Дефекты голоса и их устранение
Как в самом начале обучения, так нередко и на более старших его ступенях у глухих учащихся приходится сталкиваться с самыми различными дефектами голоса.
Эти дефекты касаются силы голоса, его высоты и тембра.
Ниже дано описание наиболее распространенных дефектов голоса и способов их преодоления. В каждом случае достигнутый результат должен быть закреплен путем различного типа голосовых упражнений (см. с.39), включая упражнения на материале слов и фраз.
К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие:
1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Такой голос обычно характерен для маленьких детей в начале обучения.
Стремясь путем упражнений вызвать голос достаточной силы, не следует впадать в крайность и требовать слишком громкого голоса. Это может привести к возникновению различных дефектов, в частности, служит причиной «рваного» или «рычащего» голоса. Этот дефект возникает вследствие того, что под действием слишком сильного напора воздуха края голосовых связок приходят в беспорядочное, негармоническое колебание.
При слабом голосе необходимо проделывать с учеником упражнения в протяжном произнесении гласных в слогах и отдельно (па па па, а и т. п.).
Полезно также протяжное произнесение звуков м, в с последующим гласным (м а, в а). В результате упражнений голос постепенно окрепнет.
2. Голос крикливый. Чаще встречается у детей с остатками слуха. Следует прежде всего попытаться использовать имеющиеся у ученика остатки слуха и показать ему разницу между нормальным и крикливым голосом.
Если остатков слуха нет, нужно дать ученику возможность осязать рукой, приложенной к гортани учителя, разницу между крикливым голосом и голосом нормальной силы, несколько утрируя контраст.
Можно воспользоваться также индикатором силы голоса в усилителе или вибратором.
Получив требуемую силу голоса, следует тренировать ученика в протяжном произнесении негромкого а и других гласных, а затем закрепить полученный результат в процессе выполнения других голосовых упражнений, произнесения слов и фраз.
К дефектам, связанным с нарушением нормальной высоты голоса, относятся следующие:
1. Голос слишком высокий или слишком низкий, не соответствующий возрасту ребенка. Дефект встречается нечасто. При коррекции следует прежде всего использовать слуховой контроль.
Если остатков слуха нет или они очень малы, учитель, приложив руку ученика к своей груди, показывает с некоторой утрировкой разницу в характере вибрации при высоком и низком голосе.
2. Голос фальцетный — высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора.
Дефект очень грубый, резко отрицательно влияющий на разборчивость речи. Его устранение должно проводиться в первую очередь. У мальчиков, как правило, снижение голоса происходит значительно успешнее, чем у девочек.
Единого подхода к исправлению этого недостатка нет: одни дети легче понижают голос на а, другие — на м, третьи — на в. Приступая к работе, следует провести ряд проб и установить, что более доступно данному ученику.
Предлагая ребёнку произнести протяжно, например, звук м, не следует прерывать его попытку даже в том случае, если он по-прежнему воспроизводит м высоким голосом; ему надо дать возможность как можно дольше тянуть звук, потому что нередко к концу такого произнесения голос снижается. Произнеся а , па или м , следует обратить внимание ученика на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, используя при этом остаточный слух.
Если остатков слуха нет или они слишком малы, надо обратить внимание ученика на то, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка (положить руку на грудь!), а при фальцете вибрации нет.
Можно слегка нажать пальцами на щитовидный хрящ (кадык): осадить гортань вниз, сместить ее вправо, влево. В момент появления низкого тона обратить внимание ученика на вибрацию грудной клетки, на изменение звучания голоса.
3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых гласных или согласных звуках.
К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие:
1. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен неполным замыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым; обычно встречается у полностью глухих детей или при очень малых остатках слуха.
Ввиду утечки воздуха при таком голосе у глухого отмечается короткий выдох: он не может долго протянуть гласный или произнести много слогов на одном выдохе.
Надо предоставить ученику возможность дольше тянуть а. Стремясь экономить выдох, ученик плотнее замыкает голосовую щель, и голос становится звучнее.
Ученику следует предложить громко и отрывисто произнести ряд гласных.
Нужно исходить из протяжного произнесения м с последующим переходом к протяжному гласному: ма………., м…..о, м……е и т. д.
