Новозаветное учение о пастырском служении.

Заочное отделение

Билеты для экзамена по предмету:

ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Курс

04.09.2014 Преподаватель:кандидат богословия

протоиерей Николай Качанкин

Билет 1

Понятие о пастырском служении.

Пимин – евр пастух мелкого беззащитного скота.

Пастырское служение – духовное руководство; включает вопросы личности, качествах, призвании, подготовке, настроении, о возможных искушениях пастыря. Пастырь действует в миру и в обществе людей. Пастырское делание, пасение, которое некоторые пасторалисты любят филологически приближать к спасению, есть делание, внутреннего созидания Царства Божия в человеке. Это созидание Царства Христова, новой твари во Христе есть, конечно, в то же время и борьба с царством зла, с силами зла в нас.

Учение Ветхого Завета о пастырском служении.

В язычестве в главном господствует тип жреческого священства. В Ветхом Завете священник является не только жертвоприносителем. Он и судья, и учитель, а иногда и управитель. Ветхий Завет вырабатывает понятие святости, отсутствующее у других религий древнего мира. выражающееся в исполнении предписаний закона. Закон не давал сил для освящения человеческого духа, не сообщал средств к достижению той святости, которую он так ясно указывал. Священство Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешения человеку-грешнику. Масса предписаний раввинов приблизить человека к Богу или Бога к людям не в состоянии. Строгое понятие об избранничестве, обрезание, как знак завета с Богом, отчуждение от других народов — вот та сфера религиозно-нравственных понятий, в которых священствует священник Ветхого Завета.

Пастырство Ветхозаветное.

Моисей – первый пастырь ВЗ. Вожди, судьи, цари, пророки, священники. В ВЗ сформировалось понятия пастыря – этим пастырем был Бог.

I. Стр. 28-35, 68-72

II. Стр. 17-37

III. Стр.7-12, 30-35, 43-62.

Билет 2

Пастырство Новозаветное.

НЗ пастырство берет начало из ВЗ.

Пастырство – Богоутвержденное служение.

Христос – единственный Пастырь и Пастыреначальник.

Христос всегда как пастырь идеал недостижимый, но во всем достигаем (поскольку Он как мы Человек), кроме присущих только Ему Божественных свойств (Божест.власть и т.п.). Идеал Христа – жертвенное служение.

Благовестие Нового Завета принесло людям и новое откровение о священстве и настоящем пастырствовании. Евангелие Христа Спасителя принесло новое учение о богоусыновлении. Всякий человек есть сын Божий и может Богу сказать: «Отче». Священник Христов — строитель тайн, строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новое Царство благодати. Главным пастырским средством должна быть Благая весть о спасении, вселение веры в это спасение и Обожение. Преодоление зла в мире и человеке добром и любовью, нежели обличением и осуждением. Пастырь должен звать к свободному приятию Истины, к покорению себя бремени и игу христианской свободы.

Богоучрежденность пастырского служения. Христос - Пастыреначальник.

«Я – Пастырь добрый» - истинный, совершенный, настоящий, превосходный.

I. Стр. 73-85

II. Стр. 37-40

III.Стр. 63-64

Христос - идеал Пастырей.

Жертвенная любовь.

«В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор.11:27).

Проповедь. Предметом проповеди Христа был почти исключительно нравственный закон, необходимость покаяния и очищения и т. п., как это видно из содержания Нагорной проповеди и других, но уже сравнительно кратких речей Иисуса Христа. Через проповедь Спаситель хотел пробудить в душах современников жажду истины, правды и святости и заставить их горячо пожелать пришествия Его Царствия, о близости которого говорил еще св. Иоанн Креститель и Сам Христос возвестил вначале Своей проповеди.

Вера

Любовь

Ревность

Рассудительность

Смирение

Целомудрие

Молитвенность

I. Стр.110-125

III. Стр.101-116.

Билет 3

Новозаветное учение о пастырском служении.

После Своего воскресения Христос Спаситель сообщил Апостолам и особое дарование Святого Духа. «Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. 20:21-23).

«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20), «врата адова не одолеют ее» (Мф. 16:18) с несомненностью должно полагать, что Иисус Христос вместе с властью учительства, священнодействия и пастырства передал св. Апостолам и полномочия на непрерывную передачу власти их преемникам.

Существенное и вместе вечное в пастырстве Христа — это цель Его: приведение людей к Богу, сообщение людям Своего учения, усвоение и осуществление которого делало бы их сынами и наследниками Царствия Божия, и, наконец, освящение людей. Послушание Божественной воле должно быть также целью пастыря Церкви Христовой. Он обязан жить согласно с учением Христовым.

Учение Господа Иисуса Христа о пастырском служении:

- притча о добром пастыре, Ин.10 –определение истинности пастырского служения – жертвенность.

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;а входящий дверью есть пастырь овцам.

Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы:

- наставления апостолам перед посольством их на проповедь,

на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. – учит полагаться на Волю Божию

В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. …

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

Войдя в дом ешьте все, что предложат – не требовать большего и не отказываться

Наши рекомендации