Упражнения для слогового анализа и конструирования слов
^ Произносите по слогам очень короткие предложения, под которые и по ритму и по смыслу удобно маршировать (например: Марш,, марш,, ле-вой. Марш, марш правой. Мы. и-дем гулять. Мы ша-га-ем мар-шем и т. п.). Ребенок должен на каждый слог маршировать под эти предложения. Вначале это можно делать вместе.
■^ Произносите по слогам простые, состоящие их двух открытых слогов,слова (например: ма-ма, лапа, ра-ма и т. п.), ребенок должен хлопать в ладоши на каждый слог слова. Вначале делайте это упражнение вместе.
^ Произносите по слогам, состоящие из трех слогов, слова (ло-па-та, корова, мо-ло-ко), ребенок должен хлопать в ладоши на каждый слог слова.
■^ Очень внятно и раздельно произносите по слогам двусложные слова, ребенок должен определить, какой слог в слове идет первым, а какой — вторым.
^ Это же упражнение нужно выполнять с трехсложными словами: ребенок должен определить, какой слог идет первым, а какой — последним.
^ Вы произносите слово, а ребенок должен положить перед собой обозначающую слово картонную полоску. Когда вы вторично будете произносить это же слово по слогам, он должен на каждый слог слова выкладывать под этой полосой обозначающие слоги прямоугольники. Это называется слоговойсхемой слова.Для начала вы должны говорить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов.
•^ Это же упражнение ребенок должен выполнять со словами, включающими в себя закрытые слоги ([ар], [ол], [ин]и т. п.), например: арка, ушко, ун-ты и т. п. В дальнейшем вы произносите слова, слоги в которых состоят из трех звуков, например: карман, карта, мышка и т. п.
^ Ребенок должен по слогам повторять за вами слова, которые вы очень внятно и раздельно произносите по слогам.
^ Ребенок должен очень внятно, по слогам повторять за вами слова, которые вы произносите также по слогам, но не слишком раздельно.
• Ребенок должен повторять за вами по слогам слова, которые вы произносите слитно. Вы произносите слова, состоящие из двух-трех открытых слогов.
Когда ребенку придется самостоятельно делить слова на слоги, он может начать испытывать определенные затруднения, поэтому вам нужно будет познакомить его со следующим правилом: в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
Гласный звук— это такой звук, который произносится одним только голосом,поэтому он и называется гласным (от слова голос, глас). Объясните ребенку, что другие (не гласные) звуки всегда произносятся с помощью губ или языка (а также зубов или нёба). Например [п]— с помощью губ, [в]— с помощью губы и зубов, [т]— с помощью языка и зубов, [к]— с помощью задней части языка и горла (к которому эта часть языка прикасается) и т. п.
Для лучшего освоения этого материала ребенок должен выполнять следующие задания.
-/ Произносите какой-нибудь согласный звук (с термином «согласный звук» ребенка пока знакомить не нужно), например: [т], [ш], [к],ребенок должен повторить его за вами. После этого ребенок должен объяснить вам, с помощью каких речевых органов произносится этот звук.
Например, звук [т]произносится с помощью кончика языка, он прижимается к зубам. Звук [ш]— с помощью кончика языка, он
прижимается к нёбу выше зубов. Звук [к]— с помощью задней части языка, она прижимается к нёбу. Задавайте ребенку соответствующие наводящие вопросы.
■^ Вы просите ребенка назвать вам какие-нибудь звуки, которые образуются с помощью определенных речевых органов. Например: с помощью кончика языка и верхних зубов ([т], [д], [н]);с помощью одних только губ ([п], [б], [м]);с помощью задней части языка и горла ([к], [г], [х]);с помощью зубов и губы ([в], [ф]).
.»■".'
После этого вы знакомите ребенка с гласными звуками [а], [о]. [у]> [э], [ы].Вы произносите каждый из этих звуков, а ребенок повторяет его за вами. Вы объясняете ему, что при произнесении этих звуков никакие речевые органы не соприкасаются между собой.Рот всегда открыт, и только губы принимают немного разную форму, но все равно никогда друг друга не касаются.
Для лучшего освоения этого материала выполняйте следующие упражнения.