В случаях, когда дефект не исчезает, необходимо обратиться к врачу-отоларингологу.
2. Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опущено и выдыхаемый воздух проходит через рот и нос.
Дефект распространенный и грубый. Нередко является следствием вялой артикуляции.
При исправлении дефекта следует предложить ученику несколько раз энергично произнести слог па, выделяя последний гласный: папа па. Поднятое при произнесении звука п мягкое нёбо сохраняет свое положение и при а, благодаря чему голос очищается от носового тембра. В дальнейшем нужно выделить из слогов изолированное а. Так же необходимо отработать и произнесение других гласных. Кроме того, при исправлении рассматриваемого дефекта учителю надо воспроизвести гнусавый голос и приложить палец ученика к крылу носа. Ученик ощутит, что крылья носа при этом вибрируют. После этого необходимо указать ученику на то, что вибрации быть не должно, и в подтверждение воспроизвести нормальный голос.
Затем следует предложить ученику проделать то же, проверяя чистоту голоса прикосновением пальца к носу.
Для контроля можно использовать виброскоп, который отмечает гнусавое произнесение гласного вспышкой неоновой лампочки.
Показать ученику в зеркале при широко открытом рте движение мягкого неба в момент громкого произнесения гласного: а, а, а.
Если указанные приемы не приведут к цели, то в момент произнесения звука а надо легко прикоснуться пальцем (подушечкой) или шпателем к мягкому нёбу, которое при этом рефлекторно поднимается.
При особо стойкой гнусавости обратиться к отоларингологу и выяснить, нет ли у ученика пареза мягкого нёба.
3. Голос хриплый. Следует направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. Получив консультацию, проводить голосовые упражнения прежде всего в виде протяжного произнесений гласных в слогах с согласными (па……, м…..а и т. п.) и отдельно (а….. о……. и т. п.).
4. Голос сдавленный, скрипучий. Часто встречается у оглохших, переключающихся со слухового на кинестетический и вибрационный контроль за работой своего голосового аппарата и невольно стремящихся усилить получаемые при фонации ощущения.
Следует попытаться устранить дефект на основе слухового контроля. Нужно предоставить ученику возможность воспринимать разницу между нормальным и дефектным голосом путем осязания рукой вибрации гортани. Показать перед зеркалом разницу между спокойным состоянием лицевой мускулатуры при нормальном голосе и ее напряжением при сдавленном голосе.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Период первоначального формирования у глухих школьников навыков правильного воспроизведения в произносимых словах всех звуков охватывает первые три учебных года.
В подготовительном классе систематической работе по постановке звуков предшествует подготовительный период, который занимает первые две недели.
В течение этого периода необходимо прежде всего развить у детей способность к воспроизведению по подражанию простейших (в том числе лепетных) слов и слогов, включающих наиболее доступные детям звуки. Основой для подражания служит слухо-зрительное восприятие произносимого учителем материала, частично вибро-тактиль-ное восприятие механических явлений, сопровождающих звукопро-изношение (ощущение рукой тока выдыхаемого воздуха, вибрации груди, щек и т. п.).
В течение подготовительного периода учитель должен выяснить, с каким звуковым багажом пришел в школу каждый учащийся и в какой мере он способен воспроизвести те или иные звуки.
Для этой цели учитель прежде всего наблюдает за детьми и фиксирует в дневнике все замеченные у каждого ученика голосовые и звуко-произносительные реакции, которые обнаруживаются во время учебных занятий, игр, режимных моментов. Затем, ближе к концу второй недели, учитель в часы индивидуальных занятий берет одного за другим учеников класса и предлагает каждому повторить за собой по подражанию звуки в составе элементарных слогов или слов, а в случае необходимости и отдельно.
Ученику предоставляется возможность опираться на слуховое (в меру его доступности), зрительное и тактильно-вибрационное восприятие произносимых учителем слов, слогов и звуков.
Для проверки гласных может служить, например, такой материал: папа, па, а; по — по — по, по, о; ау, пу — пу — пу, пу; пе — пе — пе, пе э; пи — пи — пи, пи, и; пы — пы — пы, пы.
