Я ведь создал джиннов и людей для того, чтобы они Мне поклонялись»

Всякое оспаривание этого лишает награды, сво­дит на нет старание, влечет позор и стыд в день воскресения.

И это совершенно естественно, ибо как уже отмечалось выше, люди и джинны были сотворены исключительно для то­го, чтобы поклоняться Всевышнему.

Но поклонение Аллах считает действительным только тог­да, когда оно искреннее, устремлено на то, чтобы снискать Его благоволение:

«И им было повелено поклоняться только Аллаху, служа Ему искренно и верно». (98; 5)

Когда к поступкам мусульманки примешаны хвастовство и стремление к известности, восхвалению, вся ее деятельность пропадает зря. Награда ее вычеркивается, и вообще ей будет яв­ный убыток. Подтверждением сказанному является ясное и ре­шительное предупреждение, содержащееся в Священном Коране тем, кто, жертвуя из своего имущества, делает упреки и уко­ры, и тем самым задевает достоинство берущих из числа нужда­ющихся:

О те, которые уверовали! Не делайте ваши милостыни тщетными из-за упреков и укоров подобно тому, кто жертвует из своего имущества, лицемеря перед людьми, ибо сам не верует в Аллаха и в последний день. Он подобен голой скале, покрытой слегка слоем земли. Какой бы обильный дождь на

нее не про­лился, она все равно останется гладким камнем. Так и те ничего не получают от того, что приобретают. Аллах не ведет верным путем людей неверных». (2; 264)

Грозное предостережение приводится в заключительной части айата - лицемеры не заслуживают ведения их по истинно­му пути, и они зачисляются в ряды неверных.

А все дело в том, что эти ханжи только делают вид перед людьми, что творят добрые дела. Их волнует отнюдь не благо­расположение Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен. На это указал Всевышний Аллах:

«Они делают лишь видимость перед людьми, а Аллаха упоминают очень редко».(4; 142)

Поэтому им и такая отдача. Они придали Аллаху сотова­рищей. А Аллах засчитывает дела только тех, кто совершал их исключительно искренне ради Аллаха. Об этом говорится в ха­дисе, переданном Абу Хурайра. Он рассказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, говорил: «Всевышний Аллах сказал: «Того, кто придавал Мне сотоварищей, Я оставил с его многобожием»».

Совершая свои благотворительные дела, мусульманка, хорошо усвоившая вероучение об истинном пути, всегда остерега­ется, чтобы не оказаться в таком трудном положении. Речь идет о положении, в котором оказываются многие женщины, участвующие в благотворительности. Такие иногда не ведают, что их усилия в этом плане устремлены на то, чтобы лишний раз похва­лили их усилия, лишний раз упоминали их имена. Если делать добро, исходя из этих соображений, то это - скользкий путь, ве­дущий к губительному падению.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, всесторонне, очень просто и яс­но показал нам суть этого вопроса.

Вот что рассказал Абу Хурайра: «Я слышал, как послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, говорил: «Первым в день воскресения мерт­вых был погублен человек, который погиб якобы за веру. Его привели. Он сообщил о своем благодеянии. Аллах спросил: «Что ты сделал?» Тот ответил: «Сражался на Твоем пути и по­гиб за веру». Аллах сказал: «Ты солгал. Воевал ты лишь для то­го, чтобы о тебе сказали: «Он храбрый». Так и вышло. Поступи­ло повеление. Его увели и бросили в адский огонь». Далее в ха­дисе приведены еще два примера неискренности, гордыни и хвастовства и с таким же исходом. Один человек, оказалось, усердно учился, стал знающим и умел читать Коран наизусть. Но для чего? Только для того, чтобы о нем сказали: «Много зна­ющий и чтец Корана!». Третий пример. Одного человека Аллах щедро наделил имуществом. Он утверждал, что много тратил ради дела Господа. Оказалось же, что он делал это только для то­го, чтобы о нем сказали: «Щедрый!».

Умная мусульманская женщина, впитавшая в себя божест­венный дух наставлений Книги ее Господа и сунны Его послан­ника, далека от того, чтобы скатиться к ханжеству и двуличию в любой их форме. Она всегда стремится к тому, чтобы во всех своих делах быть искренней, без двойной мерки, как сейчас го­ворят, без двойного стандарта, и снискать благоволение Аллаха. Когда перед ее взором маячит образ ханжества, она руководствуется сказанным посланником, да благословит его Аллах и нис­пошлет на него Свою благодать: «Того, кто притворно показыва­ет свои дела людям, Аллах разоблачит в день воскресения. С тем, кто поступает ханжески, Аллах так же поступит».

