Последовательность работы с ребенком
Занятия с ребенком нужно проводить с учетом тех недостатков, которые обнаружены у него в результате обследования его речи.
Ситуация I
Ребенок не выговаривает некоторых звуков.Речевое дыхание у него может быть нарушенным или ненарушенным. При этом у ребенка нормальный речевой слух и хорошая подвижность речевых органов.
Этап 1. Вы проводите работу над речевым выдохом (см. с. 76).
Этап 2. Затем вы ставите ребенку звуки, которые он не выговаривает (см. с. 102).
Этап 3. После того, как ребенок научился произносить звук в изолированном положении, нужно закрепить (автоматизировать) его (см. с. 151).
Этап 4. Нужно ввести этот звук в повседневную речь ребенка (см. с. 151).
Ситуация II
Ребенок не выговаривает некоторые звуки,и у него нарушен речевой слух.
Этап 1. Вы исправляете речевой слух ребенка (см. с. 82). Эту работу можно совмещать с работой над речевым выдохом (см. с. 76), но ее нужно провести до начала постановки у ребенка тех звуков, которые о к путает.
Этапы 2 и 3 аналогичны этапам первой ситуации.
Этап 4. Вы проводите работу над дифференциацией (разграничением) поставленного звука, от его прежнего произношения (см. с. 154). Эту работу можно совмещать с автоматизацией звуков (см. с. 151).
Этап 5 аналогичен четвертому этапу предыдущей ситуации.
Этап 6. Нужно заняться профилактикой у ребенка нарушений чтения и письма (см. с. 158). Это можно делать одновременно с введением звуков в речь.
Ситуация III
У ребенка выявлено нарушение подвижности речевых мышц.
Этап 1. Артикуляционная гимнастика (см. с. 84)— это система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых органов. Она может проводиться одновременно с постановкой речевого выдоха и в дальнейшем совмещаться с постановкой звуков. Проще всего бывает начинать с нее любое занятие.
Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.
Ситуация IV
У ребенка обнаружен какой-либо недостаток строения речевых органов.
Этап 1. Если этот недостаток может быть исправлен, он исправляется до начала работы над звуками, произношению которых он препятствует (см. с. 88). Эта работа проводится одновременно с постановкой речевого дыхания.
Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.
Ситуация V
У ребенка нарушены речевой слух и подвижность речевых органов.
Этап 1. Вы занимаетесь улучшением речевого слуха ребенка и артикуляционной гимнастикой (см. с. 82, 84). Это можно совмещать с постановкой у него речевого дыхания (см. с. 76).
Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3, 4, 5 и 6 этапам второй ситуации.
Правила проведения занятий
1. Возраст ребенка.Заниматься с детьми постановкой звуков нужно
с 5 лет обязательно, с 4,5 — желательно,если ребенок в этом возрасте
способен к систематическим занятиям.
2. Режим занятий.Заниматься с ребенком нужно минимум два раза
в неделю.Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные занятия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день — 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала.
3. Необходимое оборудование:
Зеркало.Зеркало должно быть таким, чтобы в нем ребенок мог видеть все свое лицо. Перед зеркалом он будет осваивать речевые движения (артикуляции).
Некоторых слишком беспокойных детей зеркало чересчур отвлекает. В этом случае использовать его нужно минимально: для того чтобы, например, посмотреть, куда поставить язык, что сделать с губами и т. п. После того, как ребенок освоил артикуляцию звука, зеркало нужно убрать, так как с этого момента он должен учиться контролировать свое произношение с помощью мышечных ощущений и на слух.
Картинки.Они потребуются для работы над речевым слухом, и для закрепления произношения. В книжном магазине в отделе логопедической литературы можно купить готовый логопедический альбом с картинками, которые сопровождаются необходимым для занятий речевым материалом.
Можно обойтись и без альбома, так как образцы речевого материала всегда даются в книге, а разнообразные картинки можно подобрать самостоятельно.
Приспособления, заменяющие логопедические зонды(специальные инструменты, с помощью которых ставятся некоторые звуки). Это могут быть, например, зубочистки, деревянные шпатели. Для постановки звука [р]может понадобиться какой-нибудь предмет, заменяющий логопедический зонд, который выглядит как тонкий стержень с небольшим гладким шариком на конце.
Желательно, чтобы предметы были деревянными или пластмассовыми, а не железными, так как прикосновение холодного металла может быть неприятно ребенку.
Диктофон.При закреплении правильного звукопроизношения на него можно наговаривать речевой материал, с тем чтобы ребенок самостоятельно повторял его.
4. Очень важное правило:никогда не говорите ребенку заранее,
какой звук вы собираетесь ему ставить.Никогда (кроме тех случаев,
когда ставите звук по подражанию) сами не произносите этого звука.
Вместо называния того или иного звука речи всегда ссылайтесь на какой-нибудь, похожий на него неречевой звук («мы будем учиться свистеть, как комар; шипеть, как змея; жужжать, как жук» и т. п.). В книге всегда приводятся подходящие способы называния звуков.
Повторяем, это правило очень важно! Если ребенок знает, какой звук он должен в итоге произнести, он именно на него и настраивается. Он включает всю свою неправильную артикуляцию, при этом неправильно направляя и речевой выдох. Всем этим он препятствует формированию новых навыков произношения.
Для ребенка неправильное произношение собственного звука незаметно— ему кажется, что он выговаривает его точно так же, как и другие. Иначе он не смог бы повторить вслед за вами свой дефектный звук или какое-нибудь, включающее этот звук слово. То есть без этого механизма речь была бы вообще невозможна. Напротив, когда ребенок на занятии начинает правильно произносить какой-нибудь звук— он его не узнает.Чтобы ребенок не сбивался на старое произношение звука, сообщайте ему, какой звук он на самом деле выговаривает, только после того, как он научится произносить его безошибочно.
Но что же делать, если ребенок по какой-то причине знает о том, какой звук вы будете ему ставить? Допустим, вы проговорились, или он сам догадался, или с этим звуком раньше уже неудачно работали. Тогда нужно прибегнуть к такой уловке. Скажите ребенку, что вы сейчас, предположим, не над звуком [с]будете работать, а над звуком, похожим на него, но другим. Вы просто учитесь свистеть, как комар (если пример с комаром уже был и оказался дискредитированным, придумайте какой-нибудь другой — например, вы будете теперь свистеть, как свистят в свисток).
Иногда ребенку бывает трудно перейти к произношению слогов со вновь поставленным звуком. Пытаясь повторить слог за вами, ребенок может возвращаться к старому дефектному произношению звука и «зацикливаться» на нем. Поэтому обучать ребенка произносить слоги часто приходится не по подражанию, а используя обходные приемы (см. с. 93).
Порядок работы над звуками
Последовательность работы над звуками зависит от того, нормальный ли у ребенка речевой слух.