Для проверки согласных: nana, ana, па; та — та — та, ата, та; ка — ка — ка, ака, ка; ба — ба — ба, аба, ба; да — да — да, ада да; га — га — га, ага, га; фа, ф; са, с; ша, ш; ха, х; ва, в; за, з; жа, ж; мама, ма, ам, м; на, ан, н; ла — ла — ла, ла, ал, л; ра, ар, р.
Звуки ц, ч и щ, а также парные мягкие согласные в первичную проверку не включаются.
Проверка состояния произнесения звуков детьми, которые в результате воспитания в детском саду или в семье усвоили некоторый словарь и научились читать, но в силу тех или иных причин оказались в общем не подготовленными к обучению в первом классе и потому поступили в подготовительный, должна проводиться и на материале знакомых слов. Данные проверки заносятся в таблицу, в которой правильное воспроизведение учеником звука обозначается плюсом; в случае неправильного произнесения указывается, как ребенок произносит этот звук.
Результаты наблюдений за спонтанной вокализацией учащихся и данные предварительной проверки воспроизведения звуков помогают в последующей работе осуществить ее рациональное планирование и обеспечить индивидуальный подход к детям.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Звук а. Губы пассивны, рот раскрыт примерно на толщину большого пальца, поставленного ребром между нижними и верхними резцами. Язык плашмя лежит на дне рта. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 7). Можно видеть положение губ, края нижних и верхних резцов, а также, частично, положение языка. Приложив руку к гортани, можно осязать ее вибрацию, поднеся же ко рту — ощущать слабый теплый воздух.
Впервые дети знакомятся со звуком а в подготовительный период всвязи с произнесением простейших слов и слогов.
Учитель дает возможность послушать, как он произносит слово папа и изолированно звук а. Ученики не только слушают, но и видят при этом артикуляцию учителя. Они пытаются с большим или меньшим успехом повторить то, что сказал учитель.
По мере необходимости учитель дает ученикам возможность осязать рукой выдыхаемый воздух, вибрацию гортани, а в отдельных случаях и проверить свою артикуляцию перед зеркалом.
В связи с последующим анализом и синтезом слова папа дети учатся, повторяя за учителем и читая, произносить отдельные слоги и звуки, входящие в состав слова, учатся сливать звуки в слоги и слоги в слова. В результате такой фронтальной работы на уроках устной речи и грамоты многие дети вполне усваивают правильное произношение слова и его отдельных элементов (слогов, звуков). Однако всегда находятся ученики, которые нуждаются в индивидуальной отработке произношения.
На индивидуальных занятиях учитель побуждает ребенка к произнесению этого слова по подражанию на основе слухо-зрительного и тактильно-вибрационного восприятия образца. Ученик воспроизводит слово папа и входящие в него слоги; при необходимости он произносит и составляющие слово звуки. В процессе упражнений учитель пользуется разрезной азбукой и указывает ученику на соответственные буквы, слоги, слово.
Примерно такой же порядок работы сохраняется в период обучения и при знакомстве с другими вновь усваиваемыми звуками.
Далеко не всегда, однако, детям удается усвоить правильное произношение слова или его элементов путем простого подражания. Часто у учащихся обнаруживаются те или иные недостатки, требующие использования некоторых специальных приемов.
Звук о. Губы слегка выдвинуты вперед, округлены. Расстояние между верхними и нижними резцами несколько меньше, чем при а. Язык слегка оттянут назад и приподнят своей корневой частью. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 8). Можно видеть положение губ, осязать рукой вибрацию гортани и слабый теплый выдох.
Работая над гласным о, допустим, в слове Вова, следует дать возможность воспринять его звучание с помощью слуха, при этом обратить внимание детей на характерное для о положение губ, а при необходимости также и на вибрацию гортани.
Работая над звуком о на уроке и на индивидуальных занятиях, следует сопоставить звучание и видимую артикуляцию данного звука и ранее усвоенного звука а.
Звук у. Губы выдвигаются вперед и сближаются, оставляя узкое отверстие. Расстояние между резцами меньше, чем при о. Язык оттянут в глубь рта и поднят своей корневой частью к нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты вибрируют (рис. 9). Можно отчетливо видеть характерное положение губ и осязать вибрацию гортани и груди.
