Тема № 10. Устная форма речевой коммуникации. Техника речи.

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: особенности устной формы речевой коммуникации (цель, условия, решение задачи); основы подготовки к устной форме речевой коммуникации; этические нормы речевой культуры; специфику техники речи и невербальной коммуникации.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание устной формы речевой коммуникации; работать над композицией выступления; обобщать, анализировать и адекватно воспринимать речь коммуниканта; соблюдать этику устной речи и слушания; применять на практике правила делового этикета.

Обучающиеся должны владеть: навыками подготовки и пользования устными формами речевой коммуникации; приёмами поиска материала для коммуникации; способами словесного оформления выступления; речевым этикетом; культурой устной деловой речи и общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Устная и письменная форма речевой коммуникации. Особенности устной речи, ее отличие от речи письменной.

2. Способы и приемы организации слушания в речи учителя.

3. Речь говоримая и речь озвученная.

5. Диалог как форма устной речевой коммуникации. Виды диалогов.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Творческое задание: создание монолога на тему: «Это интересно»

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Прочитайте данные ниже фрагменты текстов. Подготовьтесь к их краткому пересказу (с соответствующими комментариями, пояснениями и примерами).

1) Письменная речь кардинально отличается от устной речи тем, что она может осуществляться только по правилам «развернутой (эксплицитной) грамматики», необходимой для того, чтобы сделать содержание письменной речи понятным при отсутствии сопровождающих речевое высказывание жестов и интонаций. Существенную роль играет также отсутствие знания адресатом предмета речи. Это проявляется, в частности, в том, что те эллипсы и грамматическая неполнота, которые возможны, а нередко и оправданы в устной речи, становятся совершенно неприемлемы в письменной речи.

Письменная монологическая речь по своей языковой форме выражения представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Поэтому длина фразы в письменной речи, как правило, значительно превышает длину фразы в устной речи. В развернутой письменной речи используются сложные формы «грамматического» управления, например включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи.

Таким образом, письменная речь – это особый речевой процесс, это речь – монолог, осознанный и произвольный, «контекстный» по своему содержанию и избирательно «языковой» по средствам его реализации.

2) На основе всестороннего психологического анализа письменной речи выделяется ряд ее отличительных особенностей:

а) Письменная речь (ПР) в целом гораздо произвольнее устной. Уже звуковая форма, которая в устной речи автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа и синтеза. Синтаксис фразы в письменной речи так же произволен, как и ее фонетика.

б) ПР – это сознательная деятельность, которая теснейшим образом связана с осознанным намерением. Знаки языка и употребление их в письменной речи усваиваются ребенком сознательно и намеренно, в отличие от бессознательного (или недостаточно осознаваемого) употребления и усвоения их в устной речи.

в) ПР – это своего рода «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности».

3) В функциях письменной и устной речи (если говорить об общих функциях речи) также имеются существенные различия.

– Устная речь обычно выполняет функцию разговорной речи в ситуации беседы, а письменная речь – в большей степени деловая речь, научная и т. д., она служит для передачи содержания отсутствующему собеседнику.

– По сравнению с устной речью письмо и чтение как средство общения не являются полностью самостоятельными, по отношению к устной речи они выступают как вспомогательное средство.

– Функции письменной речи хотя и весьма широки, но, тем не менее, уже, чем функции устной речи. Основные функции письменной речи – это обеспечение передачи информации на любые расстояния, обеспечение возможности закрепления содержания устной речи и информации во времени. Эти свойства письменной речи бесконечно раздвигают пределы развития человеческого общества.

4) Слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов.

Слушание реализуется прежде всего при непосредственном взаимодействии участников общения, хотя если на слух воспринимаются радио- и телесообщения, то следует говорить об их опосредованном взаимодействии. В процессе непосредственного взаимодействия говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга, что существенным образом сказывается на характере слушания. При непосредственном взаимодействии коммуниканты активно используют средства невербального общения (жесты, мимику, телодвижения), что, безусловно, оказывает влияние на способ решения задач, стоящих перед каждым из них.

Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку текста в ходе его восприятия. Результатом слушания является понимание (или непонимание) звучащего текста. Понимание текста проявляется в способности слушающего осознать его основную мысль, осмыслить понятия, которые в нем раскрываются, в умении свободно и полно изложить его содержание. На основе услышанного, если оно понято и осмыслено, создаются новые высказывания: конспект, план, пересказ и т. п.

5) Обычно выделяют следующие функции слушания: познавательную (слушаю, чтобы знать); регулятивную (слушаю, чтобы научиться что-либо делать, сформировать необходимые умения); ценностную или ценностно-ориентационную (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, чтобы ориентироваться в мире культурных новостей). Справедливо также назвать еще одну функцию слушания – реагирующую (слушаю, чтобы ответить на вопрос прохожего, случайного собеседника и т. п.).

Таким образом, с помощью слушания человек получает новую информацию, новые знания, овладевает какими-либо умениями, удовлетворяет свои потребности эстетического характера, адекватно реагирует на вопросы, просьбы, пожелания.

Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом, когда достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Глобальное слушание обеспечивает общее знакомство с содержанием текста. Чаще всего глобальное слушание текста реализуется в процессе восприятия теле- и радиопередач, лекций популярного характера, повседневных сообщений и т. п.

Если слушающему необходимо более глубоко разобраться в содержании устного высказывания, проанализировать его с целью усвоения, воспроизведения, запоминания, подготовки возражения на основе услышанного, то реализуется детальное слушание.

Детальное слушание предполагает осознание самых главных, значимых компонентов текста, глубокое осмысление его содержания. В этом случае слушающий вычленяет главную и дополнительную информацию, устанавливает взаимосвязь различных частей текста, последовательность их расположения, маркирует интересующую его информацию.

Детальное слушание реализуется при установке на подробный пересказ текста (например, при написании изложений, воспроизведении объяснения преподавателя и т. п.), на запоминание последовательности действий (рецептов, инструкций, если они излагаются устно), на осознание высказываний в процессе дискуссии.

Детальное и глобальное восприятие текста в ряде случаев сопровождается критическим осмыслением услышанного: это критическое слушание, которое реализуется при установке на выражение своей точки зрения по поводу содержания речи, позиции автора, при установке на необходимость мотивировать свое согласие или несогласие с основными положениями высказывания, оценить его и т. п.

6) В зависимости от ситуации общения, от целей и задач, решаемых в процессе слушания, используются различные способы слушания.

Если слушающий не вмешивается в речь говорящего, молча воспринимает содержание высказывания, то он использует молчаливое, нерефлексивное слушание. Если слушающий вмешивается в речь собеседника: уточняет высказывание или положение, перефразирует их, обобщает сказанное, – то он использует немолчаливое, рефлексивное слушание.

Нерефлексивное (молчаливое) слушание сопровождается произнесением малозначащих реплик (ну да; это так; понимаю). Молчание слушающего в данном случае должно быть значимым, внимательным (молчание понимания), иначе оно может быть истолковано говорящим как равнодушие, невнимательность.

При восприятии текста слушающий ставит перед собой различные задачи и в связи с этим реализует различные виды слушания.

7) Свое внимание к говорящему слушающий может подчеркнуть использованием невербальных средств общения: мимика согласия-несогласия, понимания-непонимания, удивления, неприятия; жесты (кивок или покачивание головой из стороны в сторону, пожимание плечами и т. п.) Эти же средства невербального общения используются и при рефлексивном слушании.

Рефлексивное (немолчаливое) слушание предполагает активное вмешательство в речь говорящего, что обеспечивает адекватное понимание собеседниками друг друга. Основные приемы рефлексивного слушания – выяснение, перефразирование, отражение чувств (эмпатия).

При выяснении слушающий обращается к говорящему с просьбой уточнить высказывание (пожалуйста, повторите..; уточните..; а как вы это понимаете..; приведите примеры...).

