Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»)

При выполнении упражнений особое внимание обращаем: на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания; придерживаемся умеренного темпа речи, с четким договариванием слова в полном его объеме; при чтении стихотворений, пении песни, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмеряем расход воздуха с величиной текста.

● Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки).

Пример: С радости-веселья /

Хмелем кудри вьются, /

С горести-печали /

Русые секутся. //

В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.

● «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе.

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

«Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!»

Невербальный тренинг

Различные виды невербального тренинга создают благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции.

Задачи: эмоциональная стимуляция, активация общения, налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей - совершенствование невербальных способов общения.

Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационной и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.

На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуникативной активности. Это проявляется:

• в улучшении голосовых модуляций;

• в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также в интонационно-мелодической выразительности;

• в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

• в активизации общения внутри группы и установлении между испытуемыми эмоционально насыщенных связей;

• в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;

• в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.

В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.

Примеры упражнений:

● Описание. Партнеры невербально обращаются друг к другу.

Инструкция: выберете партнера и представьте себе, что вы разговариваете с ним в метро, где он вас не слышит; через стекло магазина. Вам надо объясниться ему в любви; сказать важную новость; договориться о встрече.

● Описание. Один из участников выражает эмоцию, другие пытаются угадать какую.

Инструкция: изобразите эмоции и состояния: гнев, радость, изумление, наслаждение и т. д.

● Описание. Один из участников имитирует животное.

Инструкция: изобразите какое-нибудь животное, птицу, насекомое (упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение).

● Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие, наблюдательности и памяти:

а) подростки двигаются произвольно под музыку;

б) двигаются и напевают мелодию;

в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;

г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.

● Развитие координации движений.

Установка: координация – пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.

Упражнения:

а) подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотографии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться, восхищаться, смеяться;

б) медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, раскрыть ее, читать, передавать эмоциональную реакцию;

в) за окном шум – поднять голову, закрыть книгу, подойти к окну, посмотреть, удивиться, напрячься, рассердиться;

г) быстро подбежать к двери, схватить с вешалки пальто, надеть его, открыть дверь, выбежать на улицу.

Те же упражнения выполняют вдвоем синхронно (зеркальное отражение).

Голосовая гимнастика

Целью голосовой гимнастикиявляется развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

Работая над гласными необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом); не следует допускать горлового и других призвуков; при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.

● Вибрационные движения по гортани рукой с произнесением гласных звуков: а-а-а-о-о-о-у-у-у-и-и-и-э-э-э (наклоняясь вперед, не сдавливая гортань)

● Похлопывание подушечками пальцев по крыльям носа и произнесение слоговых рядов:

Ммми – мммо – ммму - мммэ

● Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала и до конца звучания.

● Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

а а а у у у

а а у у

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков. Упражнение можно использовать в сочетании с движением тела: размеренное покачивание в лево в право корпуса тела.

● «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз». Используем движение руки, контролируя плавность и слитность произнесения гласных звуков.

● «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра). Упражнение сопровождается несильными толчкообразными надавливаниями на грудную клетку руками самого испытуемого, что обеспечивает поддержание определенного ритмического рисунка.

● «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

● Произносить гласные звуки и слоги, повышая или понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

Наши рекомендации