При первоначальном ознакомлении учащихся с произношением звука у надо дать детям возможность услышать его звучание, увидеть при этом артикуляцию губ, показать вибрацию верхней части груди, поскольку это противодействует характерному для многих глухих повышению голоса на гласном у.
Звук э. Губы пассивны, углы рта слегка оттянуты назад. Кончик языка прикасается к нижним резцам, а боковые края — к верхним коренным зубам. Спинка языка умеренно поднята к нёбу, посередине ее образуется желобок. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 10). При произнесении звука видны положение губ, края резцов и положение языка. В ходе работы следует дать детям возможность, пользуясь остатками слуха, прослушать звучание гласного: приоткрыв рот, учитель должен отчетливо показать детям характерное для э выгнутое положение языка.
Если ученик артикулирует без голоса, то при необходимости следует обратить его внимание на вибрацию гортани.
В ходе постановки звука э во избежание возможного появления гнусавости полезно исходить из слога пе.
Звук и. Губы несколько растянуты в улыбку. Расстояние между резцами очень небольшое. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прилегают к верхним коренным зубам, спинка поднята к передней части нёба. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 11). Хорошо видно положение губ, края верхних и нижних резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части языка. Можно осязать вибрацию гортани, напряжение мышц дна ротовой полости, а также вибрацию темени.
При ознакомлении детей со звуком и учитель, опираясь на остатки слуха, дает детям возможность прослушать звучание этого гласного в слове, слоге и отдельно. В то же время учитель обращает внимание детей на характернее для и положение губ; приоткрыв свой рот, он показывает положение языка.
Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя (снизу), дети ощущают напряжение мышц. Иногда этого оказывается достаточным для того, чтобы путем простого подражания ребенок правильно воспроизвел звук и как в слоге (или отдельно), так и в слове.
Однако в большинстве случаев постановка звука и сопряжена со значительными трудностями и требует индивидуальной работы.
На индивидуальных занятиях описанные приемы могут быть дополнены указанием на характерную для звука и вибрацию темени, которую ученик может ощущать, положив руку на голову учителя. Иногда это сразу приводит к цели.
В более трудных случаях рекомендуется применить следующий подход. Посадив ученика рядом с собой перед зеркалом, учитель произносит протяжное хь, приоткрыв при этом рот настолько, чтобы было видно положение языка. Одновременно он подносит к своему рту полоску бумаги, которая отгибается под действием выдыхаемой струи воздуха.
Ученик подражает учителю, контролируя себя с помощью зеркала и поднесенной ко рту полоски бумаги. Если вместо хь у него получится сь, то следует нажать шпателем на переднюю часть спинки языка. Добившись от ученика звука хь (напоминающего шепотное и), можно переходить к следующему этапу, который характеризуется тем, что данному звуку предпосылается согласный и, так что получается пхь, напоминающее шепотное пи. Вызвав у ученика требуемое звукосочетание, учитель вновь произносит его сам и, протягивая хь, присоединяет голос, в результате чего получается звук j. Ученик улавливает переход от хь к j c помощью остаточного слуха или приложив руку к гортани учителя. Теперь вместо пхь ученик произносит за учителем nj, которое в дальнейшем при многократном повторении переходит в пи. Из этого слога уже нетрудно выделить отдельный гласный и. В некоторых случаях можно обойтись и без присоединения звука п, вызывая и непосредственно путем озвончения хь.
У некоторых учащихся гласный и хорошо получается от согласного з. Учитель предлагает ученику протяжно произнести звук с, при этом подносит одну руку ученика к своему рту, а другую прикладывает к собственной гортани и начинает произносить звук с; затем включает голос и таким образом переходит на з. Получается: с……з…... Ученик воспроизводит вслед за учителем то же самое. После этого звуку з предпосылается взрывной согласный п. Получается сочетание: пз.
