Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru Чтобы понять, какие речевые проблемы есть у ребенка данного возраста, нужно проверить у него:

— речевой выдох;

— звукопроизношение;

— речевой слух;

— речевое развитие ребенка в целом;

— подвижность речевых мышц;

— строение речевых органов.

Но такое полное обследование требуется не всегда. Его объем за­висит от двух обстоятельств: от ваших дальнейших намеренийи от состояния речи ребенка,которое она производит на первый взгляд.

Ваши намерениямогут быть следующими:

• Вы хотите поточнее определить речевую проблемувашего ребен­
ка, чтобы пригласить к нему специалиста нужного профиля или
вообще решить, что вам дальше делать с ребенком.

• С ребенком неэффективно занимаются,и вы хотите выяснить при­
чину этого.

• Вы планируете помогать приглашенному логопеду.

• Вы собираетесь заниматься с ребенком самостоятельно.

Речь ребенкаможет быть понятной или непонятной: Понятная речь.Ваш ребенок говорит разборчиво, его легко мож­но понять. Он строит нормальные, развернутые предложения. Его речь звучит грамотно, он знает много слов. На слух можно определить, что он не выговаривает какие-то звуки.

Непонятная речь.Ребенок говорит неразборчиво. Посторонние люди не всегда его понимают. Из-за невнятности его речи на слух трудно определить, грамотно ли он говорит (правильно ли он исполь­зует окончания слов, предлоги и т. п.). У ребенка может быть малень­кий словарный запас. Он говорит короткими, неполными предложе­ниями, а также не выговаривает большое число звуков. У ребенка могут быть все названные речевые недостатки или только некоторые из них.

Обследование ребенка

\^ Типы \. ситуаций Что \^ нужно ^ч обследовать^ч Вы хотите выяснить диагноз и пригласить специалиста С вашим ребенком неэффективно занимаются Вы планируете помогать логопеду Вы собираетесь самостоятельно заниматься с ребенком
Речь понятна Речь непонятна Речь понятна Речь непонятна Речь понятна Речь непонятна Речь понятна Речь непонятна
1.Речевой выдох Обследует специа­лист Обследует специа­лист     •А-     *
2. Звукопроиз-ношение Обследует специа­лист Обследует специа­лист Уже обследовано логопедом Уже обследовано логопедом Обследует логопед Обследует логопед   *
3. Речевой слух Обследует специа­лист Обследует специа­лист & Обследует логопед Обследует логопед   *
4. Речевое развитие ребенка в целом Вряд ли нарушено Вряд ли нарушено   Вряд ли нарушено * Вряд ли нарушено *
5. Подвижность речевых мышц   * * *     * *
6. Строение речевых органов. * * * *   * * *

В зависимости от сочетания этих обстоятельств может сложиться несколько ситуаций, в которых требуется разная степень подробности обследования речи ребенка (см. табл. на с. 43). Звездочками отмечены те моменты, которые нужно обследовать.

Речевой выдох

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru Для фонетики русского языка характерен максимально откры­тый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься (рис. 4).

При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис. 5), а ее остатки «распыляются» во рту, не дости­гая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Если утечка воздуха через нос велика — это придает носовой отте­нок произношению. Такой выдох характерен, например, для француз­ского языка, только на таком выдохе возможно формирование грасси­рующего, французского звука [р].

Воздушная струя может направляться в самую высокую точку твердого нёба, частично уходя в нос. При этом носовой оттенок в произ­ношении на слух может быть почти незаметен. Такой выдох характе­рен, например, для английского языка.

Как проверить речевой выдохописывается на с. 26-32.

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru Рекомендации

Способы постановки речевого дыхания описываются на с. 76. Вам нужно бу­дет исправить у ребенка речевой выдох в трех случаях.