Перефразирование в ходе слушания позволяет слушающему сформулировать мысль, высказанную говорящим по-другому (другими словами, ты считаешь..; иначе говоря, главное в том...), обобщить сказанное, подытожить услышанное (итак, вы предлагаете следующее..; если подытожить сказанное вами...), что особенно уместно в ситуациях обсуждения спорных вопросов, поиска решения какой-либо проблемы.

Эмпатия (отражение чувств) предполагает сопереживание собеседнику в процессе слушания, умение понять его чувства, настроение, эмоциональное состояние (у меня такое ощущение, что ты расстроен; мне кажется, что ты испытываешь...). Очень важным в связи с этим является умение слушающего «расшифровать» мимику, жесты, позы, взгляды, походку собеседника и реагировать не только на слова, но и на эмоциональное состояние говорящего.

2. Познакомьтесь с диалогом (точнее – полилогом), описанным С. Ю. Кургановым в книге «Ребенок и взрослый в учебном диалоге». Обратите внимание на выделенные предложения. Почему Коле сложно вступить в диалог? Как вы думаете, это случается с ним только на уроках? Аргументируйте свое мнение.

Верно ли ведут себя учащиеся, выступая как участники диалога? Как вы оцениваете поведение педагога? Как, по вашему мнению, должен вести себя учитель в подобной ситуации?

«Учитель. Как, по-вашему, кому труднее в бурю – Буревестнику или гагарам? (Речь идет о произведении М. Горького «Буревестник»).

Саша. Гагарам! Им каждый день хочется взлететь во время грозы, но страшно. Потом, после бури, они говорят себе: «Ну ладно, в следующий раз, в следующую бурю – полетим». И так всю жизнь.

Коля робко поднял руку и опустил – класс как прорвало.

Оля. И не так уж хорошо Буревестнику в буре. Ведь чайки, гагары – это его подружки. Им страшно...

Аня. Они бросили Буревестника, струсили! Какие они ему друзья!

Коля снова собрался сказать, но Артем выкрикнул:

– Нет, он не одинок, он вместе с бурей!

Дима. ...И самое страшное будет после бури: он вернется к своим друзьям, но они и он будут помнить, что во время грозы они предали Буревестника...

Коля поднял руку повыше, но Лана бойко с места:

– Не нужны ему такие друзья!

Ира. Верно! Ведь там говорится: «Он от радости рыдает». Значит, он не думает о чайках, когда борется с бурей! Артем. ...И наслаждается битвой! Класс гудел...

– Нет, он просто забывается в битве. Тем труднее ему будет после грозы.

Дима. Буревестник как бы создает эту грозу! Он хочет, чтобы гагары смотрели на него и сами пытались взлететь!

– Он хочет победить бурю!

Коля молча смотрел на учителя, ему уже не хотелось отвечать.

Учитель. Ребята, не галдите. Коля давно хочет сказать, но не решится никак.

Коля. Ему каждый раз важно себе доказать, что если хоть однажды тучи закроют солнце, то он обязательно их победит! И поэтому он как бы вызывает бурю. Ему и в мирное время нужна буря».

3. Ознакомьтесь с приведенным ниже фрагментом текста, в котором дается характеристика учебно-педагогического диалога. Чем подобный диалог сходен с диалогами, в которые большинство людей вступает в процессе своей повседневной жизнедеятельности (в бытовой сфере)? В чем состоит их различие?

В основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, которая осуществляется только в форы речевых жанров, обычно в форме диалога или монолога. При этом диалог рассматривается современными лингвистами как сложное, многоаспектное динамическое явление, которое можно представить в широком и узком понимании. В широком понимании диалог это конкретное воплощение языка, сфер проявления речевой деятельности человека, сама форма существования языка, наконец, форма речевого общения.

Узкое понимание диалога связывается с непосредственным речевым общением двух или более лиц в конкретной ситуации жизнедеятельности.

Диалогическая речь определяется как «форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресант» (Словарь лингвистических терминов).