^ Вы беззвучно произносите определенный гласный звук (то есть
изображаете губами его артикуляцию), а ребенок должен сказать,
какой звук вы хотите произнести. ^ Ребенок должен тянуть гласный [а],и, не прекращая тянуть его,
«сделать» из него [о](или другой гласный звук). То есть ребенок
для этого должен изменить форму губ. Это же упражнение нужно
выполнять и с другими гласными звуками.
Итак, гласные звуки произносятся одним только «чистым» звуком голоса. Еще — их можно тянуть (даже петь). Поэтому они и образуют слоги, слог — это то, что тянется в слове.
После этого вы продолжаете работу над слогами.
^ Произносите открытые слоги, ребенок должен определять, какой гласный звук присутствует в каждом слоге («делает» этот слог слогом). Вначале гласные звуки следует произносить длительно.
^ Это же упражнение нужно выполнять с закрытыми слогами.
^ Произносите то слог, то сочетание двух согласных звуков. Ребенок должен определять, когда вы произнесли слог, и называть формирующий этот слог гласный звук.
-/ Ребенок должен повторять за вами по слогам слова из двух открытых слогов, которые вы произносите слитно. Если он будет затрудняться разбивать слова на слоги, пусть определяет, какие гласные есть в этих словах. Произнося слова по слогам, пусть тянет гласные. Это же упражнение нужно выполнять с трехсложными словами.
Ребенок должен разбивать на слоги слова с более сложной слоговой структурой (например: ко-мар, топор, по-жар). В словах не должно встречаться двух идущих подряд согласных звуков, относящихся к разным слогам (например: карман, укроп, патрон). Ребенок должен придумывать слова, состоящие из двух и трех слогов.
Произносите слитно двух-трехсложные слова. Ребенок должен выкладывать обозначающую слово картонную полосу и под ней класть обозначающие слоги прямоугольники по количеству слогов в слове (то есть выкладывать слоговуюсхему слова).Вы показываете ребенку на тот или иной прямоугольник, он должен назвать вам слог, который этот прямоугольник обозначает. Вы меняете на схеме местами два прямоугольника, ребенок должен сказать вам, какие слоги вы поменяли местами. Предыдущее упражнение нужно выполнять следующим образом: вы меняете местами прямоугольники, ребенок должен «прочитать» получившееся «неправильное слово».
Вы произносите предложение, состоящее из трех простых слов без предлога (например: Саша пришел домой). Ребенок должен выложить слоговую схему этого предложения.Сначала он кладет длинную полосу, под ней — три коротких, под каждой из коротких полосок он выкладывает прямоугольники по количеству слогов в каждом слове.
•/ Вы показываете ребенку на этой схеме какой-нибудь прямоугольник, ребенок должен назвать вам слог, который он обозначает.
В дальнейшем вы должны объяснить ребенку, что такое ударение.Вы слитно произносите какое-нибудь короткое слово (например: мама), интонационно выделяя ударный слог.
■^ Вы произносите простые слова, голосом выделяя в них ударный
слог. Ребенок должен назвать этот слог. -/ Вы произносите простые слова, выделяя ударный слог. Ребенок
должен назвать безударный слог.
•/ Ребенок должен выкладывать слоговые схемы слов, используя прямоугольник, обозначающий ударный слог(с красной черточкой сверху).
^ Вы выкладываете три слоговых схемы трехсложного слова — с ударением на первом, втором и третьем слоге слова. Ребенок придумывает по этим схемам слова.
■^ Ребенок составляет слоговую схему предложения с учетом ударных слогов.
В дальнейшем нужно будет познакомить ребенка с правилами деления на слоги слов со стечениями согласных звуков(когда два согласных звука идут подряд). Но сначала повторите с ним, что такое согласный звук.
Согласный звук— это звук, который произносится при участии каких-нибудь речевых органов(языка и зубов, губ, губы и зубов). Обратите внимание на следующее: когда ребенок будет произносить тот или иной согласный звук, он должен произносить его так, чтобы вслед за ним не появлялось призвука какого-нибудь гласного звука (например: вместо [к]— [кэ]),это будет затруднять звуковой анализ слов.