1.С вашим ребенком неэффективно занимается логопед.Возможно, он
ставит ему произношение звуков на нарушенном выдохе, и поэтому они про­
должают звучать смазано. Проверьте состояние выдоха ребенка при произ­
несении им слов с теми звуками, которые ему ставят. Если вы обнаружите
нарушение речевого выдоха, исправьте его ребенку самостоятельно.

2. Вы собираетесь пригласить логопеда и помогать ему.Поставьте ребен­
ку речевое дыхание еще до начала занятий. Это ускорит процесс постановки
звукопроизношения.

3. Если вы собираетесь самостоятельно заниматьсяс ребенком постанов­
кой произношения, даже, если вы не нашли у него нарушения речевого вы­
доха, поработайте над его речевым дыханием.

Ситуация занятия - искусственна сама по себе, тип речи, который здесь исполь­зуется -ненастоящий. Ребенку приходится осваивать незнакомые ему действия. Все это вызывает у него эмоциональное, а значит, и мышечное напряжение, ко­торое может проявиться в нарушении речевого выдоха. Поэтому вам с ребен­ком нужно освоить способы восстановления нормального речевого дыхания.

Произношение звуков

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru Известно несколько видов нарушения произношения звуков: Звук может пропускаться совсем.Тогда при повторении слов ре­бенок вместо звука произносит неясный гласный или полуглас­ный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай), либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесе­нии шипящих и свистящих звуков этот полугласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнес­ти звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести. Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащийдругой звук. Например, вместо [р]произносит звук [л]или [й].Это называется заменой.

Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащийдругой звук. Например, звук [ш]заменяет на неправильно произ­носимый звук [с].

Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой па­рой(например, вместо [л]говорить [л']).Это называется смягче­нием.Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ре-

бенка, обязательно проверьте, не смягчает ли он вообще все со­гласные звуки, которые возможно смягчить.

• Ребенок может произноситьзвук искаженно.То есть в его речи
звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского язы­
ка. Например, вместо русскоязычного [р]ребенок произносит гор­
ловой, грассирующий [р]или вместо звука [ш]произносит похо­
жий на [ш]некий шумный шипящий звук.

Произношение звуков [к— г], [ф — в], [т'— д'], [с— з — ц], [ш— ж] и [ч — щ] почти всегда нарушается одинаковым образом.

Упражнения для проверки звукопроизношения:

^ Вслед за вами ребенок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении(то есть отдельно — [с]).

•^ Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится в разных позициях(в начале, в середине и в конце слова).

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушаются (то есть [ж],на­пример, будет звучать, как [ш];слово нож. — как нош, слово ножка — как ногика и т. п.). Примерные слова для проверки произношения каж­дого из звуков приводятся в тексте.

Если ребенок неполноценно произносит изолированный звук — нужно этот звук сначала ему поставить, а затем закрепить его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а в сло­вах произносит его дефектно — вам нужно только закрепить произно­шение этого звука (см. с. 151).

Правила проверки произношения:

• Ребенок спокойно, без нажимадолжен повторять за вами слова и
звуки (произносите их без излишнего напора). При форсирован­
ном произнесении звук может легко исказиться. Например, если
звук [с]произнести на фоне слишком сильного выдоха, звук ока­
жется неточным, потому что язык под напором воздушной струи
прижмется к зубам и перекроет воздуху выход изо рта.

• Внимательно вслушивайтесь в изолированно произносимыйре­
бенком звук. Пусть он повторит его несколько раз. Иногда дети,
используя неправильные расположения речевых органов, доволь­
но хорошо имитируют полноценное звучание некоторых звуков,
так что нарушение их произношения для неискушенного слуха
может остаться незамеченным.

Такие звуки ребенку обязательно нужно ставить, потому что их ошибочное произнесение станет более заметным с возрастом, ког-

да исчезнет общая «детскость» речи. Кроме того, неправильное произнесение одних звуков будет затруднять полноценное произ­несение других. В фонетической системе языка способы произно­шения звуков как бы «подогнаны» друг к другу с точки зрения наибольшего удобства переключения речевых органов со звука на звук. Именно поэтому дефектное произношение какого-либо зву­ка часто становится более различимым в словах при его взаимо­действии с другими согласными звуками.