Н. Д. Арутюнова отмечает, что «диалог – речевое произведение, в котором двое говорящих как бы создают одну мысль» и «...поскольку содержательная сторона, выявляющаяся в диалоге, и расчленена между собеседниками и одновременно объединена предметом разговора, то диалог представляет собой речевое произведение, которое складывается из отдельных вы высказываний его участников, так что каждое высказывание является этапом на пути к достижению конечной цели, а потому обретает свое место в развертывании смыслового целого. Это позволяет рассматривать диалог как особого рода коллективное речевое произведение, обладающее в соответствии со сферой, тематикой и ситуацией своей ... спецификой».

Педагогический диалог целесообразно рассматривать как типизированное речевое построение, модель, отражающую специфические условия и цели общения учителя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения, для создания которого необходимо знание: совокупности экстралингвистических факторов, типичных структурно-смысловых частей диалогического текста, специфики речевой организации педагогического диалога в различных ситуациях урока.

4. Назовите причины низкого уровня коммуникабельности. Какие из этих причин мешают лично вам свободно общаться? Легко ли вы вступаете в диалоги с незнакомыми людьми?

5. Определите свой собственный уровень общительности в различных ситуациях. Что влияет на него, от чего он зависит?

6. Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, которые видят причины низкого уровня коммуникабельности учащихся: а) в дефиците общения с матерью в детстве; б) в подавлении сильной коммуникативной группой (двор, класс, семья). Аргументируйте свою точку зрения.

7. Каким вы представляете себе идеального коммуникабельного (общительного) человека на работе, дома (в семье), на отдыхе и т. д. Создайте связный текст на тему «Идеальный коммуникабельный человек» (5–8 предложений) (групповое задание). Зачитайте текст и попробуйте повторить его устно (не заглядывая в записи). В чем вы видите отличие письменной и устной речи в данном конкретном случае?

8. Представьте себе следующую ситуацию. Вы – учитель, который дал школьникам домашнее задание: подготовить подробный пересказ фрагмента художественного текста. Один из школьников вместо того, чтобы подготовить пересказ, выучил текст наизусть. Что бы скажете такому школьнику после того, как позвучит его ответ? Как оцените успешность выполнения им задания?

Тема № 11. Процесс речеобразования. Дикция. Голос.

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: особенности устной формы речевой коммуникации (цель, условия, решение задачи); основы подготовки к устной форме речевой коммуникации; этические нормы речевой культуры; специфику техники речи и невербальной коммуникации.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание устной формы речевой коммуникации; работать над композицией выступления; обобщать, анализировать и адекватно воспринимать речь коммуниканта; соблюдать этику устной речи и слушания; применять на практике правила делового этикета.

Обучающиеся должны владеть: навыками подготовки и пользования устными формами речевой коммуникации; приёмами поиска материала для коммуникации; способами словесного оформления выступления; речевым этикетом; культурой устной деловой речи и общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Произнесение речи. Техника речи.

2 Процесс речеобразования.

3. Дикция и ее роль в создании условий для благоприятного общения.

6. Владение голосом, дикция как важное условие эффективности устной речи.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Подготовка и выполнение упражнений по технике речи (в форме ролевой игры) (групповые задания)

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Обратитесь к материалам, ранее изученным в ходе подготовки к практическим занятиям по темам № 2, 3, чтобы повторить их. Прочитайте данные ниже фрагменты. Соотнесите прочитанные материалы с изученными ранее. Подготовьте краткий пересказ прочитанных фрагментов (с элементами комментариями и соответствующими примерами).

1) Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.

Коммуникативная позиция каждого из участников общения – понятие относительное в том смысле, что она характеризуется относительно коммуникативных позиций остальных участников общения. Это относительная эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника.

Коммуникативная позиция каждого отдельного человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации.

Коммуникативная позиция участника общения может быть сильной или слабой изначально: коммуникативная позиция начальника, высокого должностного лица по отношению к подчиненным, родителей – к маленьким детям, учителя – к ученикам и т. д. всегда сильнее изначально, в силу их социального статуса; позиция подчиненного, ребенка, учащегося изначально всегда слабее.

