Различные трактовки образа Христа.
Отношение Александра Блока к революции
Для Блока в русской революции слышался голос нового мира, создаваемого на его глазах, но поэт никогда не идеализировал революцию. В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Что же вы думали, что революция идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ паинька?.. И, наконец, так бескровно и так безболезненно разрешится вековая распря между белой и чёрной кровью? Между образованными и необразованными, между интеллигенцией и народом?» Блок призывал осознать «грехи отцов» и всем телом, всем сердцем, всем сознанием «слушать ту великую музыку будущего, звуками которого наполнен воздух». Сам поэт, которому удалось зафиксировать возрастающий, «страшный шум» происходящего записал в своем дневнике после окончания поэмы 28 января 1918 года: «Сегодня я - гений».
Блок предчувствовал революцию: «Предчувствую тебя начало \\ великих и тревожных лет» («На поле Куликовом»). В старом мире помимо его жестокости поэт видел нарастание народной стихии. И революция – это воплощение стихии. Азиатское начало (стихийное, необузданное, варварское: «Да, скифы – мы! \\ Да, азиаты мы!) больше не может сдерживаться, потому что «срок настал». В столкновении народной стихии с европейской цивилизацией должна родиться новая Россия – «третья правда».
Революция была воспринята поэтом как желанная буря. Он принял её, работал в различных литературно-театральных комиссиях, был председателем управления Большого драматического театра и Петроградского управления Всероссийского союза поэтов. Но творческая работа в это время почти прекратилась.7 августа 1921 года Блок скончался от смертельной болезни, особенно остро протекавшей в связи с глубокой депрессией, вызванной трагическим разладом с окружающей действительностью. Место творчеству в разгуле стихии не было. А Блок был поэтом.
Символика поэмы.
Символический пейзаж. Символы революции.
Символические мотивы. Ключевыми символическими мотивами являются ветер, вьюга, метель – символы социальных катаклизмов, потрясений. (слово «ветер» в поэме встречается 10 раз, «вьюга» - 6, «снег», «снежный» - 11.)
«Революции приходят опоясанные бурями». За метелью поэт хочет услышать музыку революции.
Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
Космичность пейзажа. Стихия ветра – стихия революции приобретает вселенские масштабы. Маленькая фигурка человека изображена на вселенском ветру. Человек, не красноармеец, а просто человек не может устоять на ногах от ударов ветра, ему некуда укрыться от всепроникающего ветра революции.
Ветер властвует над миром, одних он сбивает с ног, а другим кажется весёлым. («ветер хлёсткий», «ветер веселый», «гуляет ветер»)
Гл.
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой вьюга, ой вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре шага
Гл.
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролёт…
Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!
12 гл.
Вдаль идут державным шагом…
- Кто ещё там? Выходи! –
Это ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
В последних главах поэмы снова предстаёт символический пейзаж с образами вьюги и ветра. Через вьюгу идут 12 красноармейцев, символизирующих движение России через революцию в будущее. Но будущее во тьме. Над попыткой приблизиться к нему, докричаться до того, «кто там», «вьюга долгим смехом заливается в снегах». «Впереди у двенадцати - ветер, «сугроб холодный», неизвестность и путь «вдаль» под красным флагом, а в авторской оценке «кровавым флагом».
Стихия революции у Блока рушит мир, однако после неё так и не рождается «третья правда» (новая Россия). Впереди кроме Христа никого нет. И хотя двенадцать отрекаются от Христа, он не покидает их.
Символика цвета. «Черный вечер,\\ Белый снег». Символический пейзаж исполнен в чёрно-белой контрастной манере. Два противоположных света обозначают раскол, разделение.
Чёрное и белое – символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Тьма и свет, добро и зло, старое и новое. Понимая и принимая обновление, «белую» сущность революции, Блок в то же время видел кровь, грязь, преступление, т.е. её чёрную оболочку.
«Чёрное небо», «чёрная злоба», и «белый снег». Затем появляется красный цвет: «В очи бьётся красный флаг», «мировой пожар раздуем», красногвардейцы. Красный цвет – цвет крови. В финале красный цвет соединяется с белым:
Впереди с кровавым флагом,
В белом венчике из роз,
Впереди – Исус Христос
Возможно такое объяснение: при столкновении чёрного и белого – кровопролитие, через него – путь к светлому.