Вполне возможно, что волей судьбы женщина окажется в такой ситуации, когда надо высказаться по существу вопроса или вынести приговор. И здесь проявляется вера мусульманки в Аллаха, ее благоразумие и благочестие. Идущая по правильному пути мусульманка при любых обстоятельствах не допустит не­справедливости. Она соблюдает объективность и беспристраст­ность, не поддастся увлечению в ущерб истине. Она хорошо знает, что справедливость - это стержень, сердцевина религии, которую она исповедует. Это четко, ясно и убедительно подчер­кивается предписаниями Книги Аллаха и сунны Его посланни­ка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Эти предписания содержат в себе четкое и ясное повеление:

«Поистине, Аллах повелевает порученные вам для хране­ния вещи возвращать их владельцам. А если бываете судьями между людьми, то судите по справедливости».(4; 58)

Что такое справедливость, как явление и понятие, мусуль­манка уяснила из своего вероучения. Это совершенно точный, искренний, абстрагированный от влияния посторонних факто­ров подход к оценке. Чашу весов при этом не склоняют такие яв­ления как любовь и ненависть. На беспристрастность и объек­тивность не должны влиять любовь, дружба, родство, симпатия:

«О те, которые уверовали! Будьте стойкими перед Алла­хом. Будьте правдивыми свидетелями. Ненависть кого-либо из людей не должна доводить вас до того, чтобы вам быть несправедливыми. Будьте справедливы: это самое близкое к благочестию. Бойтесь Аллаха: поистине, Аллах ведает, что делаете вы». (5; 8)

«Когда будете говорить, будьте справедливыми, если даже дело касается и родственников».(6; 152)

Высший пример справедливости показал посланник Алла­ха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда к нему пришел Исама ибн Язид, чтоб засту­питься за женщину из рода аль-Махзум, которая совершила кра­жу. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспо­шлет на него Свою благодать, решил отсечь ей руку и сказал; «Ты заступаешься за нарушившую одну из заповедей Аллаха? Клянусь Аллахом, если бы Фатыма, дочь Мухаммеда, совершила кражу, я бы отсек ей руку».

Речь идет, таким образом, о всеобщей, абсолютной справедливости, которая соблюдается и в большом, и в

малом. И никто не должен выскользнуть из-под ее власти - будь то эмир или простолюдин. В этом принципиальная разница в понимании справедливости в исламском обществе, с одной стороны, и в немусульманских обществах - с другой.

История хранит в памяти пример справедливости, вызыва­ющий уважение во всем мире. Мы имеем в виду повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, который стал на сторону своего противника еврея, укравшего у него кольчугу. Уважение и почитание пове­лителя верующих не помешало судье потребовать от Али дока­зательства о том, что этот еврей действительно украл у него кольчугу. Когда повелитель правоверных не смог представить такого доказательства, судья вынес приговор в пользу еврея. В исламской истории очень много примеров, свидетельствующих о верховенстве в исламском обществе права и справедливости. Поэтому мусульманская женщина, строго следующая своему вероучению, словом и делом придерживается принципа справедливости. Ее такая позиция подкрепляется тем обстоя­тельством, что право имеет глубокие корни в духовном насле­дии, на основе которых она воспитывалась. А справедливость укоренилась в мусульманской общине с самого начала ее обра­зования. И отход от права и справедливости данный Аллахом за­кон рассматривает как запрещенное и наказуемое действие»

Всячески стремясь утвердить словом и делом справедли­вость, благочестивая мусульманка старается избежать каких бы то не было проявлений несправедливости.

Аллах категорически запретил допускать несправедли­вость. И тут нет места каким-либо попыткам толкования смыс­ла Корана или самостоятельно интерпретировать положения ша­риата, как об этом напоминают слова Всевышнего из священ­ного достоверного хадиса: «О рабы Мои! Я сам не допускаю не­справедливости, и сделал ее запретной для вас. Не допускайте несправедливость по отношению друг к другу». Если Сам Ал­лах не допускает несправедливость и сделал ее запретной в от­ношениях между Его рабами, то разве может себе позволить Его раб, существо слабое и бренное, допускать ее против своего бра­та - человека?

