IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)
«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на др> гой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей. защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.
2.Работа с учебником с 42
- Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. ( Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны , ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
- Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)
- Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)
3.Работа с картой.
- Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)
- А как вы думаете, почему территория увеличилась?( Князь завоевывал земли.)
- Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя I по реке Днепр?
4.Физкультминутка.
(Звучит музыка).
- Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Вы уснули. Вам сняться прекрасные сны.
- Но вот мы проснулись, что вам снилось? Что вы представляли себе слушая музыку?
- А теперь взбодритесь, продолжим наш урок.
V. Объяснение учителя.
Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.
(Слайд 3)
Портрет князя Владимира.
У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.
Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.
Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
- Известны ли вам эти имена?
- Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
- Кого называют богатырем?
VI. Работа по картинам.
- Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»
(Слайд 4)
Репродукция картины В.М. Васнецова
6 D+i9D8lb9NAwIHv7B9JBTK/fOAkHRS97cxMZJjI4X1+PH/nHPdiPb3z9CwAA//8DAFBLAwQUAAYA CAAAACEAZ4RrXd4AAAANAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPQU+DQBCF7yb+h82YeLOLUAlQ lkZNiEdjNZ637Aik7CxhtwX76x3jwR7ney9v3iu3ix3ECSffO1Jwv4pAIDXO9NQq+Hiv7zIQPmgy enCECr7Rw7a6vip1YdxMb3jahVZwCPlCK+hCGAspfdOh1X7lRiTWvtxkdeBzaqWZ9MzhdpBxFKXS 6p74Q6dHfO6wOeyOVsG5revz/LROszhJ4pd8fB38p1Tq9mZ53IAIuIR/M/zW5+pQcae9O5LxYlCQ P2QJW1mIsygHwZY/tGe0ThnJqpSXK6ofAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEB AAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9 If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANaj TAASAgAAKwQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh AGeEa13eAAAADQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAbAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAE APMAAAB3BQAAAAA= " o:allowincell="f" strokeweight="1.1pt"> VII. Рассказ учителя.
Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.
Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна
Волос - бог скота, Стрибог -бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.
Огонь, думали язычники , передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими ( греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.
VIII. Работа с учебником
- Прочитайте текст на с 44
- какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
- За что его так прозвали?
- Назовите русских богатырей.
- Почему народ сложил о них сказания и былины?
- Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?
IX. Работа в рабочих тетрадях.
С. 17 №2
- Что такое крещение?
- Запишите это определение. С. 18 №3
- Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,
запишите.
С.18 №4
- Какие слова можно собрать из данных слогов?
- Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова? С. 18 №5
- Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей)
У/Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам
Карточка 1.
1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей
Древней Руси.
2. С какими морями их связывали водные пути?
Карточка 2
/. На берегу какой реки возник город Киев?
2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3
/. Чем занимались князья?
2. Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4
/. Почему народ называл князя Олега вещим?
2. Как происходило крещение Руси? Карточка 5
У. Чем отличается христианство от язычества?
2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6
/. Чем язычество отличается от христианства?
2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?
VI Подведение итогов урока.
- С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?
- В каком году произошло Крещение Руси?
VII. Задание не дом.
Ответить на вопросы учебника с. 45