Повсеместно принятые общие места
Но существуют повсеместно принятые общие места, которые выработаны широкой практикой и поддержаны авторитетными текстами. Повсеместно принятые общие места всегда имеютавторитетные тексты, в которых общие места фиксированы текстуально как аксиомы и которые используются как источник изобретени и доказательства в других текстах.
В дописьменной устной речевой практике такими общими местами являются основные позитивные положения любого фольклора. К фольклорным общим местам относятся связи соседства и родства:
гость - хозяин, родители - дети, муж - жена, старшие - младшие, свои - чужие, добро - зло и обязанности этих сторон;
качества личности: трудолюбие - лень, упорство - упрямство, храбрость - трусость, сила - сла бость, честность - обман, прямодушие - хитрость, щедрость - скупость и т. п.;
познавательные действия: ум - глупость, опытность - неопытность, знание - невежество;
качества событий, данные в наблюдении: свойственное - несвойственное, хорошее - плохое, частое - редкое, большое - малое, быстрое - медленное, своевремен ное - несвоевременное, уместное - неуместное и др.под.
Эти общие места представляют собой противопоставление позитивного и негативного, а их соотношение зависит от меры.
Создание письменного текста не отменяет фольклорных общих мест, но выстраивается над ними. В письменном тексте повсеместно признаваемые общие места строятся как безусловное почитание Высшей силы при полной зависимости от нее. Это прежде всего вера, но, кроме веры, любая религия запрещает из действий убийство, воровство, прелюбодеяние, а из речи - ложь, клятвопреступление, обман. Эти запрещенные действия являются повсеместно признанным злом. Поэтому изобретение и доказательства в письменном тексте, особенно в текстах сочинений, являются правилом. Одновременно каждая религия имеет свой опорный текст, Священное писание, где представлены эти правила речи и поведения. К ним добавлены частные общие места, касающиеся семейного устройства, общих положений теологии и принципов описания мира в нумеративной тезаурусной системе, используемой, в частности, для прогностики.
Развитие печатной словесности, связанной с так называемой новой наукой и документами, разрабатывает и фиксирует в риториках новую систему общих мест. Эта система общих мест опирается на философские категории, выработанные в античности, служившие инструментом для доказательства и изобретения в документной речи. Это следующие общие места: род и вид, целое и части, свойства материальные, свойства жизненные, имя, действие и страдание, время, место, происхождение, причина, предыдущее и последующее, признаки, обстоятельства, подобное и неподобное, несходные и противоположные вещи, сравнения.
Эти общие места в значительной части содержания восходят к фольклорной гносеологии, присутствуют как начала в Священном писании и теологической литературе и являются неявным основанием нумеративнотезаурусной картины мира. Важным моментом, укрепляющим эти общие места, является их опора на семантику вопросительных местоимений: сколько? какой? кто (или что) делает? что происходит? где? когда? откуда? почему? за чем? за кем? как? Семантика вопросительных местоимений показывает фундаментальность значения этих общих мест.
В так называемой "новой науке" общими местами являются отправные положения классов наук: математическая аксиоматика, аксиоматика естественных наук с их понятием о связи времени, пути, скорости, материи и энергии, постоянства состава вещества, аксиоматика гуманитарных наук с их понятием об историческом времени и месте, процессе, инварианте и вариантах, синтагмах и парадигмах, аксиоматика прикладных наук с их понятием полезности, действенности, системности, управляемости, цены производства, общественной потребности, аксиоматика педагогики с понятием целей образования, дидактики, методики. Эти частные деления любой науки опираются на новизну как ценность, познаваемость как гносеологический принцип, научность как критерий объективности знания, историзм
Художественная речь имеет общими местами описания переживаний человека (лирика), историю человека в его отношениях с другими людьми (эпос), речи и поступки людей (драма). В этих общих местах, взятых из античности, развиваютс новые общие места, основанные на особеннос тях способа связи фонической и смысловой стороны языка или новизне стиля.
Тексты массовой информации и рекламы в качестве общего места имеют так называемый "символический зонтик", о котором речь шла выше. Информатика имеет системы тезаурусного представления понятий, событий и фактов.