ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ — СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель настоящего пособия состоит в том, чтобы показать: чем должен владеть выступающий, чтобы быть хорошим оратором.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на особое значение устного выступления, связанное ч наличием у него признаков, которых в значительной мере лишены многие другие формы обращения к людям. Это следующие признаки:

· оперативность,

· возможность использования различных способностей слушающего,

· принципиально творческий характер устного выступления,

· живое общение говорящего и слушающего

· эмоциональное воздействие и ряд других.

ЗАДАЧИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Всякое публичное выступление должно быть направлено на решение конкретной задачи. Без такой задачи не может быть хорошего выступления. В целом всякое выступление нацелено на решение следующих общих задач:

· развитие познавательной деятельности людей,

· стимулирование положительных или критических установок слушателей на определенные дела,

· формирование познавательных и иных интересов,

· формирование творческого стиля работы и жизни,

· формирование общественной и профессиональной активности,

· ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и т.д.

Приступая к подготовке выступления, следует отдавать себе отчет в том, что за редким исключением его задачи скорее связаны все-таки не с сообщением каких-то совершенно новых сведений для слушателей, а с объяснением, интерпретацией событий, о которых им уже известно из различных источников. В публичном выступлении, как правило, систематизируются уже известные данные, дается предполагаемая перспектива развития обсуждаемого предмета.

Из сказанного вытекает, пожалуй, главное правило выступления:

· Никогда не ограничивайся сообщением голых фактов. Разъясняй, растолковывай, обобщай факты и делай на этом основании соответствующие выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Главным признаком хорошего выступления, безусловно, является соответствующее содержание. Содержание, при этом, должно соответствовать ряду требований:

1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики (научность).

2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.

3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.

5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

К указанным выше общим требованиям в отношении содержания выступления и его подачи можно добавить немало более частных, но не менее важных правил и рекомендаций:

1. Всячески выясняй, что будущим слушателям: а) известно, б) мало известно, в) совсем неизвестно.

2. Не бойся вскрывать ошибки, любое неумение людей делать свое дело.

3. Максимально используй местный, близкий слушателям материал.

4. Запоминай все, что может пригодиться в твоих выступлениях.

5. Не ссылайся на факты, которые сам не наблюдал, не проверил, узнал от других. Сам доходи до первоисточников информации, как бы трудно это ни было.

6. Если в чем-то сомневаешься — вообще не говори об этом.

7. Учись извлекать из любого факта, даже второстепенного, нужный смысл.

8. Не увлекайся отрицательными примерами, даже критикуя.

Соблюдение перечисленных правил предостережет от ошибок в отношении содержания выступления:

1. Односторонность, тенденциозность в подборе материала.

2. Незнание важнейших фактов, относящихся к теме.

3. Перевод внимания слушателей на второстепенные, мелкие вопросы.

4. Сообщение, или простое повторение известного.

5. Необоснованные прогнозы, предсказания, предположения.

6. Перегрузка выступления фактическим материалом.

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННОГО

ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

В предыдущем разделе Були указаны требования к публичному выступлению, его содержанию, которые как бы сразу бросаются в глаза. Существует, однако, необходимость остановиться на вопросе о более специальных требованиях, на требованиях, которые предъявляются к мастерству выступающего и ориентируют на постоянное совершенствование выступления. Каковы же критерии эффективности публичного выступления, которые тесно связаны с критериями в отношении содержания, но не сводятся к ним?

К числу критериев ораторского мастерства можно отнести следующие:

1. Эрудированность, знание предметов смежных областей.

2. Убежденность выступающего.

3. Культура речи.

4. Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудиторией.

5. Умение так преподнести вопрос, что он становится собственной проблемой слушателей.

6. Умение аргументировать. Стройность и последовательность.

7. Умение применять наглядные и технические средства.

Что касается эффективности публичного выступления, то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям:

1. Соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам.

2. Степень и характер активности слушателей во время выступления.

3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.

С целью повышения мастерства и эффективности своих выступлений, каждый должен не бояться, а скорее даже стремиться пройти через как можно большее число различных видов испытаний на качество выступления, таких, например, как:

· предварительное проговаривание всего выступления, или его отдельных мест,

· внешнее рецензирование выступления, или его текста,

· прослушивание выступления коллегами с последующим обсуждением.

ВЫСТУПАЮЩИЙ И СЛУШАТЕЛИ

На всех стадиях подготовки и осуществления выступления нужно помнить, что слушатель — это не сосуд, который нужно заполнить, а скорее факел, который нужно зажечь. Об этом же говорит известное положение о том, что для того, чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать материал, на который предстоит воздействовать.

Чувство аудитории — это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.

Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме. Немаловажно также учесть такие моменты, как благоприятствование или, наоборот, неблагоприятствование выступлению времени и обстановки. И отдельно учесть отношение аудитории к самому выступающему.

Важно помнить о том, что, например, возрастная аудитория предпочитает стройную логику доказательств, она остро реагирует на слабость аргументов, на расхождение слова и дела, тем боле — на пустословие.

Молодежная аудитория — самая массовая. Молодость — пора становления личности, пора ее самоутверждения. В такой аудитории буквально рядом можно столкнуться с наивностью и критичностью, стремлением к объективным знанием и субъективизмом, неудовлетворенностью собой и болезненным самолюбием, тягой к людям и негативизмом. Для молодежной аудитории особое значение имеют: эмоциональность выступающего, выразительность, активное использование технических средств и наглядных пособий. Молодежная аудитория особо активно оценивает личность выступающего. Для нее особую роль играет его социальное и служебное положение. Молодежь не любит приблизительности, компромиссности, ценит лаконичность и точность. Не терпит голого морализаторства.

Каждому, кто готовится к выступлению, важно развивать в себе навыки наблюдения за аудиторией, учиться налаживать и поддерживать контакт с ней. В этом могут помочь следующие правила:

1. Вырабатывай привычку смотреть на слушателей, переводя взгляд от одного к другому, переходя от одной группы слушателей к другой, если это, конечно, возможно.

2. Фиксируй все реплики. Хотя отвечать на них не обязательно.

3. Не превращай краткое выступление в «вечер вопросов и ответов», ответь на один—два вопроса слушателей во время выступления и возвращайся к основному материалу.

4. Стремись к исчерпывающим ответам.

5. Всегда уважительно относись к слушателям. Будь внимателен к ним.

6. Никогда не подчеркивай своего превосходства над слушателями ни в чем, даже если таковое имеется.

7. Не делай грубых, обидных замечаний слушателям.

8. Вовремя давай передышку. Соблюдай регламент.

9. Анализируй каждое свое выступление с целью устранения промахов, помешавших контакту со слушателями.

10. Связывай изложение с практическими делами слушателей, с интересами и задачами общества, различных групп населения, всех граждан.

11. Если слушатели записывают, ориентируй их слушать, записывая, а не наоборот, записывать, слушая. Ориентируй на запись общего строения выступления, своих мнений, доказательств, оригинальных примеров, указаний на трудности вопроса.

12. В меру отклоняйся от задуманного, если это отвечает интересам слушателей. Поощряй вопросы. Вводи в изложение элементы беседы.

13. Оставляй время для ответов на вопросы после выступления. Если вопросов нет или их явно мало — не тяни, заканчивай выступление раньше.

Наши рекомендации