Пояснение того, что поздние ашариты противоречили не только своему Имаму, но и первым ашаритам.
Сказал Имам Абу Хасан, Али ибн Махди, ат-Табари*, ученик Абу Хасана аль-Ашари в книге “Мушкиль аль-аят”, которая принадлежит ему: “Глава: слова Всевышнего: “Милостивый вознесся над Троном” Сура Та-ха, 5.
Знай, что Аллах в (в смысле “над”) небесах, над всем сущим, вознесен над Своим Троном, в смысле, того, что Он возвысился над ним, смысл “аль-Истива” – возвышение, как говорят арабы: “я поднялся на спину верблюда, я поднялся на плоскость”, в том смысле, что он возвышен над ней, – “солнце возвысилось над моей головой, птица поднялась над моей головой”, в том смысле, что она возвысилась в воздухе и стала над моей головой. Аллах, Велик Он и Могуч, возвысился над Своим Троном.
Указывает тебе, что Он над небесами, над Своим Троном, Его Слова: “Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?” Сура аль-Мульк, 16. и Его слова: “О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе”. Сура Аали Имран, 55. и Его слова: “К Нему восходит прекрасное слово”. Сура Фатыр, 10. и Его слова: “Затем поднимается к Нему”. Сура ас-Сажда, 5.
Аль-Бахили заявил, что “аль-Истива” – возвышение Аллаха над Троном означает – “аль-Истиля” – овладение им, взяв это со слов арабов: “Истава Бишр аля Ирак” т.е. овладел им, он сказал: “Трон означает власть”. Ему дается такой ответ: “Как ты отвергнешь, что Трон Милостивого – это тело сотворенное Аллахом, которое он велел нести Ангелам?” Сказал Аллах: “и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа”. Сура аль-Хакка, 17.
Из того, что указывает на то, что “аль-Истива” не означает “аль-Истиля” (овладение) – то, что если бы это было бы так, то не надлежит выделять только Трон владением, так как Он владеет и Троном и всеми творениями, и у Трона нет отличия в том, что ты описываешь. Это выявляет несостоятельность его слов.
А если спросят, что вы говорите по поводу слов Всевышнего: “Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто (фи) на небе, не заставит землю поглотить вас?” Сура аль-Мульк, 16. Ему дается ответ: смысл этого, что он (фавка) над небесами, над Троном, как Он сказал: “Посему странствуйте (фи) по земле”.Сура ат-Тавба, 2. со смыслом на (‘аля) земле. Он сказал: “и распну вас (фи) на пальмовых стволах”.Сура Та-ха, 71. А если спросят, что вы скажите по поводу слов Всевышнего: “Он Аллах, на небесах и земле”. Сура аль-Анам, 3. Ему дается ответ: некоторые чтецы считают, что остановка после слов “небесах”, а затем читается, “и знает, что на земле”,но как бы не было, если человек скажет: “Такой-то царь в Шаме и Ираке”, то он укажет на власть в Шаме и Ираке, а не на то, что его сущность находится там… Поистине Всевышний Аллах повелел нам, чтоб мы поднимали свои руки, стремясь к Нему этим поднятием, в сторону Трона, над котором Он возвысился”. [См. его книгу “Мушкиль аль-аят”. Так же “аль-Улув”, стр. 231].
*[Али ибн Мухаммад ибн Махди, Абу аль-Хасан ат-Табари, известный ученик Абу аль-Хасана аль-Ашари, он постоянно находился с ним в Басре и учился у него. Бывал в Дамаске и учился у многих ученых того времени, достиг больших знаний в науке “Каляма”. Был муфтием во многих науках. Умер примерно в 380 г. Читайте о нем в “Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра” 2\312].
Сказал, Абу Бакр, Мухаммад ибн ат-Тиб аль-Басри, аль-Бакъиляни: “Аллах Всевышний утвердил в текстах Свои Сущностные Качества и Атрибуты, Он оповестил что является обладателем Лика неисчезающего, как это пришло в Словах: “Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика”.Сура аль-Къасас 88 аят. “Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием”. Сура ар-Рахман 27 аят. Обладателем двух Рук, Коран утверждает это в Словах: “Его обе Руки простерты”.Сура аль-Маида 64 аят. “Он сказал: “О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками”"? Сура Сод 75 аят. Они обе не являются органами и формой. Обладателем двух Глаз*, которые подтверждает Коран и многочисленные передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. [См. Книгу “аль-Инсаф” 23 стр.].
