Шейх ′Абдуллах ибн Джибрин
Выдающийся ученый, член бывшей «Комиссии по выдаче фетв»,
один из больших ученых С. Аравии (г.Эр-Рияд) (да помилует его Аллах)
http://vk.com/jibrin - http://telegram.me/ulama
Видеоролик: https://youtu.be/QUMLwabpjno
Перевод осуществлен по заказу ИА «Wasat Media»
«Wasat Media»
1438 г.х.
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Поистине, вся хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи. У Него мы просим прощения и перед Ним каемся. В Него мы веруем и на Него уповаем. Его мы благодарим, избегая неблагодарности. Мы свидетельствуем, что нет истинного бога, кроме Аллаха. Нет у нас иного Господа, кроме Него. И мы не поклоняемся никому, кроме Него. Ему принадлежат все милости и наилучшее восхваление. Мы свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник. Аллах послал его после того, как долгое время не было посланников. Он донес послание и выполнил то, что ему было доверено. Он искренне отнесся к этой общине и усердствовал на пути Аллаха должным образом. Он оставил свою общину на ясном пути, ночь на котором подобна дню. Никто не сойдет с этого пути, кроме действительно погибшего. Пусть Аллах благословит, приветствует и даст ему благодать, а также членам его семьи, его сподвижникам, его халифам, имамам из его общины и тем, кто последовал за ним и его сподвижниками вплоть до Дня Воздаяния. Мы надеемся на то, что являемся их последователями и будем воскрешены вместе с ними.
Каждый из нас мечтает о том, чтобы Аллах Всевышний его любил. Но для получения этой любви мы обязательно должны воплотить в жизнь определенные причины. Поэтому на этой встрече мы поговорим о причинах любви Аллаха к рабам. Также мы поговорим об обязательности того, чтобы рабы любили своего Господа. Также мы поговорим о признаках этой любви.
Ученые высказывали разные определения понятию «любовь» и вели об этом долгий разговор. Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, написал на эту тему свою известную книгу «Раудат уль-Мухиббин». Также он разбирал вопросы, связанные с любовью, в своей книге «Мадаридж ус-Саликин». Также он разбирал вопросы, связанные с любовью, в своей книге «Тарик уль-Хиджратайн». Также на эту тему писали труды многие другие великие ученые. Это указывает на важность присутствия у рабов любви к своему Господу. Плодом этой любви становится то, что Аллах начинает любить рабов, которые любят Его.
Мы начнем с того, что рабы обязаны любить своего Всевышнего Господа. Это – обязанность каждого мусульманина. Он должен ставить любовь к Аллаху, к Его пророкам, посланникам и приближенным выше любви ко всем остальным вещам. Шейх Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб, да помилует его Аллах, назвал одну из глав в своей книге о единобожии «Глава о словах Аллаха Всевышнего: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее».– [2:165]. В этой главе он разобрал значения данного аята. Он сказал, что в этом аяте указание на то, что многобожники любят Аллаха, но также любят и своих идолов. Ведь, Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха».Это указывает на то, что многобожники сильно любят Аллаха, но это не сделало их мусульманами. Что же тогда сказать о тех, кто полюбил своих идолов еще больше, чем Аллаха?! Что же тогда сказать о тех, кто полюбил своих идолов и вообще не любит Аллаха?! Такие выводы сделал шейх, да помилует его Аллах.
Нет сомнения в том, что этот аят указывает на обязательность любви рабов к их Господу. Также они обязаны любить своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Затем он привел в качестве довода известный хадис Абу Хурейры, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь».
Ученые много обсуждали этот хадис. Шейх Абдуллах ибн Аби Джамра прекрасно разъяснил его в своей книге «Бахджат ун-Нуфус». Именно это толкование передал Ибн Хаджар в своей книге «Фатх уль-Бари».
В этом хадисе говорится о трех качествах, после которых человек ощутит сладость веры. Что здесь имеется в виду: физическая сладость или смысловое понятие?! И он как будто бы склоняется к тому, что речь идет о физической сладости. На правильность этого вывода указывает действительность и положение многих людей, любящих Аллаха. Посредством своей любви они ощущают сладость, хотя это не та сладость, которая ощущается языком. Эту сладость чувствует душа человека и его сердце.
Первое качество - когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете. Это означает, что этот человек ставит любовь к Аллаху и Его посланнику выше всякой вещи. Он любит их даже больше, чем себя, чем свою семью, чем все свое имущество.