Однако свою коммуникативную позицию любой человек может изменить. Путем применения определенных правил и приемов речевого воздействия ее можно усилить, защитить, а также ослабить коммуникативную позицию собеседника (применяя в отношении него приемы речевого воздействия и осуществляя по отношению к нему различные действия).

2) Искусство речевого воздействия заключается в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника, а также в умении ослабить коммуникативную позицию своего собеседника.

Усиливая свою коммуникативную позицию, используя для этого различные вербальные и невербальные средства, приемы речевого воздействия, мы повышаем эффективность речевого воздействия на собеседника – нас лучше слушают, нам больше доверяют, с нами охотнее соглашаются, наши просьбы выполняют и т. д.

Усиливают коммуникативную позицию следующие приемы:

- повтор обращения (закон имени): – Ну Анна Петровна, ну Лина Петровна, ну пожалуйста, ну Анна Петровна...;

- повышенная эмоциональность речи;

- приближение к собеседнику (правило «чем ближе, тем эффективнее»);

- физический контакт с собеседником (ненавязчиво дотронуться до того, кого мы убеждаем);

- открытые жесты, обращенные к слушателю;

- укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т. д.);

- повышение громкости голоса, придающее речи авторитетность и уверенность;

- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;

- привлекательность нашего внешнего вида и т. д.

3) Защищая свою коммуникативную позицию, мы не позволяем собеседнику оказывать на нас давление, помогаем себе устоять против его аргументации, нажима, можем защититься от навязчивого или просто неприятного собеседника. Защитить свою позицию можно:

- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

- разместившись за препятствием (столом, букетом цветов и т. д.);

- отклоняясь назад при разговоре;

- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику).

Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло, расположив собеседника так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещен, а вы – в тени и т. д.

В общении действует принцип коромысла: чтобы поднять ведро на одном конце коромысла, нам достаточно опустить ведро на другом конце. Поэтому, если мы применяем правила и приемы для ослабления коммуникативной позиции собеседника, мы этим самым делаем нашу собственную позицию более сильной и убедительной; ослабляя свою коммуникативную позицию, мы усиливаем коммуникативную позицию собеседника по отношению к нам.

2. Современные психологи утверждают, что мать должна обязательно разговаривать с ребенком, даже когда он совсем маленький и не понимает значения слов. Что улавливает ребенок в речи матери?

3. Прочитайте приведенные ниже фрагменты текстов. Ответьте на вопросы: Зависит ли сила воздействия речи от того, каким голосом обладает человек? В каких случаях сильный голос дает преимущества его обладателю? Какие еще качества голоса также относятся к параметрам речевого воздействия?

Какую роль играет интонация в процессе передачи информации?

Что обозначает словосочетание «тембр голоса»? Что входит в понятие «темп речи»? Какая речь хуже воспринимается слушателями: слишком быстрая или слишком замедленная?

1) Голос играет огромную роль в речевом воздействии. В соединении с интонацией, мелодикой речи он может казаться приятным и неприятным, тихим и громким, уверенным и неуверенным, вкрадчивым и агрессивным, красивым и некрасивым и т. д. От того, нравится ли он слушателям, зависит сила его воздействия. Однако основной параметр голоса, определяющий его воздействующую силу, – несомненно, громкость.

Громкий голос при прочих равных условиях всегда дает преимущество его обладателю, особенно в публичной речевой деятельности.

Громкость голоса создает впечатление убежденности говорящего, его уверенности в своей правоте, компетентности. Часто (особенно в России) громкий голос в официальном общении рассматривается как признак высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им.

Громкий голос также часто воспринимается как свидетельство решительности человека: он невольно заставляет слушать его обладателя. Фразы, произнесенные громко и безапелляционно, часто оказывают завораживающее действие на слушателей, лишают их возможности возразить собеседнику.

