Чтобы вы не поклонялись (ничему) помимо Аллаха и, чтобы вы не придавали Ему сотоварищей;

ПРИЗНАКИ ПЕРИОДА НЕВЕЖЕСТВА

المسائل الخاهلية

(Масаиль аль-Джахилийа)


Перевод с арабского языка на английский язык: Абу Марьям ‘Исмаил Аларкон.

Перевод с английского языка на русский язык: ‘Абдуллах аль-Бакууи.

ВВЕДЕНИЕ

Тема этой книги чрезвычайно важна, потому что некоторые черты эпохи невежества сохранились, по сей день. Есть много людей, призывающих к этим ошибочным верованиям и обычаям, например, вводящих религиозные новшества и потакающих своим желаниям.

Слово “масаиль” здесь обозначает различные аспекты верований, деяний, высказываний, идеологий и обычаев, которых придерживались люди периода невежества. Слово “джахилийа” обозначает период, предшествовавший появлению Ислама. Это понятие произошло от слова “джахль”, означающего “невежество”, потому что взгляды, которых придерживались люди в тот период либо вообще не опирались на небесное руководство, либо основывались на искаженных представлениях о прежних писаниях. Аллах назвал так-тот период, подчеркивая Свое недовольство верованиями, деяниями и принципами этих людей. Он осудил и отверг эти заблуждения в Своем писании, что видно в следующих четырёх аятах, в которых употребляется слово “джахилийа”. Всевышний Аллах сказал: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества» (Семейство Имрана, 154).

Всевышний сказал: «Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Трапеза, 50).

Также Он сказал: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» (Сонмы, 33).

И еще Он сказал: «Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества» (Победа, 26).

Эпоха пришествия посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и его окружение характеризовались невежеством. Это было время, когда жители Аравийского полуострова поклонялись идолам и истуканам, обращали свои молитвы усопшим, закапывали живьём своих новорожденных дочерей, когда кланы вели многолетние междоусобные войны, а рабовладельцы жестоко избивали своих рабов.

Это было время, когда не было руководства к прямому пути, а те, у кого были ниспосланные Аллахом писания, изменили их, чтобы получить ничтожную прибыль в мирской жизни. Люди не могли отличить правду ото лжи, и по этой причине они выдумали множество обычаев и верований, по поводу которых Аллах ничего не ниспослал. Именно против этих обычаев и верований выступил пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), пришедший с верным руководством и религией истины.

Аллах приказал ему бороться против верований и деяний неверующих, за исключением некоторых из них. Таким образом, период невежества стал своего рода противоположностью Исламу.

Мухаммад б. ‘Абд аль-Уаххаб отмечает это в своем введении: “Это потому, что (пониманием) противоположной стороны какого-либо вопроса, его хорошая сторона становится явной. И вопросы становятся ясными путём выявления их противоположных сторон”.

Поэтому, изучая противоположную сторону какого-либо вопроса (в данном случае это – период невежества), можно лучше оценить и понять другую сторону, которой является Ислам. Эта религия была ниспослана для уничтожения многих ложных обычаев и верований, распространённых среди людей того времени и места.

Поэтому мы надеемся, что читатель лучше поймёт суть Ислама, узнав его противоположную сторону – период невежества.

Хотя период невежества был характерен для неверующих в связи с тем, что в то время еще не было Ислама, верования и обычаи того периода являются общераспространёнными. Даже сегодня мы можем встретить мусульман, придерживающихся верований и обычаев, которых придерживались неверующие до появления Ислама. Они не понимают этого и смешивают эти обычаи с Исламом, считая их частью религии.

Если бы они, прочитав эту книгу, уяснили, что деяния, которые они считают частью религии (например, поклонение могилам), на самом деле являются характерной чертой периода невежества, то поняли бы плохую сторону этих поступков и воздержались бы от них.

Мухаммад Ибн ‘Абд аль-Уаххаб перечисляет более ста черт, характерных для людей периода невежества, но это не значит, что они ограничиваются этим числом. В действительности их намного больше. Мы должны учесть, что автор писал эту книгу о том, что происходило в течение его жизни – немногим более двух веков тому назад. Он предостерегал от верований и обычаев, распространенных среди мусульман его времени, которые походили на обычаи периода невежества.

Сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не походите на многобожников – укорачивайте усы и отпускайте бороду». аль-Бухари и Муслим. См. “Ируа-уль Гъалиль”, шейх аль-Альбани, с. 77.