Благородный посланник категорически отвергал несправедливость и считал недопустимым, когда мусульмане и мусульманки поступают несправедливо против своих братьев и сестер каковы бы ни были мотивы, причины или обстоятельст­ва. Он не мог себе представить, что человек, исповедующий ис­лам и строго придерживающийся его вероучения, может посту­пить несправедливо: «Мусульманин мусульманину - брат. Он не обижает его и не оставляет без помощи. Тот, в чьей помощи нуждается .брат по вере, сам нуждается в помощи со стороны Аллаха. Тому, кто разделил печаль мусульманина, Аллах рассе­ет печаль в день воскресения. Того, кто защитил мусульманина, Аллах защитит в день воскресения».

Итак, из вышеизложенного видно, какое большое значе­ние ислам придает справедливости, взаимовыручке. И хочется подчеркнуть, что это требование касается не только отношений с мусульманами, но и с немусульманами. Именно так повелева­ет Всевышний Аллах:

«Не дает вам Аллах запрета к тем, которые не воевали с вами из-за веры, не выгоняли вас из ваших же жилищ, быть до­брыми, справедливыми, потому что Аллах любит справедли­вых». (60; 8)

В жизни случается и так, что мусульманской женщине приходится общаться с такими женщинами, которые ей не ми­лы. Так, она может жить под одной крышей в доме свекра с жен­щиной, к которой не лежит душа, не раскрывается сердце. Так случается во многих домах. И никуда от этого не денешься.

Как поступает мусульманка в таких случаях? Она соблю­дает справедливость, благоразумна и тактична. Той, которую не любит, не показывает, что у нее на самом деле в душе. Она не допускает действий или поступков, которые бы отражали ее чувства к той, которая ей, мягко говоря, не нравится. Более того, старается держаться приветливо, разговаривает вежливо. Такая черта характера была свойственна посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и его благород­ным сподвижникам. Абу ад-Дардаа, да будет доволен им Аллах, передал его высказывание: «Поистине, мы не смотрим сердито на людей. Поистине, наши сердца не ожесточены против них».

Урва ибн аз-Зубейр рассказал, что Аиша сообщила ему, как один человек попросил у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, разрешения войти. Он ска­зал: «Разрешите ему войти. Ему очень нужно».

Уметь найти подход к людям, вежливо обойтись с ними, добиться их расположения - черта характера правоверных муж­чин и женщин. Мягкость речи, отказ от грубости с людьми -важнейшие предпосылки для достижения симпатии, согласия, дружественных отношений, взаимного сближения, к чему все­гда побуждает ислам и рекомендует правоверным придержи­ваться во взаимоотношениях между людьми.

Мусульманка, сформировавшаяся как личность благодаря исламу, не поддается эмоциям в том смысле, что не спешит рья­но демонстрировать свою любовь или неприязнь. Если женщи­на ей не мила, она ведет себя по отношению к ней умеренно, справедливо, занимая беспристрастную позицию и вынося объ­ективные суждения. Она руководствуется своим вероучением и исходит из принципа порядочности и благородства. Поэтому да­ет правдивые показания, выносит справедливое решение. В этом она берет пример с духовных матерей мусульман, которые в свое время достигли высшей степени беспристрастности и справедливости, благочестия, когда разговор или действие каса­лись их.

Госпожа Аиша была самой милой женой пророка, да бла­гословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. В этом с ней соперничала духовная мать мусульман Зайнаб бинт Джахш. И естественно, они испытывали чувство ревности друг к другу. Но, несмотря на это, они обе всегда говорили друг о друге

правду, характеризовали друг друга объективно, не умаля­ли достоинств и не отрицали наличие свойственных им положи­тельных качеств.

В Сборнике хадисов Муслима «Достоверный» приводится высказывание Аиши о Зайнаб: «В глазах посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, она имела такое высокое положение, как и я. И я не знала другой такой женщины, которая бы так же хорошо, как и Зайнаб, выполняла свои религиозные обязанности, была бы такой же благочестивой, искренней почитающей родственников, щедрой в даче милостыни, не щадящей себя в делах, которыми она под­тверждает внутреннее восприятие веры и старается снискать расположение Всевышнего Аллаха. Исключение составляет та­кая черта характера как вспыльчивость, но после вспышки она быстро остывает. У нас с Зайнаб было много схожего. Аллах предохранил ее от всего запрещенного».

В соответствующих источниках можно встретить много высказываний духовных матерей мусульман, показывающих, что они были объективны по отношению к другим женам благо­родного посланника и отзывались о них с похвалой.