Резкое повышение громкости голоса обычно усиливает воздействие на адресата.

Высота голоса также относится к параметрам речевого воздействия. Если вы звоните в какую-либо фирму и вам отвечает девушка с тонким голоском, вы делаете вывод, что это девушка на побегушках. Слова Я директор фирмы, сказанные высоким мужским или женским голосом, не вызывают доверия: не возникает впечатления компетентности, надежности. Деловое общение должно вестись низким тоном.

2) Ученые утверждают, что от 50 до 70% воспринимаемой в процессе слушания информации передается с помощью невербальных средств коммуникации: жестов, мимики, телодвижений, взгляда, интонации.

Интонация – сложное явление, включающее компоненты, связанные со звучанием голоса: логическое и фразовое ударение, паузы, тон, тембр, сила звучания, темп. Интонация не просто делает разнообразным звучание речи, но помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты речи.

Элементы интонации несут информацию о говорящем, его чувствах, об отношении к собеседнику, о настроении и т. д. Все это человек, общающийся на родном языке, легко улавливает на слух, но, К сожалению, не всегда может воспроизвести в собственной речи. Тогда говорят об интонационной бедности, невыразительности речи говорящего.

По мнению некоторых ученых, интонацию можно обнаружить даже в письменной речи.

Наверное, можно говорить о том, что голос – такая же характерная принадлежность человека, как отпечатки пальцев, почерк, походка, привычные жесты. Имея магнитофонные записи, милиция может вычислить телефонного террориста, предъявить обвинения взяточнику или шпиону. Казалось бы, голос можно изменить до неузнаваемости, но, во-первых, измененным голосом нельзя пользоваться долго, можно лишь прохрипеть или прошипеть несколько фраз, потом связки требуют отдыха. Во-вторых, исходный интонационный рисунок: тон, тембр, интенсивность голоса можно реконструировать при помощи существующих сейчас приборов.

3) Тембр – характерная окраска голоса. Она связана с наличием у каждого произносимого звука, помимо основного топи, дополнительных обертонов. Слушающие воспринимают тембр голоса как специфическую окраску, позволяющую различать голоса, даже если другие акустические характеристики одинаковы, поскольку тембр обладает чертами индивидуальной неповторимости.

Индивидуальность тембра обусловлена тем, чти размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей им, у каждого человека своеобразны, Тембр зависит в первую очередь от смыкания голосовых связок и настройки резонаторов – полостей глотки, рта и носа, Варьирование же тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах. Приятный, красивый тембр голоса позволяет быстро найти контакт с аудиторией, завораживает слушателей. Недостатками тембра являются разного рода шумовые призвуки: осиплости, охриплость.

4) Важной характеристикой звучащей устной речи является темп. В понятие темпа, по мнению Поля Л. Сопера, входят:

1) быстрота речи в целом;

2) длительность звучания отдельных фраз;

3) интервалы и длительность пауз.

Он считает, что скорость речи связана с особенностями самого оратора и характером содержания речи. Как правило, отмечает Поль Л. Сопер, «чем важнее содержание, тем более сдержанна речь», а «частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых тонах, чем публичное выступление». Есть фразы, содержание которых предполагает определенный темп, задает его: Несется как угорелый! Исчез – как ветром сдуло! Ползет как черепаха! Еле-еле поворачивается!

Слишком быстрая частная речь собеседников – явление нормальное, если они хорошо понимают друг друга, но слишком быстрая речь выступающего публично заслуживает порицания. Большинство ораторов произносит 120–150 слов в минуту. Вместе с тем замедленная речь воспринимается слушателями еще более негативно, чем излишне быстрая. Человек, говорящий слишком медленно, не осознает, что теряет внимание слушателей. Вдвойне плохо, если такая речь – результат невладения материалом. Следовательно, чтобы избежать вялой и тягучей речи, нужно хорошо подготовиться к публичному общению. Но темп – это не только быстрое произнесение фраз, отдельных слов, но и паузы.

Пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза – это продолжение разговора невербальными средствами, недаром существуют выражения «красноречивая пауза», «красноречивое молчание». Существуют различные классификации пауз. Так, некоторые ученые делят их на синтаксические и несинтаксические, среди которых выделяются паузы припоминания, умолчания и напряжения.

Таким образом, при правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во многих отношениях, к тому же ее легко сделать.

4. Прочитайте следующие скороговорки и поговорки, работая над дикцией – чётким и ясным произношением звуков.

1. Купи кипу пик. 2. От топота копыт пыль по полю летит. 3. На дворе трава, на траве дрова. 4. Раз дрова, два дрова, три дрова, четыре дрова. 5. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои. 6. Сшит колпак не по колпаковски, надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. 7. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. 8. Во мраке раки шумят в драке. 9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 10. На горе Арарат растет крупный виноград. 11. Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала. 12. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилy. 13. На семеро саней по семеро в сани уселися сами. 14. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 15 Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

5. Игра «Придумай себе биографию». Каждый участник получает карточку, на которой написано, чью биографию он должен придумать. Например: «Ты – известный пират XVII в.». «Ты – космонавт, побывавший на Марсе», «Ты – русский миллионер», «Ты – голливудский актер-супермен» и др.. Задание – придумать биографию своему герою (Задание взято из книги: Стернин, И. А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов вузов /И. А. Стернин. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2012).

«Озвучьте» подготовленный текст, представив, что вы рассказываете его в большой аудитории (следует обратить внимание на то, что текст должен быть произнесен выразительно, с соответствующими интонациями).

6. Согласны ли вы со следующими утверждениями. Выскажите свое мнение, обоснуйте его.

1) Каждый педагог знает: только тогда он может утверждать, что то, что он преподает, когда ему ясно – когда он может словами рассказать об этом своим ученикам. Не случайно древние римляне говорили: Docendo discimus» («Обучая, учимся»).

2) Общение для человека – его «среда обитания». Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

Представьте себе, что вы должны продиктовать учащимся старшего класса текст, который они должны записать под диктовку (фрагмент 2).

Связаны ли между собой по значению слова «дикция» и «диктант»?

Продиктуйте текст, выбрав оптимальный темп речи.

7. Представьте себе, что вы проводите словарный диктант. Прочитайте слова, соблюдая оптимальный темп речи и правильно ставя ударения. (Проверьте себя по Орфоэпическому словарю русского языка).

Средства, инженера (инженеры), свекла, искра, красивее, приговор, завидно, лиловее, досуг, шофер, яслей, ненависть, баловать; договор, позвонит, сметливый, офицера (офицеры), обыденный, библиотека, оптовый, приняли, плыла, магазин, добыча, брала, сливовый, агент, арбуз, документ, изредка, квартал, крапива, медикамент, ремень, статуя, начал, окон, боязнь, алкоголь, верба, гусеница, закупорить, злоба, вложить, кашлять, процент, туфля, жаворонок, щавель, зевота, русло, кладбище, кишка, фарфор, пергамент, иероглиф, еретик, диалог, симметрия, ровня, пригоршня, трапеза, счастлив, синоним, эпиграф, спала, двоюродный, бармен, гнала, арест, начать, эксперт, предложить, атлет, кухонный, каталог, сформировать, престиж, украинский, эпилог, сантиметр, крови (анализ), занял, престиж, звонят, паралич, бензопровод, завсегдатай, облегчить, дефис, хвоя, диспансер, рудник, столяр, корысть, торты, гражданство, ходатайство, партер, ракушки, иначе, из аэропорта, при нудить, юродивый, догнала, цемент, мышление, созыв, километр, доллар, алфавит, банты, отчасти, жалюзи, начавший, красивейший, кидаться, давнишний, безудержный, включит, цыган, компас, обетованная (земля), танцовщица, экспертный, заговор, заворожить, приданое, приподняла, заем, языковые (способности), сироты, документы, христианин, ждала, предложить, издавна, кремы, арахис, мастерски, мельком.

Наши рекомендации