Поэтому при появлении сомнений, проверьте, как ребенок произ­носит звук в словах со стечениями(когда несколько звуков идут подряд) согласных звуков(например, для звука [ш]— каштан, кашне, пунш, мундштук). При произнесении подобных слов, во-первых, становится более явным дефектное произношение звука, а, во-вторых, между согласными звуками в стечении (в нашем случае это — [шт], [шн], [нш], [дшт])возникает некоторая пауза, необходимая для перехода с одной артикуляции на другую, с нею не сродственную.

Изучите расположение органов речиребенка и сравните его с нор­мальным вариантом (он приводится перед описанием обследования каждого из звуков). Положение языка во рту сквозь зубы иногда рассмотреть не удается, поэтому спрашивайте у ребенка, где он у него находится, или просите ребенка произнести звук, оставить язык на том же месте и приоткрыть рот. Язык может сместиться, но вы поймете, в каком примерно месте он находился. Когда вы не можете расслышать, выговаривает ли ребенок тот или иной звук, проверьте, нарушен ли у него при произнесении этого звука речевой выдох.Пусть произносит слоги с этим зву­ком с зажатыми ноздрями (см. с. 26). Если выдох нарушен, то и звук произносится неправильно.

Нарушения произношения конкретных звуков

При чтении воспроизводите вслухвсе описанные виды неправиль­ного произношения. Для каждого вида неправильного произношения звуков указываются наиболее предпочтительные способы их постанов­ки (см. с. 102).

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ [К, Г, X] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

Произношение заднеязычных звуков:Губы находятся в естествен­ном положении, слегка приоткрыты. Зубы — в положении нормально­го прикуса (см. с. 11), слегка приоткрыты. Кончик языка опущен, упи­рается в нижние резцы или слегка отодвинут в глубь рта, задняя часть

спинки языка поднята вверх и более или менее плотно смыкается с мягким нёбом.

При произнесении звука [х]{рис. 6) образуется щель, в которую с шумом выходит воздух. При произнесении звуков [к] и [г]{рис. 7). вначале возникает смыкание корня языка с нёбом, закрывающее вы­ход струе воздуха, затем язык отлепляется от нёба и воздух резко, с характерным щелчком устремляется в возникшую щель.

Несмотря на то что заднеязычные звуки образуются почти в гор­ле, воздушная струя при их произнесении должна беспрепятственно выходить изо рта. Особенно это заметно при произнесении звука [х].Выдох легко обнаружить подставленной ко рту ладонью.

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Виды неправильного произношения заднеязычных звуков:

Звук [х]чаще всего заменяется на звук [к].Способ постановки — II.Часто он заменяется на правильный или дефектный звук [ф].Спо­соб постановки — I.

Может звучать как форсированный горловой выдох. Способы по­становки — II, III.

Подобным же образом нарушается произношение мягкого звука [х'].Звуки [к, г]чаще всего заменяются на звуки [т, д]. Способ поста­новки — любой.

Иногда звук [к]заменяется на звук [х],а звук [г]на звук, напоми­нающий южнорусское или украинское произношение этого звука (как бы звонкий [х]).Способы коррекции — III,IV. Мягкие звуки [к', г']нарушаются подобным же образом.

Словадля проверки произношения заднеязычных звуков:

[х]— ход, хомут, ухо, тахта, Махмуд, мох, ах

[х']— хит, хек, мухи, духи

[к]— кот, кнут, покой, окно, буква, бок, док

[к']— кит, кипа, макет, анкета

[г]— гудок, губа, гам, нога, подмога, магма, манго

[г']— гид, Гена, бумаги, ангина

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ЗВУКИ [Ф, В] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

Произношение звука [ф]:Язык лежит на дне ротовой полости. Верхние резцы соприкасаются с нижней губой, воздушная струя про­ходит между ними. При произнесении звука [в]положение речевых органов остается прежним, но добавляется голос (рис. 8).