Второе качество – любовь ради Аллаха, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха. Он не возлюбил этого человека из-за какой-то мирской выгоды и тому подобного.
Третье качество - когда ему будет ненавистно возвращение в неверие так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь.
Это – причины получения любви Аллаха. Или же можно назвать их признаками любви Аллаха. Аллах любит того, кто описан этими качествами.
Нет сомнения в том, что рабы обязаны любить своего Господа. Это по той причине, что Он – их Господь, Властелин, Распоряжающийся во вселенной. Он – Тот, Кто управляет творениями так, как пожелает. Также Аллах дарует рабам различные виды милости и различные виды благ, а они обязаны любить Его за это. Также Аллах способен либо наградить их, либо наказать. Он вознаградит их, если они будут подчиняться Ему, и накажет их, если они будут ослушаться Его. Если дело обстоит так, то они обязаны любить Его от всего сердца.
Также рабы обязаны любить пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь, именно он указал им на Аллаха, разъяснил им причины приобретения блага. Именно посредством Него Аллах оказал помощь Своим рабам, указав им на причины спасения и безопасности от погибели. Рабы обязаны любить пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Любовь к пророку является ответвлением от любви к Аллаху, который является их Господом. Также мусульмане должны любить любимцев Аллаха, Его приближенных. Они должны любить тех, кого любит Аллах. Аллах Всевышний любит верующих, которые остерегаются Его наказания. И мы любим тех, кого любит наш Господь, и ненавидим врагов Аллаха. Мы ненавидим тех, кого ненавидит Аллах. Мы ненавидим каждого, кто не уверовал в Аллаха, проявил упрямство и воспротивился приказу Аллаха, ибо Аллах ненавидит его. И мы любим тех, кого любит Аллах, ведь, если твой любимый кого-то любит, то и ты любишь его. И мы ненавидим тех, кого ненавидит Аллах, ведь, если твой любимый кого-то ненавидит, то и ты ненавидишь его. Мы ненавидим тех, кого ненавидит Аллах, кем бы они ни были. Мы не должны любить их, не должны помогать им, не должны становиться их покровителями, не должны доверять им, даже если они является самыми близкими родственниками.
Аллах Всевышний сказал: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником».– [58:22].
То есть: ты никогда не увидишь, чтобы истинные верующие, которые веруют в Аллаха и в Последний День, любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником. Ты можешь увидеть только то, что они ненавидят их – ненавидят всех врагов Аллаха. Они возненавидели врагов Аллаха и полюбили Его любимцев.
Таким образом, мы обязаны любить нашего Господа из-за тех причин, которые мы упомянули. Также мы обязаны любить тех, кого любит Аллах. Также мы обязаны ненавидеть тех, кого ненавидит Аллах. Именно тогда наша любовь будет прочной, неподвижной и твердой.
Нет сомнения в том, что у этой любви есть следы и признаки. Аллах Всевышний сказал об иудеях и христианах: «Иудеи и христиане сказали: «Мы - сыны Аллаха и Его возлюбленные».– [5:18]. Это – простое заявление, но Аллах испытал их, ниспослав аят из суры «али ′Имран». Этот аят назвали аятом испытания. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи».– [3:31]. Этот аят был ниспослан, как испытание. Если вы на самом деле любите Аллаха, то у этой любви обязательно должны быть признаки. Признаком этой любви является то, что вы любите тех, кто последовал за Аллахом. Вы должны последовать за ними, а самым почетным из них является этот благородный пророк. Если вы на самом деле любите Аллаха, то последуйте за ним. Если же вы не последуете, значит, вы говорите неправду.