После того как ученик удовлетворительно воспроизведет это сочетание, учитель вводит в его рот шпатель и слегка прижимает переднюю часть спинки языка так, чтобы вместо характерной для з щели между передней частью спинки языка и альвеолами получилась щель между средней частью спинки и нёбом. В результате этого вместо пз…… должно получиться нечто вроде пj (шпатель не мешает образованию смычки губ при воспроизведении звука п). После ряда упражнений с механической помощью таким способом удается (иногда только через несколько дней) получить то же сочетание без использования шпателя. В качестве средства контроля, наряду с самопрослушиванием, можно воспользоваться прикосновением руки к темени, которое в момент произнесения j заметно вибрирует. В результате последующих упражнений j обычно переходит в нормальное и. Этому способствует более быстрое произнесение звука ы.
Звук ы. Губы пассивны. Расстояние между резцами несколько больше, чем при и. Кончик языка отходит назад от резцов, а спинка высоко (как при и) поднята к задней части твердого нёба. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, щель между верхними и нижними резцами (рис. 12).
Рис. 12. Профиль артикуляции ряда слогов, например: пипипи
При постановке гласного ы следует дать учащимся возможность прослушать его звучание на основе использования остаточного слуха, сопоставить со звучанием гласного и в слогах пи, пы. Приоткрыв рот, учитель должен показать перед зеркалом оттянутое положение языка, сопоставить при этом артикуляцию ы с артикуляцией и в слогах пи — пы, а также в изолированном положении.
Если всего этого окажется недостаточным для воспроизведения учеником звука ы, то можно прижать переднюю часть спинки языка шпателем. При этом из слога пи (или отдельного и) должен автоматически получиться слог пы (или отдельный гласный ы). После ряда упражнений, в ходе которых полезно побудить ученика прижать язык своим собственным пальцем, ученик может произносить звук ы уже без всякой механической помощи.
Как известно, гласные различаются по рядам и подъему языка. Кроме того, при артикуляции одних гласных губы выдвигаются вперед (о, у), при артикуляции других этого не происходит (а, э, и, ы). Все гласные произносятся при поднятом мягком нёбе.
Недостатки произношения гласных в основном и связаны с нарушением ряда и подъема языка (табл. 3.)
1 – Ы-образная артикуляция гласных. Этот дефект почти никогда не затрагивает гласного у, но может быть присущ любому из остальных гласных, причем часто охватывает а, о, э, и одновременно. В этом случае они звучат близко к ы. Слова папа, пол, мел, вилка звучат соответственно как пыапыа, пыол, мыэл, вылкыа. Это происходит потому, что язык оттянут комом назад и высоко поднят.
Дефект грубый, очень неблагоприятно сказывается на разборчивости речи.
При устранении этого дефекта следует начинать с коррекции звука а.
В первую очередь надо опереться на остаточный слух глухого: дать послушать ему правильное и неправильное звучание а; при этом полезно прибегнуть не только к звукоусиливающей аппаратуре, но и к восприятию на голое ухо.
Полезно сочетать слуховое восприятие со зрительным: ученик должен не только слушать то, что говорит учитель, но и видеть его артикуляцию. На основе этого он стремится распластать язык на дне ротовой полости, что характерно для а. Если по подражанию получить правильное положение языка не удается, следует прибегнуть к шпателю, нажав им на спинку языка. Хорошо при этом давать а после губных согласных п, б, л (па, ба, ма), так как в их артикуляции язык участия не принимает. Ученик может проделывать такие упражнения со шпателем и самостоятельно.
Если на основе слухового и слухо-зрительного подражания получить чистое о не удается, надо, как и в случае а, слегка нажать на корень языка, благодаря чему язык передвинется немного вперед и получится более открытый звук о.
Коррекция звука э осуществляется на основе подражания учителю. Ученик слушает, как, учитель произносит слоги пе пы, звуки э…., ы…., и наблюдает, как при этом меняется положение языка (при э он перемещается вперед, к нижним резцам).
Полезно показать кистями рук положение языка, подчеркнув сильную выгнутость языка у зубов по сравнению с ы.
Один из основных и распространенных недостатков произношения и состоит в том, что вместо него слышится звук, близкий к ы. В этом случае достаточно выгнутый язык оттянут назад, в глубину ротовой полости; в результате получается гласный звук верхнего подъема, но не переднего, а среднего ряда.
