Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
Фонематический слух.
Что же такое фонематический слух? Фонематический слух это сенсорная основа нашей речи. В отличие от звуковысотного или музыкального слуха, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем - частей слова, имеющих «смысл», содержание, обладающих значением.
В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны и не зависят от тембра и высоты звука.
Тем не менее, ребенку необходимо научиться, не путать между собой фонемы, различающиеся только одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова - суффиксов, префиксов и т. д.
Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Фонематический, речевой слух начинает формироваться у ребенка очень рано. Уже на 3 - 4 неделе жизни ребенок выделяет речь человека из любых других звуковых раздражителей. Неоднократно отмечалось, что ребенок постепенно становится все более «внимателен» именно к звукам человеческой речи. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. В восприятии речи взрослого человека ребенок проходит как бы несколько этапов: вначале он реагирует на интонацию обращенной к нему речи, затем особую значимость приобретает для него ритм, и только после этого, уже в конце первого года жизни, ребенок начинает различать слова, но их звуковому составу. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.
Одновременно со слухом развивается и речь. Конечно, ребенок начинает лепетать значительно раньше года - уже на третьем месяце жизни. Но в период лепета ребенок не управляет своей артикуляцией - она как бы сопровождает движение речевого аппарата. Именно поэтому младенец часто произносит такие трудно артикулируемые звуки, как ж, ш, р, л, в то время как ребенок второго года жизни как бы разучивается произносить эти звуки. Объясняется же это тем, что когда артикуляция ребенка становится произвольной, то есть когда он сам пытается правильно произнести звук, это дается ему не сразу и часто с трудом. Начало второго года - начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность.
Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые «слова», которые он постоянно поет, повторяет и видоизменяет. Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами - своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.
У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато.
В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие - ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам - двухсловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.
Исследования советских психологов, лингвистов - Н. X. Швачкина и А.Н. Гвоздева показали, что к двум годам ребенок различает все звуки родного языка. Иначе говоря, к двум годам фонематический слух ребенка оказывается сформированным. Правда, речь ребенка этого возраста еще очень далека от совершенства, но это объясняется сложностью артикуляции некоторых звуков русского языка. Характерно, что дети всегда слышат неправильности в речи других: «Ты говоришь «ийба», а надо «рыба» и в собственной: часто на предложение взрослого, обращенное к «шепелявящему» ребенку: «Скажи «шапка»,- можно услышать детский ответ: «Я так не умею». Итак, к двум годам фонематический слух ребенка уже сформирован. Однако вопросы развития фонематического слуха возникают вновь при обучении грамоте, когда перед шестилетними детьми ставится задача анализа нашей речи.
Начиная говорить, ребенок начинает видеть, слышать и действовать по-новому.
Теперь он воспринимает мир не только глазами, ушами и руками, но и своей речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств. Фонематический слух формируется при восприятии устной речи окружающих, при проговаривании слов соответствующих воспринимаемым образцам, при этом выделяются и обобщаются различные признаки фонем.