Сообщается, что у одного из праведных предшественников спросили: «Когда я смогу возлюбить своего Господа?» Он ответил: «Если то, что ненавидит Аллах, будет для тебя более горьким, чем вкус кактуса». Это также является признаком любви к Аллаху. Кто любит Аллаха, тот ненавидит, когда Его ослушаются. Такой человек ненавидит грехи, отдаляется от них, даже если эти грехи доставляют наслаждение, даже если его душа любит и желает эти грехи. Но когда человек узнает, что Аллах запретил эти грехи, они становятся тяжелыми для него и он начинает испытывать к ним ненависть, даже если его душа склонятся к ним. Например, человек видит, что его душа склоняется к музыке, но говорит: «Аллах запретил слушать музыку, даже если моим ушам и нравится это. Я все равно оставлю и буду ненавидеть то, что ненавидит Аллах. Я буду отдаляться от того, что Он запретил». Или, например, человек видит, что его душа склоняется к опьяняющим напиткам, которые запрещены, - возможно, они являются вкусными, но человек знает, что его Господь запретил их, и они становятся тяжелыми для него и он начинает испытывать к ним неприязнь. Ведь, он знает, что Аллах запретил их, и говорит: «Мне неприятно то, что запретил Аллах, даже если моя душа склоняется к этому». Когда человек узнает, что Аллах запретил мерзость в виде прелюбодеяния и гомосексуализма, даже если его душа стремиться к этому, но он знает, что Аллах запретил это, и отдаляется от этих грехов. Он размышляет и говорит: «В чем польза моего удовольствия во время совершения прелюбодеяния?! Это – всего лишь краткое наслаждение, за которым последует боль, убытки и наказание». Он вспоминает слова поэта:
«Наслаждение покинет того, кто достиг его через совершение запретного,
Но останется лишь грехи и позор.
В результате останутся лишь скверные последствия,
Ведь, нет добра в наслаждениях, за которыми последует Огонь».
Именно так должен размышлять мусульманин, чтобы отдалиться от того, что запретил Аллах. Именно поэтому некоторые предшественники говорили: «Если то, что ненавидит Аллах, будет для тебя более горьким, чем вкус кактуса».
С другой стороны то, что любит Аллах, должно быть для тебя слаще, чем мед, даже если поклонения кажутся тебе тяжелыми. Ты должен любить молитву, даже если она сопряжена с трудностями. Праведные предшественники наслаждались совершением ночных молитв. Совершение ночных молитв было для них таким наслаждением, с которым не сравнится никакое другое наслаждение.
Абу Сулейман ад-Дарани, да помилует его Аллах, говорил: «Люди, совершающие ночные молитвы, испытывают большее наслаждение, чем те, кто проводит дни в забавах». Смысл в том, что эти люди наслаждаются своими молитвами, наслаждаются долгим стоянием, наслаждаются чтением Корана, наслаждаются поминанием Аллаха, наслаждаются мольбами, наслаждаются смирением. Все это является для них более сладким, чем мед. Это является признаком того, что раб любит Аллаха.
Другой предшественник говорил: «Кто заявляет о своей любви к Аллаху, но не выполняет Его веления, тот лжет в своем заявлении». То есть, такой является лжецом. Речь идет о человеке, который заявляет о своей любви к Аллаху, но вместе с этим не выполняет Его приказы и не повинуется Ему.
Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Неужели ты любишь врагов своего Любимого и продолжаешь заявлять о своей любви?! Это – невозможно!»
Если ты полюбил Аллаха, то, как ты можешь любить Его врагов?! Это – невозможно! Затем он упомянул пример, сказав: «Любовь к Корану и любовь к музыке не могут собраться вместе в сердце раба». Если человек любит Слова Аллаха, наслаждается ими, то он не может одновременно любить музыку. Он обязательно будет ненавидеть музыку, ибо музыка – это свирель шайтана. Человек не может одновременно любить слова Аллаха и слова шайтана. Поэтому ибн уль-Каййим сказал: «Любовь к Корану и любовь к музыке не могут собраться вместе в сердце раба».
Также некоторые ученые говорили:
«Ты ослушиваешься Бога и считаешь, что любишь Его –
Это, поистине, вещь удивительная.
Если бы любовь твоя была правдивой, то ты подчинился бы Ему,
Ведь, любящий покорен тому, кого любит».
Кто на самом деле любит Аллаха, тот отдаляется от грехов. Поэтому в стихотворении сказано:
«Ты ослушиваешься Бога и считаешь, что любишь Его –
Это, поистине, вещь удивительная».
Невозможно представить, что ослушивающийся Аллаха любит его.
«Если бы любовь твоя была правдивой, то ты подчинился бы Ему,
Ведь, любящий покорен тому, кого любит».
Поэтому мы говорим, что каждый обязан любить Аллаха Всевышнего, и на каждом человеке обязательно должны быть виды следы и признаки этой любви.
К признакам любви к Аллаху относится то, что человек постоянно покорен Ему, постоянно совершает обязательные и желательные религиозные предписания. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть», и так далее.
