Совершение «марионеточных» действий.
Эти упражнения тренируют такой способ совершения движений, когда мышцы совершенно не зажаты. Вы руками, плечами, головой ребенка выполняете те или иные действия, то есть «ведете» его как куклу, а он своим телом полностью следует за вашими направляющими жестами.
^ Возьмите ребенка за плечи и раскачивайте (вращайте) его вправо-влево. Руки его при этом, слегка сгибаясь в локтях, должны как плети болтаться вокруг тела. Совершенно прямые руки говорят о наличии в них напряжений.
^ Возьмите руку ребенка выше кисти и поболтайте в разные стороны его расслабленной кистью. Кисть руки должна при этом «трепыхаться», как лист на ветру. То же упражнение проделайте с другой рукой ребенка, а потом сразу с обеими.
■^ Ребенок должен открыть рот. Вы постукиваете его по подбородку, от этого его рот («клацая» при этом зубами) открывается и закрывается.
^ Возьмите обе руки ребенка за запястья и совершайте ими любые действия, которые придут вам в голову. Скажите при этом ребенку, что он игрушечный мальчик (девочка). Действия должны быть обязательно разноименными. То есть если одну руку ребенка вы
поднимаете вверх, то другая при этом должна идти в сторону. Вы можете почувствовать, как ребенок пытается выполнять обеими руками синхронные (одинаковые) действия или пытается предугадывать дальнейшие движения и продолжать совершать их уже самостоятельно. Тогда скажите ему, что игрушечный человек ведь не знает, что он будет делать в следующий момент, поэтому дол- I жен полностью доверять кукловоду.
Упражнение, аналогичное предыдущему, но только различные действия нужно совершать не только с руками ребенка, но и с головой, плечами, верхней частью туловища. То есть ребенка можно наклонять, выпрямлять, любым образом разворачивать и раскачивать, поворачивать его голову вправо или влево и придумывать любые действия с ним. Обязательно следите за тем, чтобы при этом не возникало противодействия, мышцы ребенка должны быть как ватные.
Когда вы будете ставить ребенку речевое дыхание и голос, следите, что- бы на занятиях у него не возникало мышечных зажимов и напряже- ний, устраняйте их теми способами, которые были здесь описаны.
Постановка речевого выдоха
Немного позанимавшись с ребенком формированием двигательных навыков, приступайте к параллельным занятиям по постановке речевого выдоха (см. с. 76). Не дожидайтесь, когда он научится в совершенстве управлять своим телом.
Постановку голоса нужно будет начать после исправления речевого выдоха.
Постановка голоса
Постановка голоса включает следующие моменты:
• Необходимо понизить у ребенка высоту звучания голоса.
• Нужно избавить его от привычной восходящей интонации.
• Нужно научить ребенка начинать речь с мягкой атаки.
Работать над всеми этими моментами с ребенком нужно одновременно.
Понижение высоты голоса.
Из-за напряженных мышц плеч и шеи ребенок говорит зажатым голосом, звучащим иногда значительно выше, чем это было бы для
него естественно. Высокий голос дает и обратную реакцию — он усиливает напряжения мышц.
^ Постановка голоса по подражанию.Для начала вы должны «показать» ребенку, каким голосом он говорит. Для этого повторите за ним какую-нибудь фразу нарочито высоким голосом. После этого вам нужно понизить свой голос и «показать» ему, каким голосом на самом деле он должен говорить. Скажите ребенку, что вот такой низкий, красивый голос — это его настоящий, а тот, которым он сейчас сказал (тонкий и писклявый) — ненастоящий, поддельный. Но для начала потренируйте свой собственный низкий голос, чтобы он не получался задушенным.
В дальнейшем ребенок должен повторять за вами слова и небольшие предложения. Можно задавать ему короткие вопросы. Говорить с ребенком на занятии нужно нарочито низким голосом, чтобы он мог его копировать. Получиться это у него может только после того, как будут сброшены мышечные зажимы с плеч, поэтому упражнения по постановке голоса нужно делать после упражнений на «сбрасывание» зажимов. Когда в обычном общении ребенок будет повышать голос, говорите ему об этом и напоминайте о его напряженных поднятых плечах.
Понижение голоса автоматически приводит к восстановлению дыхания, оно перестает быть ключичным.
■^ Постановка голоса через «вживание в образ».Восприятие и мышление детей младшего возраста исключительно образное. Этим обстоятельством можно воспользоваться для постановки голоса. Ребенку нужно предложить подходящий для этого образ (существа с низким голосом), который он мог бы на себя «надеть» и в который он мог бы «вжиться».
Можно, например, использовать такой прием. Скопируйте высокий голос ребенка и скажите ему, что он пищит, как мышь, «такая противная, с тощим длинным хвостом мышь». То есть для начала вы создаете в его представлении зримый отрицательный образ его манеры говорить. Затем изобразите низкий голос и скажите ребенку, что вот так говорит пушистый, симпатичный, большой, сильный (то есть именно такой, каким надлежит быть настоящему мальчику) мишка. В дальнейшем вы договариваетесь с ребенком, что он будет говорить, как медвежонок (в этом случае вы принимаете на себя обязанности медведицы). И, таким образом играя, вы разговариваете с ребенком. Это нужно делать не только на занятии, но и в повседневном общении. Для девочки можно использовать другие подходящие образы: например, той же мыши и мурлыкающей кошечки (только именно довольно мурлыкающей, а не орущей истошным голосом «мяу»). Когда кошечка мурлыкает, у нее голос низкий и бархатный.