Для этих звуков используется единственный способ постановки.

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Виды неправильного произношения губно-зубных звуков:

Звуки [ф,в] могут произноситься как губные, тогда струя воздуха проходит в щель между губами. При этом возможны 2 варианта произ­ношения:

1. Если воздушная струя ослаблена, звуки несколько напоминают
звуки [п, б].

2. Если же воздушная струя достигает губ, звук [ф]звучит как
простой выдох, его звучание искажается мало, зато звук [в]получается
несколько оглушенным и больше напоминает английский вариант про­
изношения этого звука.

• Губно-зубные звуки могут артикулироваться правильно, но полу­
чаться при этом едва слышными. Возникает такое впечатление,
что ребенок их «глотает». Это происходит из-за того, что выдох не
достигает губ ребенка, так как уходит в нос. Обнаружить это лег­
че (зажав ребенку нос пальцами) при произнесении звука [в].

• В произношении звуков [ф, в]может участвовать язык. Он высовы­
вается между зубами, и струя воздуха проходит между ним и верх­
ними резцами (к языку может прикасаться также и верхняя губа).

• Аналогичным образом может нарушаться произношение мягких
пар этих звуков.

Слова для проверки произношения губно-зубных звуков:

[ф]— фантик, фуга, кафе, муфта, кафтан, нимфа, миф [ф']— фильм, Феня, кофе, пуфик, гольфик, амфибия [в]— Ваня, вода, подкова, овод, подвох, двойка [в']— вина, вена, ливень, аквилегия, подвид, Матвей

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ [Г] И [Д1]

Произношение звука [т']:рот почти закрыт, губы вытянуты в улыб­ку, зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса. При произне­сении этих звуков допустимо 2 положения для языка:

1. Кончик языка прижат к основанию верхних резцов или к са­
мим верхним резцам, ближе к их основанию.

2. Кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя часть
спинки языка — к основанию верхних резцов.

В обоих случаях спинка языка приподнята и приближена к нёбу, как это бывает при произнесении звука [и]{рис. 9). Воздушная струя должна точно нацеливаться в место образования звука. При длитель­ном произнесении звука [т'],после того как кончик или передняя часть языка немного отодвигаются от основания верхних резцов, вторым зву­ком слышится мягкий звук [с'].

Звук [д'] образуется также, только с добавлением голоса. При пра­вильном его произнесении вторым звуком после него слышится звук [з'].

Произношение этих звуков нарушается почти всегда, когда быва­ет нарушено произношение шипящих, но его труднее заметить. Ста­вить эти звуки нужно обязательно, так как они часто встречаются в речи, и при их дефектном произношении она будет звучать неряшливо.

Виды неправильного произношения звуков [т\ д']:

• Звуки [т', д']могут произноситься с неясным шипящим призву­
ком, так, что звук [т']несколько отдает в [ч],а звук [д']в звук,
напоминающий озвонченный звук [ч]([д'ж']). Губы принимают по-

ложение как при произнесении звука [ы],особенно напряженно, открывая верхние зубы, приподнимается верхняя губа. Зубы тоже чаще всего бывают приоткрыты. Способ постановки — любой.

• Звук [т']может произноситься как нечетко звучащий [ч],а звук
[д']— как звук [д'ж'](причем [ж']слышится смягченным и неточ­
ным). Избыточная артикуляция губ при этом отсутствует. Способ
постановки — любой.

• Звуки [т', д'] могут произноситься с оттенками звуков [к' и г'].
Иногда может даже казаться, что звуки [т\ д'] почти заменяются
на эти звуки. Это объясняется тем, что язык ребенка оттянут в
глубь рта. Губы при этом растянуты в очень выраженную и на­
пряженную улыбку. Способы постановки — I, III.

При всех видах нарушения произношения воздушная струя прак­тически не выходит изо рта ребенка, а «распыляется» внутри.