Аллах сделал совершение огромного количества деяний покорности признаком любви к Нему. Постоянное совершение обязательных предписаний и многочисленное совершение желательных поклонений, многочисленное совершение желательных молитв, соблюдение желательных постов, произнесения различных поминаний Аллаха, постоянное совершение хаджа и раздача милостыни, постоянное усердие на пути Аллаха, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, и так далее, - если раб будет совершать это в большом количество, значит, он на самом деле любит Аллаха.
Также признаком любви к Аллаху относится то, что человек следует за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и любит его больше всех остальных людей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что необходимо любить его. Достоверно сообщается, что он сказал: «Не один из вас не уверует, пока я не буду для него любимей, чем его дети, его родители и вообще все люди». То есть: человек должен ставить любовь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, над любовью ко всему остальному, и даже над любовью к себе самому.
Сообщается, что ′Умар ибн уль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, посланник Аллаха, клянусь Аллахом ты любимей мне, чем кто-либо другой, кроме меня самого». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, о ′Умар! Я должен быть любимей для тебя, чем даже ты сам». Услышав это, ′Умар сказал: «Клянусь Аллахом, теперь я люблю тебя больше всего остального, и даже больше, чем себя самого». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Вот, сейчас, о ′Умар, (у тебя настоящая вера)».
Следы этой любви были видны на сподвижниках, да будет доволен ими Аллах. Они жертвовали свои души на пути Аллаха, и это являлось указанием на то, что они на самом деле любят Аллаха и любят Его посланника. Также они расходовали свое имущество на пути Аллаха. Это также указывает на то, что они на самом деле любили Аллаха и Его посланника. Также они защищали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ценою своих жизней, и это являлось указанием на то, что они на самом деле любят Аллаха и любят Его посланника.
Такими же являются и их последователи во все времена. Их последователи ставят на первое место любовь к Аллаху и следование за Его пророком. Это указывает на то, что они на самом деле любят Аллаха.
Как же много людей заявляют о своей любви к Аллаху, однако они не являются правдивыми. Некоторые мои ученики рассказывали мне, что около пятидесяти лет назад они учились в школе, где им преподавал иностранец. Они узнали, что он вообще не совершает молитву. Он сказал им: «Да, я не совершаю молитву. Мне достаточно того, что я люблю Аллаха и Его пророка». Это заявление является ложным. Если человек что-то заявляет, то должны быть признаки и доказательства. Человек, который говорит, что любит Аллаха, обязательно должен быть покорным Ему, должен следовать за Его религией. Следовательно, он должен совершать эти обязательные молитвы, которые Аллах вменил в обязанность. Если человек заявляет, что любит Аллаха, но легковесно относится к грехам, совершает грехи, не соблюдает покорность Аллаху, то он не является правдивым в своих заявлениях. Тот, кто любит Аллаха, обязательно будет любить подчиняться Ему, и будет наслаждаться поклонением.
Сообщается, что Ибн ′Аббас сказал: «Тот, кто станет любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, тем самым обретёт любовь Аллаха. Раб Аллаха не почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные молитвы и посты, пока не будет именно так. Сейчас же, братство среди людей стало ради мирской жизни, и это не принесет им никакой пользы».
Мы должна задумываться над такими словами. Мусульманин должен любить только ради Аллаха, должен любить тех, кого любит Аллах, должен помогать тем, кого любит Аллах, и должен ненавидеть тех, кого ненавидит Аллах, должен враждовать с ними. Именно после этого он станет приближенным Аллаха. Если же он будет любить и помогать по причине мирских благ, то это не принесут ему никакой пользы.
В наши дни чаще всего человек хвалит кого-то, хотя религия и вероубеждение того человека не являются правильными. Как ты можешь любить его, если он – заблудший?! А он отвечает: «Я люблю его, ведь, он дал мне то-то и то-то, помог мне», и тому подобное.
После того, как мы узнали это, мы можем проверить каждого, кто заявляет о своей любви к Аллаху.
Сейчас мы поговорим о причинах любви Аллаха к рабам. Мы уже упомянули, что рабы должны любить своего Господа. Аллах Всевышний упомянул качества тех людей, кого Он любит. Он упомянул множество качеств. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».– [2:222]. Именно поэтому, после совершения омовения, человеку следует сказать: «О, Аллах, сделай меня одним из кающихся и одним из очищающихся». Таким образом, он взывает к Аллаху, чтобы оказаться одним из этих людей. Таким образом, покаяние и очищение является причиной любви Аллаха к тебе.
Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит тех, кто остерегается Его наказания».– [9:4]. Богобоязненность (такуа) – это покорность Аллаху, страх перед Ним, и принятие мер для защиты от Его наказания. Если человек на самом деле боится Аллаха, то он может надеяться на то, что Аллах любит его.
Также Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит творящих добро».– [5:13]. Если ты хочешь быть одним из любимцев Аллаха, то совершай деяния наилучшим образом. Тогда ты станешь одним из любимцев Аллаха Всевышнего.
Есть еще много аятов о тех, кого любит Аллах. Например, Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами».– [61:4]. Этот аят указывает на то, что Аллах любит тех, кто сражается и усердствует на Его пути.
Множество доводов из Корана и Сунны указывают на то, что Аллах любит Своих праведных рабов. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах любит богобоязненного, не нуждающегося (в людях) и незаметного раба». Речь идет о скромном рабе, который проявляет смирение перед Аллахом. Именно таких рабов любит Аллах Всевышний и именно таких Он вознаградит.
Вы знаете, что нововведенцы отрицают такой атрибут Аллаха как «любовь» (махабба). Они говорят, что Аллаха нельзя описывать тем, что Он любит кого-то или что-то. Они считают, что любовь является качеством творений. Также они говорят, что нельзя говорить, что Аллах не любит. Например, Аллах сказал: «Но ведь Аллах не любит нечестия».– [2:205]. Они говорят, что под словами «не любит» имеется в виду «не хочет». Именно так они отвергли наличие у Аллаха любви. Но мы говорим, что Аллах любит Своих праведных рабов, любит тех, кто остерегается Его наказания, любит верующих. Любовь Аллаха такова, как подобает Его величию.
Мы уже приводили хадис, в котором говорится о том, что Аллах сказал: «Когда Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь)».
Если Аллах полюбит тебя, о верующий, то каждое твое деяние будет совершаться ради Него. Ты будешь слушать только то, что Он любит. Ты будешь идти туда, куда Он любит, и брать в руки только то, что Он любит. Твое сердце будет наслаждаться лишь тем, что любит твой Господь. Так ты станешь одним из любимцев Аллаха.
В хадисе ан-Наууаса ибн Сам′ана, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в день Хайбара: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу, который любит Аллаха и Его посланника и которого любят Аллах и Его посланник». И после этого люди провели ночь, обсуждая вопрос о том, кому из них вручат это знамя, а наутро они явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый из них хотел, чтобы знамя вручили ему.
Каждый хотел получить знамя, ибо посланник Аллаха сообщил о том, что получивший знамя любит Аллаха и Его посланника, и его любят Аллах и Его посланник. Общеизвестно, что каждый сподвижник любил Аллаха и Его посланника. То есть, они любили Аллаха от всего сердца, но переживали лишь за то, чтобы и Аллах полюбил их. Именно поэтому они старались опередить друг друга, надеясь заслужить любовь Аллаха и любовь Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они любили Аллаха и любили друг друга ради Аллаха. Они надеялись получить награду за эту любовь. Если Аллах полюбит раба, Он начнет оказывать ему помощь, будет направлять его, будет защищать его, будет защищать его от грехов, ошибок и запретных поступков. Если Аллах полюбит определенных рабов, Он поможет им любить друг друга. Это также является признаком их правдивой любви к Нему. Необходимо любить тех, кого любит Аллах. В достоверном хадисе сказано: «Семерых укроет Аллах в Своей тени в Тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Аллаху; человека, сердце которого привязано к мечетям; и (тех двоих, которые) любят друг друга в Аллахе, встречаясь и расставаясь (только) ради Него», и так далее до конца хадиса.
Они встречаются из-за своей любви к Аллаху и расстаются на этом. Они любят друг друга ради Аллаха. В хадисе сообщается, что Аллах Всевышний сказал: «Моя любовь станет обязательной для тех, кто навещает друг друга ради Меня, расходует друг на друга ради Меня, и любит друг друга ради Меня».
Аллах сообщил о том, что любит этих людей. Любовь Аллаха является обязательной для тех, кто любит друг друга ради Него, навещает друг друга ради Него и расходует друг на друга ради Меня. Аллах любит их по этим причинам.