Символика времени. В поэме представлено прошлое – старый мир и борьба прошлого с настоящим и путь в будущее.
Настоящее России символизирует отряд красноармейцев, идущих через вьюгу державным шагом. Символическим оказывается образ перекрёстка. Это рубеж эпох, перекрёсток исторических судеб. Россия на распутье.
Старый мир представлен также символично. Образы старого мира – стоящий на перекрёстке буржуй, «паршивый пёс».
В 9 главе образ буржуя, пса и старого мира увязываются между собой.
Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним , поджавши хвост.
В 12 главе этот образ-символ появляется снова. Старый мир не остался позади, он «ковыляет» за событиями:
Впереди – сугроб холодный,
Кто в сугробе – выходи!.. –
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком поколочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу
Он, этот старый мир внутри нового человека. От него освободиться нельзя, он не отстаёт. От этого ещё пристальнее вглядываются двенадцать в будущее, вопрошая, призывая, почти заклиная его:
«Кто ещё там? Выходи!»,
«Кто в сугробе – выходи!»,
«Эй откликнись, кто идёт»,
«Кто там машет красным флагом?».
Убийство Катьки – реальное, но и символическое действие. Этим убийством Пётр стремится уничтожить в себе дух старого мира. Но это ему сначала не удаётся, а затем он снова «повеселел» и наравне со всеми готов к насилию и грабежу, якобы ради революции и уничтожения старого мира.
Будущее – связано с революционными событиями, кровавым путём через вьюгу и с образом Христа. Хотя будущее во тьме, оно неясно: «Приглядись- ка, эка тьма!». Появление в финале образа-символа Христа, символа высокой нравственности, во многом неоправданно, но, видимо, связано с надеждой автора на нравственное возрождение России.
Символика числа. Символично название поэмы.
12 человек в отряде, 12 глав в поэме, 12 – священное число высшей точки света и тьмы (полдень и полночь). 12 - число апостолов Христа, апостолы революции.
Блок использует религиозно-философские символы христианской традиции. 12 красноармейцев соотнесены с двенадцатью апостолами христа. Одного из них зовут Пётр, другого Андрей, в честь Андрея Первозванного, который традиционно считается покровителем Руси. Но христианская символика представлена здесь в перевёрнутом (карнавализованном) виде. Евангельскому сюжету об отречении Петра от Христа в поэме соответствует обратная ситуация. Петька в какой-то момент взывает к Христу как бы случайно («Ох, пурга какая, Спасе!»). Но товарищи обращают на это внимание:
-Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?!
Если евангельский Пётр впоследствии возвращается к Христу, чтобы стать ревностным апостолом, то Петька после увещеваний товарищей забывает о Боге, и дальше все направляются «вдаль» уже «без имени святого». В чём логика таких изменений религиозных символов? Религиозные миры старого мира утратили свою спасительную силу и появление Христа в заключительной главе поэмы можно понимать как последнее шествие старого мира. Но эта лишь одна из версий объяснения образа Христа.
Различные трактовки образа Христа.
1. Христос воплощает самые высокие идеалы старой культуры. Это положительный полюс. Отрицательный полюс этой культуры символизирует пёс.
2. Христос – высшее оправдание революции.
3. Христос – враг для красноармейцев, ведь они стреляют по нему. Они нацелены на невидимого Христа, мелькающего впереди с кровавым флагом, который становится в поэме новым его крестом, символом его теперешних распятий. (М.Волошин)
4. красноармейцев возглавляет не настоящий Христос, а антихрист.
5. Христос – символ нравственности народа, он должен привести Россию через кровь, трагедию к возрождению.
6. Христос, воплотивший в себе идеал добра и справедливости, как бы приподнят над бытом, над событиями. Герои тоскуют о нём. Хотя и подавляют эту тоску. Он воплощение гармонии и простоты, о которых подсознательно тоскуют герои.
7. Христос как бы ставит перед героями вопрос об ответственности за их деяния.