Слова для проверки произношения звуков [т'] и [д']:

[т']— тина, тип, плетень, котенок, палантин, мантия, мать, тать [д']— дед, Дина, Надя, будильник, ундина, Индия, Авдей

ЗВУК [Й]

Произношениезвука [и]:Губы растянуты чуть меньше, чем при произнесении звука [и].Зубы почти сомкнуты в правильном прикусе. Кончик языка находится у нижних резцов. Средняя часть спинки язы­ка поднята к твердому нёбу.

Воздух проходит между нёбом за альвеолами и языком {рис. 10).

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

     
  Рис . 9


Виды неправильного произношения звука [й]:

• Звук [й]может заменяться на мягкий звук [л'].Речевой выдох не
нарушен. При этом смягченно могут произноситься и другие со­
гласные звуки. Способ постановки — любой.

• Звук [й]может заменяться на йотированный южнорусский звук
[г](смесь звуков [й]и [г]),то есть произноситься с помощью зад­
ней части спинки языка. При этом речевой выдох сильно нару­
шен. Способ постановки — любой.

Слова для проверки произношения звука [й]:

[й]— яма (произносится йама), йод, Майя, гайка, мойва, обойма, бой, вой

ЗВУК [Л] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА

Произношение звука [л]:Губы в нейтральном положении, зубы либо прикрыты, либо слегка приоткрыты. Положение языка может быть различным: кончик языка может упираться в место между альве­олами и верхними резцами, в основание верхних резцов, а также в верхние или нижние резцы (рис. 11).

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Звук [л]звучит правильно, когда речевой выдох четко направлен в самыезубы. От этого при длительном произнесении звука [л]к его звучанию добавляется некий «жужжащий» призвук от трения воздуш­ной струи о зубы.

Артикуляция звука [л] может быть правильной. Но, если воздуш­ная струя не проходит между зубами, звук становится похожим на слегка окрашенный призвуком [л] звук [ы]. При правильном произне­сении звук [л] возникает, когда язык отрывается от того места, к кото­рому был только что прижат. В этот момент может даже слышаться некоторая примесь звука [д] или небольшое шуршание («всхлипыва­ние») проходящего между языком и местом артикуляции воздуха.

При произнесении мягкого звука [л'] спинка языка дополнитель­но поднимается к твердому нёбу.

Виды неправильного произношения звуков [л] и [л']:

• Звук [л] может заменяться звуком [ы], язык при этом не смыкает­
ся с нёбом или зубами, а остается посередине ротовой полости.
Способ постановки — I.

• Вместо звука [л] может произноситься губной звук, напоминаю­
щий звук [в], или кратко произнесенный [у] (как в польском язы­
ке), язык при этом бездействует. Способ постановки — П.

• Задняя часть спинки языка может приближаться к твердому нёбу
(кончик языка в артикуляции участия не принимает). Слышится
звук, напоминающий южнорусский или украинский звук [г]. Спо­
собы постановки — II, III, IV.

• Звук [л] может заменяться на правильный мягкий звук [л']. Спо­
соб постановки — V.

• Он может заменяться на звук [й]. Способы постановки — II, III, IV.

• Очень редко звук [л] заменяется на правильный звук [р]. Способы
постановки — II, III, IV.

• Звук может заменяться грассирующим [р]. Способы постановки —
III, IV.

• Звук [л] может произноситься межзубно, язык при этом высовы­
вается между зубами и прикасается либо к верхним зубам, либо к
верхней губе. Способ постановки — III.

Как бы ни нарушалось произношение звука [л] (кроме замены на полноценные звуки [р, л', й]), речевой выдох у ребенка будет очень сильно нарушен.

• Звук [л'] нарушается редко. Встречается полумягкое произноше­
ние или замена на звук [й]. При этом может быть смягченным и
произношение других звуков.