Чтобы получить чистое и, ученику надо дать прослушать звучание слогов пи — пы и отдельных звуков (и — ы ); кроме того, необходимо показать перед зеркалом, что кончик языка должен упираться в нижние резцы. Вместе с тем следует сопоставить положение языка при гласных и и ы, несколько раз повторяя ы — и. Полезно использовать и изображение положения языка с помощью кистей рук.
В средних и старших классах можно практиковать и схематическое изображение положения языка.
2 - Расширение артикуляции. Этот дефект может быть свойствен каждому из гласных. Его сущность заключается в том, что гласный произносится при более широком, чем обычно, растворе рта, что, в свою очередь, приводит к снижению подъема языка и уменьшению лабиализации огубленных звуков.
В этом случае а звучит близко к английскому широкому э, о - к а, у - к о, э – к а, и - к э, ы - к э. Слова пол, суп, мел, пила звучат соответственно как пал, соп, мал, пэла.
При коррекции а надо показать перед зеркалом, что такая преувеличенная, утрированная артикуляция не нужна, а язык должен плоско лежать на дне ротовой полости. Этот показ следует сочетать со слуховым восприятием учеником образца правильного произношения, который дает ему учитель.
При коррекции звуков о и у следует опереться на слухо-зрителыюе восприятие ученика, предложив ему повторять за учителем слоги па — по (по — пу) и изолированные гласные а….. о….. ао, оа, па….. (оу о…..у….., уо….у…..о). При этом надо показать, как изменяется положение губ (как они вытягиваются вперед на звуке о по сравнению с а или на звуке у по сравнению с о).
Если чистое о не удается получить по подражанию, можно нажать пальцами на щеки с боков, когда ученик произносит а: в этом случае возникает нужное для о выпячивание губ.
О звучит как а также и в том случае, если язык плоско лежит на дне ротовой полости. В этом случае надо дать возможность ученику увидеть, как отодвигается, выгибаясь, язык при произнесений о. Если ученик не может воспроизвести звук о на основе слухо-зрительного подражания, ему надо помочь, слегка отодвинув язык назад шпателем. Совершенно аналогичным путем осуществляется коррекция звука у. При исправлении недостатка произношения о и у полезно показать на схеме, как сужается ротовое отверстие во время произнесения гласных а, о, у. Положение губ при произнесении о и у можно изобразить с помощью пальцев, образующих кольцо.
Произнесение э как а или близко к этому — самый распространенный дефект звука э, так же как воспроизведение и как э или близко к нему — один из самых часто встречающихся недостатков и. Поскольку причиной уподобления звука э звуку а является то, что язык не выгнут или недостаточно выгнут, а рот раскрыт слишком широко, для исправления данного недостатка следует упражнять ученика в правильной артикуляции языка перед зеркалом, сопоставляя э с гласным а. При этом необходимо следить за тем, чтобы боковые края языка прилегали к верхним коренным зубам, а посередине языка образовался широкий желоб. Эти упражнения проводятся с опорой на слух глухого. Как правило, звук э сравнительно легко получается на основе слухо-зрительного подражания.
Уподобление и звуку э происходит тогда, когда спинка языка поднята недостаточно и имеет место слишком большое расстояние между верхними и нижними резцами.
Начинать коррекцию, как всегда, следует с подражания на слухо-зрительной основе: нужно предложить ученику надеть наушники, сесть с ним перед зеркалом и произнести пи так, чтобы он слышал (поскольку учитель пользуется микрофоном, держать последний надо несколько сбоку) и видел в зеркале сильно выгнутый и приближенный к зубам язык; при этом ученику предлагается подражать артикуляции учителя. В том случае, когда это не приводит к цели, надо ставить и, исходя из хь (см. выше).
Таким образом, пути устранения такого дефекта, как расширение артикуляции, в целом сходны для всех звуков.
Следует сказать, что этот недостаток исправляется сравнительно легко. Исключение составляет звук и. Дефект относится к числу негрубых.
3, 8, 11 - Сужение артикуляции. Дефект может быть присущ каждому из гласных. Его сущность состоит в том, что гласный произносится при значительно более узкой, чем в норме, ротовой щели (очень сближены губы при произнесении о и у, чрезмерный подъем спинки языка при э и и), В этом случае а звучит близко к э, о - к у, у - к двугубному в или английскому w, э - к и, и - к j или зь. Слова папа, пол, суп, мел, пила звучат соответственно как пэпэ, пул, сwп, мил, пjла или пзьла.
