Любовь к пророку и неразлучность с ним
Абу Хурейра сильно любил посланника Аллаха. Однажды он признался ему: “О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой, а глаза отдыхают” (“Муснад” имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью овладела им, и он отдавал предпочтение тому, чтобы услышать один хадис из уст посланника Аллаха, перед тысячью рак’атами дополнительной молитвы. Он говорил: “Одна часть постигаемых нами знаний любезнее для нас, чем тысяча рак’атов”.
Страстная любовь к посланнику разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти посланника Аллаха он не мог сдерживать себя и был готов разрыдаться до потери сознания при его упоминании. (“аль-Джами’ аль-Кабир” (“Большой сборник хадисов”) имама ат-Тирмизи 9/226).
Являясь частью его веры, глубокая любовь к пророку в сердце Абу Хурейры побудила его всецело отдаться непрерывному общению с посланником Аллаха — не только в мечети и ас-Суффе, но и в походах и путешествиях, на базаре и при навещении больных. Он держал поводья его верблюдицы, помогал ему дома и в дороге. Он очень часто спрашивал пророка о том, о чем не интересовался никто иной. Это позволило Абу Хурейре узнать о многих деяниях пророка, о которых не ведали большинство сподвижников.
Посмотрите на его рвение к знаниям: когда посланник Аллаха раздавал трофеи, он спросил его: “Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?” Он ответил: “Я прошу лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах”. Всевышний и Всеведущий Аллах знал правдивость его слов, и он стал одним из великих ученых.
Голод на пути постижения знаний
Он жил в ас-Суффе — бедный, без имущества, без крова, без занятия. Как и другие обитатели ас-Суффы, он довольствовался наставлением на прямой путь, которым одарил его Аллах. Он посвятил себя неразлучному следованию за посланником Аллаха
ради того, чтобы услышать все, что он говорил, и запомнить это для того, чтобы научить этому других. Иногда он проводил несколько дней без еды и терял сознание из-за голода. Подобным самопожертвованием сподвижники пророка воспитывали собственные души — так выросли поколения, покорившие Сирию, Персию, Ирак и другие страны.
Их стремления были обращены не к тому, как наполнить свои животы, а к познанию религии и повиновению Аллаху и Его посланнику. Однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, войдя в комнату своей жены Фатимы, дочери посланника Аллаха, увидел, что аль-Хасан и аль-Хусейн плачут. “Отчего они плачут?”, — спросил он. Фатима ответила: “От голода” (“Китаб ас-Сунан” (“Книга хадисов Пророка”) имама Абу Дауда 1/398).
Джихад на пути Аллаха
Абу Хурейра принимал участие во всех сражениях посланника Аллаха, кроме битв при Бадре, Ухуде и сражения у рва, потому что он переселился к пророку после них. Он участвовал в битвах при Хейбаре и Зат ар-Рика’, в покорении Мекки, в походах на Табук и Му’та и других. Он сражался с вероотступниками в эпоху правления халифа Абу Бакра, позднее участвовал в битве при Йармуке, походах на Армению и Джурджан. В боях за истину он проявил себя крепким бойцом и верным мусульманином.
Высокая нравственность
Абу Хурейра получил от пророка прекрасное воспитание в духе веры в Аллаха. Оно неоднократно проявлялось при различных обстоятельствах в течение его жизни. Иногда пророк давал ему наставления, говоря: “О Абу Хурейра! Будь богобоязнен, и ты будешь лучшим в поклонении Аллаху! Довольствуйся малым, и ты будешь самым благодарным из людей! Желай людям того, чего ты желаешь самому себе, и ты станешь верующим! Будь благодетелен к своим соседям, и ты станешь мусульманином! И меньше смейся, ибо частый смех губит душу...” (“Китаб ас-Сунан” имама Ибн Маджи 2/141).
Абу Хурейра всегда помнил это завещание. Он был богобоязнен, аскетичен, далек от мирских удовольствий, богатства и искушений. Он любил людей, обучал их и внимательно заботился о них. Он был добродетелен к своему соседу Аммару ибн Йасиру, отдавая должное его заслугам в деле распространения Ислама. Он часто плакал и редко смеялся. Да будет доволен им Аллах!