*[Коувсари, в своем комментарии к этим словам, не смог ничего добавить, кроме заявлений, что такого нет в Коране, хадис на который намекает автор, не указывает на это, да и вообще это “хабар-ахад” и т.п. В общем, аль-Бакъиляни оказывается хуже Коувсари, понимал Коран, Сунну и арабский язык. См. комментарий на 23 стр. Издательство “Мактаба аль-Азхарийя ли-турас”].
Сказал Абу Мухаммад аль-Джувейни, в своем послании о Сыфатах:
«Я боялся (раньше) утверждать для Аллаха Возвышенность (над Троном), и аль-Истиуа, (Вознесение) и Нисхождение, боясь ограничения Аллаха, и уподобления. Но наряду с этим, когда я видел шариатские тексты, пришедшие в Книге Аллаха, и Сунне Его Посланника, я понимал, что они указывают на внешние смыслы этих сообщений.
И я понимал, что Посланник Аллах ясно говорил этими словами, и рассказывал ими о своем Господе, и описывал Его ими. И известно по предельной очевидности, что в собрания Посланника Аллаха приходили и благородный алим, и невежда, и умный, и тупой, и бедуин, и неотесанный. И вместе с этим, я не находил, чтобы Посланник Аллаха хоть как то комментировал эти тексты, в которых он описывал своего Господа – ни комментировал это ни прямым образом, ни тем что очевидно указывает на это.
И он не делал к ним никаких комментариев, которые отклоняли бы эти тексты от их внешних смыслов, и делали бы им тауиль – так как это делают эти мои шейхи факихи мутакаллимы – подобно тому, как они истолковывают аль-Истиуа (Вознесение) как «Аль-Истийля» (Овладение), или Снисхождение как снисхождение приказа, и так далее.
И я не увидел, чтобы Пророк, мир ему, предостерегал людей от веры в очевидный смысл его слов, описывая Аллаха Возвышенностью, Двумя Руками, и остальными качествами.
И не передано от него ничего, что указывало бы на то, что у этих Сфатов (т.е. Качеств Аллаха) на самом деле другие скрытые смыслы, а не те, что ясны из их очевидного указания в арабском языке – как то, что Возвышенность на самом деле возвышенность степенью, а Рука – милость и сила, и тому подобное». Источник: «Ар-Рисаля филь фаукыя уаль истиуа», 1/33.
Сказал Абу Мухаммад аль-Джувейни: "Также и большие ученые - как Абдуллах Ибн аль Мубарак, да будет доволен им Аллах, ясно сказали о Возвышенности Аллаха. Передал Усман Ибн Саид ад Дарими…" затем процитировал передачу ад Дарими из книги "Опровержение джахмитам". Источник: "Ар Рисаля филь фаукия уаль истиуа", стр. 47.
Ахмад Ибн Хасан аль Ашари аш Шафии, мутакаллим-ашарит сказал он в своей книге "Ас-Сагыр фи усуль ад-дин": "Если будет сказано: "Каков далиль на то, что Всевышний Аллах над Троном своей Сущностью? То мы скажем: "Слова Аллаха: "А затем Он возвысился над Троном". Источник: "Аль-иджтима", 1-194.
И также передал это аль-Куртуби от следующих ашаритов: Абу Хасан аль Ашари, Ибн аль-Фаурак, аль Бакыллани, Абу Таййиб аль-Ашари. См. "Аль-асна", 2-122.
Аль-Къуртуби говорит: «Шестое: Мнение ат-Табари (аш-Шафии), Ибн Абу Зейда (аль-Къайраувани аль-Малики), Кадия Абдул-Ваххаба (аль-Малики) и группы ученных их Шейхов хадиса и фикъха. Это так же понимается из некоторых книг Кадия Абу Бакра (аль-Бакъилани аль-Малики), да будет доволен им Аллах и Абу аль-Хасана (аль-Ашари). Передал это от него, т.е. от Кадия Абу Бакра, Кадий Абдул-Ваххаб текстом, и это то, что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей – в некоторых местах они говорили «над (фоувкъ) Его Троном»… Я скажу: Это мнение Кадия Абу Бакра в книге «ат-Тамхид»… Это так же мнение Ибн Абдул-Барра и ат-Тальманки и других ученых из Андалусии. Так же аль-Хаттаби в книге «Шиар ад-дин» о чем мы уже упоминали»… Источник: «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна» 2\123
Аль-Къуртуби говорит: «Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то что выявляется из аятов и передач,- что Аллах над Троном, как это Он сказал в Своей Книге и на языке Своего посланника, без вопроса «как?». Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих, как передается от достойных доверия передатчиков». Источник: «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна» 2\132.
Удивительно положение Куртуби, говорит что это мнение салафу салих и говорит что это наиболее правильное мнение, а сам не берет его!