Слова для проверки произношения звуков [л] и [л']:

[л] — лодка, луна, улов, олово, плов, облава, колба, калмык, гла­ва, вол, мел

[л'] — лен, Лида, улитка, калина, плетень, фляга, альфа, альт, мель

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ [С, 3, Ц] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

Произношениезвука [с]:Губы вытянуты в улыбку, зубы сближе­ны в форме нормального прикуса. Боковые края языка прижаты к ко­ренным зубам. По средней линии языка образуется желобок, по кото­рому, как в свисток, идет воздушная струя. Кончик языка может упи­раться как в нижние, так и в верхние резцы. Струя воздуха четко подается в самые зубы (рис. 12, 13). Звук [с]должен звучать тонким свистом, если к свисту прибавляется некий более грубый шум, значит, звук произносится неправильно.

Звук [з] произноситсятак же, только добавляется звук голоса.

Звук [ц]{рис. 14, 15) образуется в результате быстрого последова­тельного произнесения звуков [т]и [с] ([тс]).


Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru


Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

}.      
     
<;   \ . 14
    [ Рис


Мягкие звуки [с', з']формируются с помощью дополнительного подъема вверх спинки языка.

Виды неправильного произношения свистящих звуков:

• Звуки могут произноситься межзубно. Язык высовывается между
зубами, и струя воздуха по желобку проходит между языком и
верхними зубами. Способы постановки — III, VII.

• Звуки могут формироваться между высунутым языком и верхней
губой. В этом случае звук [с]больше напоминает звук [ф] ([з]и
[ц]— звуки [в]и [тф]).Способы постановки — III,VII.

• Звуки могут произноситься с помощью нижней губы и верхних
зубов (как губно-зубные). Звук [с]напоминает звук [ф] ([з]и [ц]—
как в предыдущем случае). Способ постановки — любой.

• Язык может вообще не принимать участия в произношении. Воздуш­
ная струя просто проходит сквозь сомкнутые зубы, издавая некий
шипяще-свистящий шум. Способы постановки — I, II, III,IV, VII.

• Кончик языка может прижиматься одновременно к верхним и ниж­
ним резцам. При этом он перекрывает ток воздуха, «затыкая»
щель между зубами. В результате при произнесении звуков [с]и
[ц]получается взрывной звук [т](сначала язык плотно примыка­
ет к зубам, затем поток воздуха «взрывает» преграду и с шумом
выходит изо рта). При произнесении звука [з]слышится взрыв­
ной [д].Способы постановки — II, III, IV,V, VII.

• Существует 3 варианта бокового произношения свистящих зву­
ков:

1. Воздух может обтекать прижатый (как в предыдущем случае) к
зубам язык с обоих краев и с неряшливым шумом выходить изо
ртапо бокам. Способы постановки — II, III, VII.

2. Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки
языка плотно смыкается с альвеолами, воздух обтекает возник­
шую преграду с одного из боков, в результате слышится хлюпаю­
щий шум. Губы могут быть в асимметричном положении. Спосо­
бы постановки — III,VII.

3. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько
слева или справа, воздух обтекает преграду с одного из боков.
Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы
могут быть в асимметричной улыбке. Способы постановки — III,
VII.

Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, под­ставив ко рту ребенка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух.

• Свистящие звуки могут заменяться на правильные или дефект­
ные шипящие: [с]— на [ш](иногда несколько смягченный [ш]),
([з]и [ц]— на [ж]и [тш].Способы постановки — I, И, III, IV, VII.

• Звук [с] может заменяться полноценным или искаженным (напо­
минающим [щ]) мягким звуком [с'] ([з] — [з'], [ц] — [т'с']). Спосо­
бы постановки — I, II, III, IV, VII.

• Произношение мягких звуков [с'] и [з'] может нарушаться таким
же образом, как и произношение их твердых пар, но может оста­
ваться и правильным.