В этом хадисе содержится ясное свидетельство против одного из обычаев периода невежества, однако автор не привел его в своей книге. Возможно, причина этого заключалась в том, что люди его времени, как правило, следовали этой пророческой сунне, и необходимости предупреждать их об этом не было. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Следовательно, эта книга сохраняет свою актуальность и в наши дни, потому что многие черты периода невежества сохраняются в мусульманских странах и в наши дни. Однако эта книга адресована не столько неверующим, которые продолжают придерживаться этих заблуждений, сколько мусульманам, слепо перенявшим эти черты, считая их частью своей религии.

Некоторые из этих аспектов включают слепое следование; разделение в религии; неповиновение лицу, находящемуся у власти; фанатизм в приверженности к своей группе; превращение могил праведных людей в места поклонения; разговор об Аллахе без соответствующего знания. Всё это существует среди мусульман сегодня. Упаси нас Аллах от этого зла!

Мы просим Всевышнего позволить мусульманам, читающим эту книгу, поразмыслить над этими чертами периода невежества, которые Ислам был призван уничтожить. Если ваши деяния или верования походят на деяния и верования того периода, остерегайтесь их и следуйте чистой религии Аллаха. На Него Одного мы полагаемся в этом, и только Он способен на это.

‘Исмаил Аларкон
23 Мая, 2001.

ТЕКСТ КНИГИ

Это признаки, которые были характерны людям периода невежества и, которым посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), противостоял. Они относятся к тем вопросам, о которых каждый мусульманин должен знать. Это потому, что с (пониманием) противоположной стороны какого-либо вопроса, его хорошая сторона становится явной. И вопросы становятся ясными путём выявления их противоположных сторон.

Самым важным из этих аспектов (периода невежества) и самым суровым по своей опасности является отсутствие веры (иман) в сердцах, ради чего пришел посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). И если к этому (отсутствию веры) прибавить оправдание того, чего придерживались люди периода невежества, то в результате будет полный крах, как Всевышний Аллах сказал: «Те же, которые уверовали в ложь и не уверовали в Аллаха, непременно окажутся в убытке» (Паук, 52).

1. Они совершали поклонение, смешивая праведников в своих молитвах и поклонении Аллаху. Они это делали только из желания, чтобы эти (праведные люди) выступали заступниками для них перед Аллахом, основываясь на том, что Аллах любил их, и эти праведные люди любили Его. Всевышний сказал: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они – наши заступники перед Аллахом”» (Йунус, 18).

Всевышний также сказал:«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”» (Толпы, 3).

Это величайшее среди их деяний, из-за которых посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), противостоял им. Поэтому он принес искренность (т.е. совершение деяний искренне ради одного Аллаха и никого другого) и сообщил, что это является Религией Аллаха, с которой все посланники были посланы. И он сообщил нам, что ни одно деяние не принимается (Аллахом) за исключением тех, которые совершены искренне (ради Него одного). И он сообщил, что если кто-либо совершит то, что эти (многобожники) оправдали, то Аллах запретит ему Рай и его конечным местопребыванием будет Ад.

Из-за этого аспекта человечество разделено на мусульман и неверующих. И из-за этого (между ними) существует вражда. И по этой причине Джихад был узаконен, как Аллах Всевышний об этом сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху» (Добыча, 39).

2. Они разделились на секты внутри своей религии. Всевышний Аллах сказал: «…и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Румы, 32).

Они также разделились и в отношение своих мирских дел, и рассматривали это правильным. Аллах Свят он и Велик, предписал единство и согласие в религии, сказав: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и ‘Исе (Иисусу): “Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее”» (Совет, 13).

Всевышний также сказал:«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты» (Скот, 159).

Аллах Всевышний запретил нам уподобляться им, сказав: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» (Семейство Имрана, 105).

И он запретил нам делиться на секты в религии: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Семейство Имрана, 103).

3. Они считали хорошим качеством противостояние личности, находящейся у власти, и неповиновение ему. И они рассматривали послушание и повиновение как унижение. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, противостоял им и приказал терпение, если люди сталкивались с гнетом со стороны правителей. И он приказал слушаться и повиноваться им,[1] а также давать им советы. И он много об этом говорил и постоянно поднимал этот вопрос и повторял это. Первые три аспекта периода невежества объединены в хадисе пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), приведенном в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима в котором сообщается что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Воистину, Аллах доволен тремя вещами для вас:

чтобы вы не поклонялись (ничему) помимо Аллаха и, чтобы вы не придавали Ему сотоварищей;

Наши рекомендации