Перечислите ребенку согласные звуки.Скажите ему, что они так называются, потому что в слове они всегда идут вместе с гласными.Слов, состоящих из одних согласных звуков, не бывает (из одних же гласных звуков можно составить несколько слов, например: ау, уа, у— У— У)-
Чтобы ребенок лучше усвоил, что такое согласный звук,предложите ему следующие упражнения.
•^ Вывперемежку произносите согласные и гласные звуки. Ребенок должен поднимать руку, когда слышит согласный звук.
•^ Ребенок по вашей просьбе произносит либо какой-нибудь согласный (любой), либо какой-нибудь гласный звук.
^ Вы произносите то один согласный звук, то два согласных звука подряд ([п], [пр], [д], [н], [дж], [кв]и т. п.). Ребенок должен сказать, когда вы произнесли один звук, а когда — два.
^ Ребенок по вашей просьбе должен произносить то отдельный согласный звук, то два, идущих подряд.
^ Вы произносите простые односложные слова — одни со стечением согласных звуков, другие без него (например: кот, крот, ток, такт, вор, враг, мир, март и т. п.). Ребенок должен сказать вам, когда в слове есть два согласных звука идущих подряд, а когда таких звуков нет.
А сейчас вам предстоит вернуться к работе над слоговой структурой слов.
■^ Вы произносите слова со стечениями согласных звуков, слегка выделяя в них слоги (арка, арба, карта). Ребенок называет первый (второй) слог этих слов.
^ Скажите ребенку, что в таких словах граница между слогами всегда проходит между согласнымизвуками. Затем слитно произносите слова со стечениями согласных звуков. Ребенок должен делить их на слоги.
^ Вы по слогам произносите слова со стечениями согласных звуков, интонационно неправильно выделяя в них слоги (например: карта, мо-шка, ложка, арка и т. п.). Ребенок должен исправлять ваши ошибки.
■^ Вы произносите какой-нибудь заканчивающийся на согласный звук слог (например, [кар]). Ребенок должен добавлять к нему слоги, чтобы получались двусложные слова (например: кар-ман, карта, кар-лик, кар-тон и т. п.).
^ С подобными слогами ребенок должен выкладывать схемы слов и предложений.
Сообщите ребенку, что бывают слова, которые состоят только из одного слога,потому что в них есть только один гласный звук (например: вор, сор, сорт, корт, врач и т. п.). И этот единственный слог обязательно ударный,так как другого гласного, на который могло бы упасть ударение, в слове нет.
Объясните ребенку, что когда в слове только один слог, на схеме под картонной полоской нужно класть только один, обозначающий слог, прямоугольник. Он должен быть с красной черточкой,так как изображает ударный слог.
^ Вы произносите одно, двух и трехсложные слова. Ребенок должен сказать вам, сколько слогов в слове.
^ Ребенок должен придумывать одно, двух и трехсложные слова.
^ Ребенок должен выкладывать схемы слов и предложений с односложными словами.
Звуковой анализ и конструирование слов
В продолжение всех занятий предлагайте ребенку только те слова, которые пишутся точно также, как произносятся.
-> Избегайте слов с безударным гласным [о].В этой позиции он редуцируется и звучит как [а](комар звучит как камар),
■> Избегайте слов с безударным гласным [е],в этой позиции он также редуцируется и звучит почти как [и](лесник звучит как лис-ник, весна — как висна).
■* Не употребляйте слов, в которых звонкие парные согласные звуки (и твердые, и мягкие) стоят на конце слова и перед глухими согласными. В этих положениях они оглушаются и звучат как глухие звуки (сад звучит как сат, ложка — как лошка). Повторите с ребенком, что такое гласныеи согласныезвуки. Напомните ему, что в словах на гласные звукиможет падать ударение. Такие звуки называются ударными.Вы будете обозначать их красными кружками.
В упражнениях используйте только гласные [а], [о], [у], [э], [ы].Звук [и]пока использовать не нужно, а йотированные гласные,которые изображаются буквами е, ё, ю, я, в точном смысле слова звуками вообще не являются, так как фактически состоят из двух звуков: е— [йэ], ё — [йо], ю — [йу], я — [йа].