Слова для проверки произношения свистящих звуков:

[с] — сад, сон, усы, оса, паста, басма, самса, клипсы, икс, лис [с'] — сено, осина, осень, овсянка, кисть (произносится кис'ть). моська, пенсия

[з] — завод, зуд, коза, Лиза, гильза, азбука, вздох, клизма, узник

[з'] — Зина, зяблик, физика. Азия, вензель, Пльзень

[ц] — цапля, циновка, птица, пальцы, унция, акцент, ацтек, опция

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж]


Произношение звука [ш]: Зубы сближены, верхние резцы нахо­дятся прямо над нижними, губы округлены и выдвинуты вперед. Язык своими боками прижат к верхним коренным зубам. Расширенный, сплю­щенный кончик языка прикасается чуть спереди к альвеолам, средняя часть языка прогибается вниз, то есть язык имеет форму «ковша». Воздушная струя проходит между кончиком языка и альвеолами. Если кончик языка будет прикасаться к самой макушке альвеол, звук будет жестковатым (рис. 16).

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Звонкий [ж]образуется так же, только добавляется звук голоса. Произношение звука [ж]не должно быть слишком жестким, а чуть-чуть смягченным, так, чтобы звук звучал приятно на слух, густо и бархатно. Если слышится жесткое произношение — значит, язык, ско­рее всего, находится слишком глубоко во рту. То же самое относится к звуку [ш].Он должен мягко «шуршать» и иметь чуть заметный свистя­щий оттенок, а не произноситься глухо и жестко.

При произнесении звонкого звука [ж]дефектное произношение за­метнее, поэтому шипящие часто бывает удобнее проверять по звуку [ж].

Виды неправильного произношения звуков [ш, ж]:

• Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произ­
ношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зуба­
ми (и резцами, и коренными). Способ постановки — любой.

• Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы.
Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает до­
полнительный призвук звука [ф](или [в]при произнесении звука
[ж]).Способ постановки — любой.

• Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 ва­
рианта произношения:

1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так,
что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются.
Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и
при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук
получается неряшливый, «хлюпающий». Способ постановки —
любой.

2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать
щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Зву­
ки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достига­
ется, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попро­
сите ребенка показать, где у него находится язык. Способ поста­
новки — любой.

• Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спин­
ка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между
самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче,
чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть)
выдается вперед сильнее верхней. Способ постановки — любой.
Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положе­
нии правильное произношение шипящих звуков, так что отли­
чить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить про­
изношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где на­
ходится язык.

• Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струя
со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными

зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одно­го из углов рта. Губы могут занимать асимметричное положение. Способы постановки — I, III, IV.

• Задняя часть языка может подниматься к твердому нёбу, тогда
воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как
неотчетливый шипящий звук в то же время напоминающий [х].
Звук [ж] напоминает южнорусский или украинский звук [г]). В
редких случаях шипящие могут полностью заменяться на эти зву­
ки. Способы постановки — I, III, V, VI.

• Кончик языка может находиться за альвеолами. Звуки звучат
почти правильно. При этом губы ребенка бывают слишком широ­
ко открыты (видны и верхние и нижние зубы чуть ли не вместе с
деснами). Зубы также могут быть приоткрыты. Нужно попросить
ребенка показать, где у него находится язык. Способы постанов­
ки — I, III, IV, V.

• Язык может быть прижат или приближен к передним зубам. Та­
кое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно и
небрежно. Способ постановки — любой.

• Шипящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные
свистящие звуки ([ш] на [с], [ж] на [з]). Способы постановки — I,
III, V, VI.

Слова для проверки произношения звуков [ш] и [ж]: [ш] — шум, шаг, мыши, уши, каштан, кашне, мундштук, кашпо, пунш, душ

[ж] — жадина, жук, кожа, наждак, пижма, отжим, Фиджи, жаж­да, пиджак

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Щ, Ч]

Произношение звука [щ]: Органы речи расположены так же, как и при произнесении звука [ш], только спинка языка дополнительно приподнята и приближена к нёбу (рис. 17).

