Логопедическая работа по развитию фонематического слуха.

Недоразвитие фонематического восприятия лежит в основе многих звукопроизносительных расстройств, которые оказываются производными, т.е. носят вторичный характер. Недоразвитие фонематического восприятия не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, а это еще больше усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих замедляет процесс «подлаживания» собственной речи под образец речи окружающих (например: при стертой дизартрии).

Поскольку фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и воспроизведения). Логопедическая работа по развитию фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное. Различение звуков устанавливается в следующей последовательности: сначала появляются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам (м - ш, р - с и т. п.); затем становятся возможными более тонкие дифференцировки - различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе (ш - с, п - б и т. д.).

Частично дифференциация смешиваемых звуков имеет место при постановке звука и автоматизации его. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Часто в пределах одной и той же фразы смешиваемые звуки могут быть употреблены то правильно, то неправильно, например: Миша и Саса ушли в школу. Даже одно и то же слово может произноситься то правильно, то неправильно (зубы - жубы).

Ребенок должен приобрести не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях.

Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.

Работа по воспи­танию фонематического слуха начинается на материале внеречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми.

Сначала ведется работа над слуховыми дифференцировками гласных звуков. Первоначально отрабатываются пары наиболее далеких по артикуляции гласных, причем на пер­вых этапах в этой работе используется и зрительный контроль (работа перед зеркалом). Сначала отрабатывается дифференциация гласных изолированно, потом в начале, середине и конце слова (в плане восприятия), затем самостоятельное произношение слов с гласными звуками, придумывание новых слов с гласными, дифференциация слов с отрабатываемыми гласными на слух, а затем собственное проговаривание.

Сразу же после отработки дифференциации гласных в изолиро­ванном положении и в слогах в начале слова начинается работа над формированием в импрессивной речи грамматических форм, таких, как единственное и множественное число существительных: «миш­ка - мишки, шар- шары», единственное и множественное число глаголов про­шедшего времени изъявительного наклонения: «упала - упали, мыл_ - мыли».

В дальнейшем проводится такая же работа и с согласными звуками1.

Сначала берутся имеющиеся у ребенка согласные звуки, причем далекие по своим моторным и акустическим свойствам (например: к- л). Затем берутся вновь поставленные звуки.

Для лучшего закрепления отработанных звуковых дифферен­циаций и для более успешного овладения письменной речью (потом в школе) проводится обучение элементам грамоты аналитико-синтетическим методом. Как только звук отработан в плане слуховых дифференцировок, сразу же дается графема2 для изучения и отработки:

· проводятся игры и упражнения на вычленение данной фонемы из слова, нахождение картинок с заданной фонемой;

· запоминание буквы и умение соотносить звук с буквой, необходимо четко «развести» для ребенка понятия: «звук» и «буква»;

· расчленение слова на составляющие его фонемы, т. е. выделение в слове того или иного звука, определение количества звуков, их положения в слове;

· самостоятельное складывание слогов, а затем и слов из разрезной азбуки;

· чтение слов из букваря, но и чтение слов, только что составленных самим ребенком;

На протяжении долгого времени при составлении слова из разрезной азбуки необходима постоянная помощь и контроль логопеда во избежание ошибок.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей - они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

Поскольку в дальнейшем при обучении русскому языку в школе встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть анализом звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели.

Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость/мягкость согласного) и его положение в слове.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в этой работе.

Для формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах, т.к. игра в этот период является ведущей деятельностью ребенка и позволяет максимально использовать познавательную активность ребенка.

Вот, например, одна из игр: «Расколдуй слово».

Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления ребенку объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово «мама» состоит из звуков «м-а-м-а» (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук М, взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук М, как раз и являющийся фонемой, а не буква ЭМ.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ЭС в словах звучит как звук С, а буква БЭв словах звучит как звук Б и т.д.

Трудность предлагаемых для «расколдовывания» слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: «пол», «кот», «кит», «каша» и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные тянуться.

Наши рекомендации