Раздел 3.Коммуникативный аспект культуры речи
По принятому нами определению, речь - это последовательность языковых знаков (прежде всего слов), организованная (или построенная) по «правилам» языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Такую последовательность создает говорящий (или пишущий), такую последовательность воспринимает и «расшифровывает», т.е. так или иначе понимает, слушатель (или читатель). В общем случае задача заключается в том, чтобы в сознании слушателя (или читателя) возникла такая информация, которую выражал говорящий (пишущий); правда, это случай идеальный и, как всякий идеал, едва ли достижимый; практически же между информацией выраженной и информацией, возникшей в сознании слушателей или читателей, устанавливается большее или меньшее сходство. И чем больше это сходство, тем полнее и лучше осуществлены коммуникативные задачи.
Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения в теории культуры речи получило название коммуникативного аспекта культуры владения языком.
Общениемежду людьми является социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. В общениивыделяют следующие аспекты: социальный, психологический и лингвистический.
- К лингвистическим относятся следующие аспекты:
- фонетический, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию;
- грамматический аспект, который заключается в языковых правилах построения словоформ и предложений;
- семантический аспект, который состоит в соотнесении языковых знаков со смысловым содержанием.
С точки зрения психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:
- "Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;
- примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;
- формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;
- деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;
- духовное межличностное общение друзей;
- манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;
- светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.
(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С. 178-179).
- При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:
- формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания, и низкими - по параметрам содержательности;
- многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объемом и большой наполненностью фраз;
- информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.
(Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М.: Изд-во РУДН, 1998. С. 14).
В учебниках по культуре речи используется термин коммуникация(общение). Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания(тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего (интенцией) и имеет целью понимание высказывания адресатом. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.
Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения.
Дискурсом называют текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.), т.е. текст, взятый в событийном аспекте.
Дискурс – это различные виды речевой практики, например обычный повседневный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др.
Речевая ситуация(ситуация общения) представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, тему, цель общения.
Важным является понятие о качествах речи. Качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. Успешное общение между людьми требует коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.