, если ребенок правильно выговаривает звуки [с — з], потренируйте направление речевого выдоха и на фоне произнесения эткх звуков.
Если во время этих занятий вы заметите, что ребенок держится напряженно (поднимает плечи, широко открывает глаза и вообще имеет избыточную мимику, втягивает голову в плечи, дышит верхней частью грудной клетки и т. п.), поработайте с ним над улучшением его общей подвижности (см. с. 33). Зажатость мышц препятствует формированию нормального речевого выдоха и постановке звуков.
-,и л • • '• >;
Исправление речевого слуха
Вы проверили речевой слух ребенка и выписали те пары звуков, которые он между собой путает. Теперь нужно научить его различать эти звуки.
Для работы над речевым слухом можно купить в книжном магазине в отделе логопедической литературы какое-нибудь пособие с речевым материалом и картинками (оно также пригодится для автоматизации звуков). Ниже приводится примерный речевой материал, по аналогии с которым можно придумывать свой собственный. Работа над различением звуков описывается на примере звуков [р — л].
| |
г*г»11±илпсп*цг1 у ирсгл^псП-ИЛ —— н<1 З-Вухх |^1_|* *-> ис^Л5ипа.чс1лг>пи1У1 рснеВОМ Материале не должно быть других сонорных звуков ([и], [л'], [р']).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА
•^ Различение звуков в изолированном положении.Вы произносите различные звуки, среди которых встречаются звуки [р] и [л]: [л], [р]> [з], [б], [м],[р] и т. д. Когда ребенок слышит звук [р](в дальнейшем — звук [л]),он должен поднять руку.
^ Различение звуков в слогах.Вы произносите слоги: [ра], [ды], [ло], [ну], [рэ], [зы]и т. д. Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р](в дальнейшем — звук [л]).Мягкий и твердый звук это разные звуки, которые по-разному звучат и произносятся, поэтому в слогах не должно попадаться мягких звуков [р'] и [л'].
^ Различение звуков в словах(в одном и том же слове не должно встречаться обоих звуков одновременно, в словах не должны попадаться другие сонорные звуки).
— в начале слова:рак, лук, работа, росток, лопата, ласточка (следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово);
— в середине словав положении между гласными: корова, молоток, сало, город, урок, колос;
— в конце слова:вор, мел, комар, опал, гол, кадр, кошмар, вол. Имейте в виду, что парные звонкие согласные в конце слова оглушаются ([з]звучит как [с], [ж]— как [ш]),поэтому пытаться различать их в этой позиции бессмысленно (слово воз звучит как вое, нож — как нош).
Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р](в последующем — звук [л]).
Для детей младшего возраста нужно ограничиться упражнениями на различение звуков, стоящих в начале слова.
^ Различение звуков на фоне близких по звучанию звуков.В дальнейшем вы включаете в речевой материал другие, близкие по звучанию звуки (в нашем примере — сонорные). Звуковые ряды в этом случае будут выглядеть так: [р], [д], [и], [б], [л], [с], [л'], [р], [н],[р'] и т. д. Слоги — [ма], [ро], [ды], [лы], [йа], [шу], [ли], [ра], [бо], [лю]и т. д. Примерные слова: рак, лодка, яма (звучит — йама), лист, лук, рис, лак, йод, рот и т. д. Аналогичным образом подбирайте слова, где звуки [р] и [л] находятся в середине и в конце слова.
| |
шую работу над различением звуков в словах (в середине и в конце слова) можно совмещать с постановкой произношения этих звуков и их закреплением.