Для звука у есть еще другой вариант сужения артикуляции. У произносится с призвуком, напоминающим южнорусское фрикативное г (в таблице графа 11). Этот недостаток происходит оттого, что язык поднят слишком высоко. Остается слишком узкая щель между спинкой языка и нёбом; в результате вместо гласного образуется звонкий согласный.
Если расширение артикуляции относится к числу негрубых дефектов, то сужение артикуляции — более грубый дефект, неблагоприятно отражающийся на разборчивости речи.
При коррекции о следует попробовать получить правильную артикуляцию по подражанию на основе слухового и слухо-зрительного восприятия, сопоставляя звучание о и у.
Надо также показать ученику перед зеркалом разницу между правильным и неправильным положением губ. Ввиду того что склонность некоторых учащихся уподоблять о звуку у является часто очень стойкой, лучше всего в течение некоторого времени довольствоваться недостаточной лабиализацией (недостаточным округлением губ), хотя при этом и получается средний между она звук.
Учитывая, что по своей артикуляции звук о занимает промежуточное положение между звуками а и у, необходимо сопоставлять его вначале с первым, а в дальнейшем и со вторым звуком. Такое сопоставление должно проводиться как на материале слогов (па — по, пу — по) и отдельных звуков (о — а, о — у), так и на материале усвоенных слов, фраз (Вова, Вава тут и т. п.).
При коррекции у внимание ученика обращается на чрезмерно сближенные губы, что следует показать перед зеркалом. При упорной замене звука у двугубным в надо временно перевести ученика на произнесение этого гласного как о, т. е. с более широким, чем требуется, ротовым отверстием. Лишь в дальнейшем, когда будет преодолена установка на резкое сближение губ, можно перейти к нормальной артикуляции, не опасаясь повторного соскальзывания на дефектное произношение звука.
В ходе устранения указанного дефекта опора на слух нередко оказывается малоэффективной. Но когда получена нужная артикуляция, использование остаточного слуха ученика необходимо.
При устранении призвука (графа 11) следует шпателем или зондом слегка нажать на корневую часть языка.
При коррекции звука э (произносимого как и) и и (произносимого как j) задача сводится к тому, чтобы устранить чрезмерный подъем языка. Поэтому необходимо сопоставить звучание э и и в изолированном виде (э… и….), а также в слогах (пе…. Пи….) и словах (перо — пила), показав ученику перед зеркалом разницу в положении языка. Как правило, э успешно исправляется на основе подражания. В редких случаях, когда это не удается, можно слегка нажать шпателем на спинку языка.
При исправлении дефектного произнесения звука и (графы 3.8) ученику следует предложить произнести ряд слогов в быстром темпе: пипипипи. Если при этом гласный очистится от характерного для j шума, и следует выделить из последнего слога путем его протяжного произнесения: пипипипи. Проделав эти упражнения и закрепив таким образом и, надо включить гласный в слоги (пи, фи и т. п.) и слова (пила, пить, вилка, спасибо и т. п.).
Если ученик не сможет уловить правильную артикуляцию подобным путем, ему можно помочь, слегка нажав на спинку языка специальным зондом или шпателем, чтобы расширить щель между языком и нёбом.
4 - Передняя артикуляция. Этот дефект охватывает два гласных — о и у и является самым распространенным среди недостатков воспроизведения этих звуков. Дефект обусловлен неправильным положением языка: он недостаточно оттянут назад, кончик языка приближен к нижним резцам, а спинка языка выгнута.
В этом случае о и у звучат близко к немецким умлаутным звукам о и и (в немецких словах Loffel и grtin). Русские слова пол, восемь звучат как пол (пёл), восемь (вёсемь), а слова упал, пуговица звучат как йпал, пйговица.
Дефект можно отнести к числу негрубых, но очень стойких.
Различать на слух правильное и неправильное звучание этих гласных (о — о и у — й) большинство глухих учащихся научаются быстро, однако правильной артикуляцией на основе слухового подражания овладевают редко.