Приведем еще один пример. Вот что рассказала Умм Саля-ма: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, был восхищен Зайнаб и неоднократно давал знать об этом. Она была благочестивой, проводила ночь в молитве, усердно соблюдала пост, совершала благодеяния, щедро давала милостыню бедным и неимущим». А вот что сказала Аиша, когда узнала о ее смерти: «Она ушла, будучи до­стойной хвалы, посвятившей себя делам благочестия, покрови­тельницей сирот, нуждающихся и бедных». О Маймуне она ска­зала так: «Ушла в иной мир Маймуна ... Клянусь Аллахом, она была самой богобоязненной среди нас, самой почитающей род­ственников».

Еще раз подчеркнем, что такая приверженность к соблю­дению справедливости, беспристрастности у духовных матерей мусульман, да будет доволен ими Аллах, по отношению друг к другу, была при всем том, что между ними были ревность и со­перничество. Мы можем себе представить, какие высокие нрав­ственные качества были им свойственны в отношение других женщин. На своем жизненном примере они показали всем му­сульманкам образцы высококультурного уровня человеческого общежития, которые по мере расширения горизонтов интеллек­та исключают неприязнь, ограничивают необузданную ревность при помощи беспристрастности, благодеяния и совершенство­вания в искренности веры. В результате мусульманская женщи­на соблюдает справедливость и по отношению к тем женщинам, которые ей не милы. Независимо от степени родства или уровня отношений, она справедлива по отношению к ним в своих суж­дениях и доброжелательна во взаимоотношениях с ними.

Богобоязненная мусульманка, впитавшая предписания ве­ры, никогда не злорадствует и не радуется чужому несчастью.

Злорадство - черта характера очень низкая. И она чужда мусульманке. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать предупреждал: «Не злорадствуй над бра­том по вере. Аллах сжалится над ним, а тебя поразит несчасть­ем».

Конечно же, истинная мусульманка всегда будет сочувст­вовать тем, кого постигло несчастье, выскажет им сострадание, поспешит тем или иным образом облегчить их участь. Злорадст­во может проявиться только в душах черствых и жестоких. Та­кие души по природе своей имеют влечение к раздражению, ра­дости чужому горю, мщению и злословию. Для благочестивой мусульманки это абсолютно чуждо.

Среди нравственных качеств праведной мусульманки от­метим следующее - не думает о ком-либо заранее плохо, не стро­ит всякого рода предположения и подозрения, не имея на это ве­ские доводы и доказательства. Она всячески избегает таких дей­ствий, как повелел Аллах в ясном изложении в Своей Книге:

«О те, которые уверовали! Чаще удерживайте себя от по­дозрительности. Некоторые подозрения - грех». (49; 12)

Истинная мусульманка отдает себе отчет в том, что недо­верие к людям может навлечь на не доверяющего грех, особен­но тогда, когда любитель подозревать дает волю своему вообра­жению и предположениям. Для такого следующий шаг - клей­мить людей за недостатки, приклеивать им незаслуженно ярлы­ки и обвинения. Такую предвзятость и недоверие ислам класси­фицирует как запрещенное и наказуемое действие.

Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевыш­ний и ниспошлет на него Свою благодать, строго предупредил тех, кто, не имея на то никаких оснований, не опираясь на исти­ну высказывает против людей домыслы и подозрения: «Остере­гайтесь подозрительности. Поистине, она ведет ко лжи».

Высокие наставления благородного пророка нацеливают мусульман и мусульманок на то, чтобы учитывать реальные действия людей, и не осыпать их подозрениями и домыслами. Му­сульманину не пристало копаться в чужой душе и лезть в част­ную жизнь других, злословить об их чести. Сокровенные тайны души знает и требует отчета только Аллах. Что же касается че­ловека, то он знает о своем брате только то, что видно из его поступков. Так считали благочестивые сподвижники и их после­дователи. Последователями мы называем поколение мусульман, хранителей и передатчиков хадисов, которые были учениками сподвижников или просто современниками пророка.

Абд ар-Раззак ссылаясь на Абдаллу ибн Атаба ибн Масуу-да, передал такой хадис: «Я слышал, как Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, говорил: «Во вре­мена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, люди получали откровения сверху. Затем откровения перестали ниспосылаться. И теперь мы судим о вас по вашим делам. Того, кто покажет нам добрые дела, мы почитаем. И мы совершенно не можем судить о его по­мыслах. За

Наши рекомендации