Структура публичного выступления

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления.

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

Эта трехчастная структура устного, как, впрочем, и письменного, выступления сложилась очень давно. У ее истоков мы встречаем имена таких выдающихся ораторов, как Демосфен, Цицерон, крупнейших представителей ораторского искусства древности и последующих эпох.

Следует, однако, сразу обратить внимание на то, что, в свою очередь, каждая из этих трех частей, как бы мала, коротка она ни была, имеет свою собственную, внутреннюю организацию, или структуру, и поэтому можно и нужно оговорить композиционные особенности не только выступления в целом, но и каждой отдельной его части.

ВСТУПЛЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:

1. Вступительное замечание.

2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.

3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.

Известно, что хорошее начало — половина успеха. Но только половина. Почти во всех случаях выступление удается или не удается, даже проваливается в первые несколько минут. Поэтому особое внимание нужно обратить на вступление и вступительное замечание.

Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории, например, сообщение чего-то не совсем обычного, особая постановка вопроса или специально подобранная цитата оригинального автора, наконец, просто некоторое юмористическое замечание.

Начать выступление можно также одним из следующих способов:

· сообщение темы и основных вопросов; характеристика их теоретического и практического значения;

· прямое приглашение к совместному обсуждению, поиску ответов на поставленные вопросы;

· краткая характеристика существа вопроса, формулирование основной мысли выступления;

· выражение своего отношения к собравшимся, обычно положительного, или даже подчеркнуто положительного, и другие.

Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.

Вступление предполагает соблюдение ряда правил. Вот их примерный перечень:

1. Готовь вступление заранее. Не думай, что начало выступления родится само собой с выходом на трибуну.

2. Особенно тщательно готовь первую фразу (правило первой фразы).

3. Первые слова выступления рекомендуется записывать и иногда даже, в зависимости от обстановки, прочитывать дословно, чтобы преодолеть волнение, войти, что называется, в колею.

4. Особо выбирай обращение к слушателям — это хорошее средство привлечения внимания: «Господа!», «Товарищи!», «Господа-товарищи!», «Друзья!», «Коллеги!», «Сограждане!» и т.д. и т.п.

5. Стремись к лаконичности, не затягивай вступления. Чаще всего для вступления достаточно 3–4 минут — спокойное чтение примерно одной страницы печатного текста. В продолжительном выступлении — 1–1,5 часа, — как показывает опыт, вступление делается в пределах 5–7 минут.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей.

Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом.

Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

В построении основной части выступления особая роль принадлежит плануи композиции выступления. Реализация того и другого предполагает наличие материала, знание аудитории, наличие ясной цели выступления.

План выступления представляет собой результат решения задачи по разбивке, членению темы выступления на определенные части.

Композиция выступления представляет собой, со своей стороны, способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения.

Иначе говоря, составление плана позволяет выделить то, что должно войти в состав данного конкретного выступления, а композиция этого же выступления определяет порядок расположения выделенных планом частей и даже может меняться уже в ходе данного выступления, если того требуют обстоятельства.

Впрочем, в реальной практике подготовки выступлений композиция и план настолько тесно связаны друг с другом, что разрабатываются всегда одновременно.

План главной части вступления обычно сводится к 3–4 основным разделам, самым общим, которые связаны с узловыми, главными для раскрытия темы вопросами. Если претендентов на роль основных разделов выступления больше 3–4-х, то это, как правило, сигнализирует о недостаточно свободном владении материалом со стороны выступающего.

Различают план краткий, или простой и развернутый, или сложный. Краткий план состоит из нескольких разделов, в которых в сжатом виде сформулированы основные предстоящего вопросы выступления без их детализации. Развернутый план предполагает разбивку основных вопросов на подвопросы, а подвопросов, возможно, на еще более частные пункты. Развернутый, или сложный план — это подробный план. Такой план способствует творческому живому изложению, позволяет избегать нарушений последовательности изложения, поддерживает целостное видение обсуждаемой темы.

Окончательный план выступления, кстати, рекомендуется писать с учетом различных предварительных схем изложения, включающих различные собственные соображения выступающего, появившиеся при изучении собранного материала. Текст же выступления, если таковой требуется, рекомендуется писать по окончательному плану.

Если под композицией понимать логику развития, развертывания темы, продиктованную особенностями той или иной аудитории, личными авторскими предпочтениями, то правомерен следующий подход, диктуемый основными логическими законами, лежащими в основе логической стратегии выступления: тема должна рассматриваться в качестве некоторой мыслимой сложной предметной области, требующей определенного разбиения, деления, внутреннего различения. Разделы изложения, намечаемые планом, должны рассматриваться в качестве частей, или членов деления исходной предметной области. Идея же выступления должна рассматриваться в качестве основания для деления, разбиения, различения частей мыслимой предметной области. Все это, в свою очередь, предполагает учет специальных логических правил, касающихся логической операции деления объема понятия:

1. Разбиение темы — мыслимой предметной области выступления — должно быть соразмерным, то есть разделы выступления, выделенные планом, должны в определенном отношении полностью, без пробелов и излишеств, охватывать всю тему. Не должно быть ни потери каких-либо важных частей, ни добавления лишних, ненужных здесь, или просто маловажных частей.

2. Выделенные разделы, вопросы плана должны различаться по некоторому единому принципу, например, временному (историческому), или пространственному (логическому). Возможно применение и комбинированного, сложного основания, например, сразу и по историческому, и по логическому.

3. Части, разделы изложения должны быть внутренне однородными, не дублировать друг друга, если повторение, возвращение к чему-либо не диктуется самой обстановкой или таким способом изложения, как концентрический (см. ниже раздел 5.1.).

4. Выделение частей, разделов изложения должно быть последовательным, что предполагает определенное соподчинение разделов основной идее выступления, переход от общих вопросов к подвопросам и так далее, без перескакиваний, в рамках своеобразного «дерева вопросов», в виде которого можно представить обсуждаемую тему.

При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил:

1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.

2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной–двумя фразами, или даже отдельными словами.

3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.

4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.

ПРАВИЛА И ОШИБКИ КОМПОЗИЦИИ

1. Мысли должны быть связаны логически, вытекать одна из другой, дополнять друг друга (последовательность).

2. Учитывая, что сильные доводы, новая информация всегда привлекают внимание, стремись делать сильное начало, эмоциональные «аргументы» помещай в середине изложения, самые сильные аргументы приводи в конце (усиление).

3. Добивайся максимальной согласованности структуры выступления и его содержания. Разбивка изложения на пункты и их последовательность должны вытекать из самого материала, диктоваться им (органическое единство).

4. Используй минимум слов, фактов, доказательств, только то, что ведет к раскрытию темы, уяснению ее существа (экономия средств).

Нарушение указанных правил ведет к ошибкам:

1. Наличие ненужных частей и деталей, не ведущих к раскрытию темы, что затрудняет восприятие выступления.

2. Неоправданная неравномерность частей:

а) затянутое вступление,

б) скомканный конец,

в) недостаточное внимание основному вопросу, в сравнении с
второстепенными.

3. Неконкретность изложения:

а) нарушение соответствия между общими теоретическими
положениями и фактами,

б) неподкрепленность теоретических рассуждений ссылками на
реальные обстоятельства.

4. Уход от основной темы:

а) увлечение деталями,

б) привлечение фактов, положений, лежащих в стороне от достижения
цели.

5. Отсутствие четких выводов по разделам изложения.

Наши рекомендации