Достоверно сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не указать ли мне вам на то, сделав что, вы полюбите друг друга?! Распространяйте приветствие (салям) между собой».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что вера (иман) является причиной вхождения в Рай, и указал на то, что признаком людей, которые войдут в Рай, будет любовь друг к другу.
Верующие должны любить Аллаха, и любить тех, кого любит Аллах. Также они должны ненавидеть грехи и ненавидеть тех, кого ненавидит Аллах. Человек должен стремиться к тому, чтобы полюбить приближенных Аллаха настолько сильно, насколько он может.
От имама аш-Шафи′и передается, что он сказал: «Я люблю праведников, хотя я и не один из них. Я надеюсь, что посредством любви к ним я обрету заступничество (шафа′а). Я ненавижу тех, кто постоянно совершает грехи, даже если я сам их совершаю». Таковыми являются приближенные Аллаха. Сообщается, что в будущем имам Ахмад сказал об этих словах имама аш-Шафи′и: «Ты любишь праведников и ты один из них. Ты ненавидишь тех, кто ослушается (Аллаха). Пусть же Аллах защитит тебя от ослушания».
Если человек любит Аллаха, то он должен любить Его приближенных, должен любить покорность Ему. Также он должен ненавидеть врагов Аллаха и ненавидеть ослушание.
Аллах Всевышний сказал: «Вот вы любите их, а они вас не любят».– [3:119]. Некоторые толкователи Корана сказали, что этот аят был ниспослан относительно некоторых сподвижников и лицемеров. Разве сподвижники любили лицемеров?! Да упасет Аллах! Дело в том, что сначала лицемеры показывали себя любящими Аллаха и Его посланника, и поэтому сподвижники любили их. Они показывали, что любят пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершают молитву, и так далее, поэтому сподвижники любили их. Но Аллах сообщил о том, что эти лицемеры не любят сподвижников, ведь, сподвижники любят посланника Аллаха, а лицемеры ненавидят его.
Все мы обязаны стремиться воплощать в жизнь то, посредством чего Аллах полюбит нас. Например, Аллах сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».– [2:222]. А также: «Воистину, Аллах любит тех, кто остерегается Его наказания».– [9:4]. Также Аллах сказал: «Поистине, Аллах любит творящих добро».– [5:13]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах любит богобоязненного, не нуждающегося (в людях) и незаметного раба».
Существует много дел, которые Аллах сделал причиной Своей любви к рабам. Если же Аллах полюбит раба, Он начнет оказывать ему помощь, направлять его, начнет помогать ему в совершении праведных деяний. Аллах поможет ему любить Себя, Своих приближенных и всех богобоязненных верующих.
Любовь и ненависть ради Аллаха – это обширная тема, поэтому сегодня мы не будем обсуждать ее. Но, хвала Аллаху, доводы, разъясняющие этот вопрос, являются явными. На этом мы остановимся и скажем: «О, Аллах, мы просим Твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя, и просим помочь в совершении деяний, которые приблизят нас к Твоей любви».
О, Аллах, сделай, чтоб мы любили Тебя больше, чем себя и свои семьи, чем свое имущество и чем холодное воду во время жажды. О, Аллах, сделай для нас любимой веру, и укрась ее в наших сердцах, и сделай для нас ненавистными неверие, нечестие и ослушание. О, Господь миров, сделай нас идущими по прямому пути. О, Аллах, даруй нас Свою любовь, и сделай, чтоб мы любили подчинение Тебе, любили поклонение Тебе. О, Аллах, помоги нам наслаждаться поклонением Тебе, верой в Тебя, любовью к Твоему посланнику, и помоги нам следовать за ним, о Господь миров. О, Аллах, надели нас любовь к праведникам, и воскреси нас вместе с ними. Ведь, поистине, человек будет с теми, кого он полюбил, о, Господь миров! А Аллах знает лучше! Пусть Аллах благословит и приветствует пророка Мухаммада!
📤 Ссылка на просмотр видео: https://youtu.be/QUMLwabpjno
✔ Наши контакты:
• Мы в Ютубе: https://www.youtube.com/WasatMediaTV
• Мы Вконтакте: https://vk.com/wasatmedia
• Мы в инстаграмме: https://www.instagram.com/wasatmedia
• Мы в телеграмме: http://www.telegram.me/wasatmedia