Звук [ч] складывается из слитно произнесенных звуков — мягко­го [т'] и [щ] ([т'щ]) {рис. 18).

Виды неправильного произношения звуков [ч, щ]:

• Язык может быть у нижних зубов. При произнесении звука [ч]
появляется призвук мягкого [т'], при произнесении [щ] — при­
звук мягкого [с']. Способы постановки: для звука [ч] — любой,
для [щ] — I, III.

• С помощью сильно вытянутых губ ребенку удается улучшить про­
изношение, тогда звуки звучат почти нормально, только чересчур
жестко и отрывисто, с нажимом. Способ постановки для обоих
звуков — любой.

• Звуки могут иметь боковое произношение. Оно сопровождается
«хлюпающим» неблагозвучным оттенком и возможной асиммет­
рией губ. Воздушную струю можно почувствовать ладонью у од­
ного из углов рта. Способы постановки: для звука [ч] — любой,
для [щ] — I, III.

• Кончик языка может быть отодвинут глубоко в рот. Речевой вы­
дох при этом сильно нарушен. Звук [ч] имеет оттенок звука [к']
мягкого, звук [щ] — оттенок звука [х'] мягкого. Редко встречает­
ся полная замена этих звуков на заднеязычные. Способ постанов­
ки для обоих звуков — любой.

• Язык может быть за альвеолами. Звуки [ч, щ] звучат очень жест­
ко и твердо. Может появляться придыхательный призвук. Губы
напряжены. Речевой выдох сильно нарушен. Способы постанов­
ки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III.

• Язык может упираться в передние зубы или приближаться к ним.
Такое положение языка легко увидеть. Звуки получаются смяг­
ченными со свистящим оттенком. Способ постановки для обоих
звуков — любой.

• Звук [щ] может произноситься как сочетание [шч]. Способ поста­
новки — любой.

Слова для проверки произношения звуков [ч, щ]:

[ч] — чай, чуб, качели, бочонок, овчина, кочка, Камчатка, кон­чина, печь, ночь

[щ] — щель, щи, Кощей, гуща, вещь

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

Рис. 17



ЗВУК [Р] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА

Произношение звука [р]:По артикуляции звук напоминает ши­пящие звуки. Только кончик языка больше напряжен и вибрирует в точно направленной на него воздушной струе (рис. 19).

Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет - student2.ru

При произнесении мягкого звука [р']язык продвигается немного вперед, очень короткая (одноударная) вибрация создается не самым кончиком языка, а его передней частью, отчего звук получается не­сколько грубее. Задняя часть языка приподнята к нёбу.

Изолированный звук [р]может звучать раскатисто. В словах же он произносится редуцированно (ослабленно). Иногда в зависимости от обрамляющих его звуков — одноударно (с очень короткой и слабой виб­рацией, как бы за одно касание языка к точке артикуляции).

Виды нарушения произношениязвука [р]:

• Может вибрировать маленький язычок и возникать грассирую­
щий звук. Иногда грассирующий [р]бывает гармоничным и ко­
ротким, тогда его можно спутать с русскоязычным звуком. Во
время произнесения звука загляните ребенку в рот — при заднея­
зычном произношении кончик языка оттянут назад и опущен вниз.
Способы постановки — II, III.

• Может вибрировать не только маленький язычок, но и мягкое
нёбо, тогда звук получается грубым, сопровождается неблагозвуч­
ным шумом. Способы постановки — II, III.

• Может вибрировать боковой край языка. В этом случае воздуш­
ная струя бывает направлена вбок, она разрывает там смычку
языка с коренными зубами, и боковой край языка начинает
колебаться. Слышится звук, в котором как бы сливаются звуки
[р] и [л]. Может быть асимметрия губ. Способы постановки —
II, III, IV.

• Могут вибрировать губы или щеки (так называемое «кучерское»
[р]), вибрация получается грубой, и такое произношение заметно
на глаз. Способы постановки — II, III, IV.

Наши рекомендации