Если и это не приводит к цели, приходится прибегать к шпателю или пальцу ученика - (конечно, хорошо протертому спиртом), чтобы, слегка прижав переднюю часть языка и отодвинув его назад, получить необходимое положение языка. После этих упражнений бывает достаточно движения рукой, показывающего, что язык следует отодвинуть в глубь рта, чтобы ученик придал ему нужное положение. В средних и тем более старших классах целесообразно привлечь схематическое изображение (профиль) правильной и дефектной артикуляции. Можно показать положение языка, изобразив его кистями рук.
5, 7 - Открытая гнусавость. Она может выражаться либо в носовом оттенке гласного (графа 5), либо в его замене носовым заднеязычным согласным, который слышится в конце немецкого слова tang или английского long.
Для устранения гнусавости гласных следует воспользоваться приемами, которые были рекомендованы выше для коррекции гнусавого голоса.
Если ученик упорно смыкает корень языка с мягким нёбом и указанные приемы не приводят к цели, то при дефектном произнесении, например, гласного а следует нажать шпателем на спинку языка и таким образом устранить смыкание языка с мягким нёбом.
Разницу между чистым и гнусавым произношением гласного а (как, впрочем, и других гласных) дети могут уловить с помощью вибрационного контроля, приложив палец к носу. Открытая гнусавость вызывает заметную вибрацию крыльев носа. Эта вибрация может быть наглядно представлена с помощью виброскопа, сигнализирующего о появлении вибрации вспышкой неоновой лампочки (рис 13).
Рис. 13. Применение виброскопа для к немецкому умлаутному й контроля над произношением
Обычно преодоление гнусавости гласного а служит хорошей базой для коррекции других гласных.
В том случае, если гласные произносятся гнусаво, при их коррекции следует учитывать соседство согласного. Наиболее выгодное положение гласного — после звуков п, ф, ш, в, р (т. е. в слогах типа па, ф….о, ш…..а, в…..а, р…..а), поскольку они произносятся с энергичным выдохом; в этом случае мягкое нёбо поднято, и эта позиция по инерции сохраняется на следующем за согласным гласном звуке. В упражнения необходимо включать слова типа папа, фартук, В…..а в…..а и т. п.
Наиболее невыгодным положением для гласного в случае устранения открытой гнусавости является его позиция после носовых м, н (т. е. в слогах типа ма, на, в словах типа мама, нога), которые произносятся при опущенном мягком нёбе, что распространяется и на следующий гласный. Неудачно также сочетание гласного и звука л, который нередко в соседстве с гнусавым гласным сам приобретает носовой оттенок.
Появление открытой гнусавости на гласных у маленьких учащихся нередко провоцируется упражнениями в протяжном произнесении изолированных гласных (а ), поэтому в подготовительном классе голосовые упражнения лучше проводить, исходя из сочетания гласного с такими согласными, как п, ф (типа папапа……, па……., фа…. и т. п.). Дефект грубый и стойкий.
6 - Повышение голоса. Чаще всего наблюдается при произнесении гласных у, и. Дефект грубый.
Для устранения повышения голоса на гласных следует прежде всего использовать имеющиеся у детей остатки слуха. Учитель произ носит гласный высоким и низким голосом, предоставляя ученику возможность уловить на слух различие в высоте тона. При этом лучше всего начинать с гласного а, поскольку он реже других произносится с повышением голоса.
Когда ученик овладеет умением различать на слух высокое и низкое произнесение гласного, его следует побудить к воспроизведению низкого звучания гласного а, а затем присоединить к нему корригируемый гласный.
Если это гласный у, то ученик должен прослушать произнесенное учителем сочетание а…..у и воспроизвести его без повышения голоса.
Если указанный прием не приведет к цели (либо из-за неумения ученика управлять своим голосом на основе остаточного слуха, либо из-за того, что остатки слуха у него слишком незначительны), то надо применить следующий подход.
Учитель кладет одну руку ученика на свою грудь, другую на его собственную. Затем учитель, а за ним и ученик произносят протяжное а…... Внимание ученика обращается на возникающую при этом вибрацию груди (если, конечно, ученик произносит а нормальным голосом). Во время последующего произнесения звука а учитель постепенно сближает губы до положения, соответствующего сначала о, а затем у (