Новозаветное учение о пастырском служении.
Заочное отделение
Билеты для экзамена по предмету:
ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Курс
04.09.2014 Преподаватель:кандидат богословия
протоиерей Николай Качанкин
Билет 1
Понятие о пастырском служении.
Пимин – евр пастух мелкого беззащитного скота.
Пастырское служение – духовное руководство; включает вопросы личности, качествах, призвании, подготовке, настроении, о возможных искушениях пастыря. Пастырь действует в миру и в обществе людей. Пастырское делание, пасение, которое некоторые пасторалисты любят филологически приближать к спасению, есть делание, внутреннего созидания Царства Божия в человеке. Это созидание Царства Христова, новой твари во Христе есть, конечно, в то же время и борьба с царством зла, с силами зла в нас.
Учение Ветхого Завета о пастырском служении.
В язычестве в главном господствует тип жреческого священства. В Ветхом Завете священник является не только жертвоприносителем. Он и судья, и учитель, а иногда и управитель. Ветхий Завет вырабатывает понятие святости, отсутствующее у других религий древнего мира. выражающееся в исполнении предписаний закона. Закон не давал сил для освящения человеческого духа, не сообщал средств к достижению той святости, которую он так ясно указывал. Священство Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешения человеку-грешнику. Масса предписаний раввинов приблизить человека к Богу или Бога к людям не в состоянии. Строгое понятие об избранничестве, обрезание, как знак завета с Богом, отчуждение от других народов — вот та сфера религиозно-нравственных понятий, в которых священствует священник Ветхого Завета.
Пастырство Ветхозаветное.
Моисей – первый пастырь ВЗ. Вожди, судьи, цари, пророки, священники. В ВЗ сформировалось понятия пастыря – этим пастырем был Бог.
I. Стр. 28-35, 68-72
II. Стр. 17-37
III. Стр.7-12, 30-35, 43-62.
Билет 2
Пастырство Новозаветное.
НЗ пастырство берет начало из ВЗ.
Пастырство – Богоутвержденное служение.
Христос – единственный Пастырь и Пастыреначальник.
Христос всегда как пастырь идеал недостижимый, но во всем достигаем (поскольку Он как мы Человек), кроме присущих только Ему Божественных свойств (Божест.власть и т.п.). Идеал Христа – жертвенное служение.
Благовестие Нового Завета принесло людям и новое откровение о священстве и настоящем пастырствовании. Евангелие Христа Спасителя принесло новое учение о богоусыновлении. Всякий человек есть сын Божий и может Богу сказать: «Отче». Священник Христов — строитель тайн, строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новое Царство благодати. Главным пастырским средством должна быть Благая весть о спасении, вселение веры в это спасение и Обожение. Преодоление зла в мире и человеке добром и любовью, нежели обличением и осуждением. Пастырь должен звать к свободному приятию Истины, к покорению себя бремени и игу христианской свободы.
Богоучрежденность пастырского служения. Христос - Пастыреначальник.
«Я – Пастырь добрый» - истинный, совершенный, настоящий, превосходный.
I. Стр. 73-85
II. Стр. 37-40
III.Стр. 63-64
Христос - идеал Пастырей.
Жертвенная любовь.
«В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор.11:27).
Проповедь. Предметом проповеди Христа был почти исключительно нравственный закон, необходимость покаяния и очищения и т. п., как это видно из содержания Нагорной проповеди и других, но уже сравнительно кратких речей Иисуса Христа. Через проповедь Спаситель хотел пробудить в душах современников жажду истины, правды и святости и заставить их горячо пожелать пришествия Его Царствия, о близости которого говорил еще св. Иоанн Креститель и Сам Христос возвестил вначале Своей проповеди.
Вера
Любовь
Ревность
Рассудительность
Смирение
Целомудрие
Молитвенность
I. Стр.110-125
III. Стр.101-116.
Билет 3
Новозаветное учение о пастырском служении.
После Своего воскресения Христос Спаситель сообщил Апостолам и особое дарование Святого Духа. «Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. 20:21-23).
«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20), «врата адова не одолеют ее» (Мф. 16:18) с несомненностью должно полагать, что Иисус Христос вместе с властью учительства, священнодействия и пастырства передал св. Апостолам и полномочия на непрерывную передачу власти их преемникам.
Существенное и вместе вечное в пастырстве Христа — это цель Его: приведение людей к Богу, сообщение людям Своего учения, усвоение и осуществление которого делало бы их сынами и наследниками Царствия Божия, и, наконец, освящение людей. Послушание Божественной воле должно быть также целью пастыря Церкви Христовой. Он обязан жить согласно с учением Христовым.
Учение Господа Иисуса Христа о пастырском служении:
- притча о добром пастыре, Ин.10 –определение истинности пастырского служения – жертвенность.
Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;а входящий дверью есть пастырь овцам.
Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы:
- наставления апостолам перед посольством их на проповедь,
на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. – учит полагаться на Волю Божию
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
…
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
…
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. …
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Войдя в дом ешьте все, что предложат – не требовать большего и не отказываться