Б1 Б2. Соблюдай восемь заповедей упосатхи в священные дни
Строфа 10
Избегай совершать убийство, воровство,
причинять сексуальный вред, лгать,
Употреблять алкоголь, принимать пищу
в неподходящее время,
А также пребывать на высоких сиденьях и ложах,
Петь, танцевать и носить украшения.
Строфа 11
Если соблюдаешь эти восемь правил, стремясь
Овладеть дисциплиной архатов,
То благодаря соблюдению обетов мирянина
обретешь чудесное тело
Бога сферы желания, поднявшись
над сферой людей.
Сказано, что для тех, кто ведет мирской образ жизни и не может ежедневно соблюдать обеты, временное соблюдение восьми обетов мирянина приносит такое же благо. Можно соблюдать их во время четырех праздничных дней Победителя. Эти дни празднуют в память о времени, когда Будда Шакьямуни показал чудеса, достиг полного Просветления, повернул колесо Дхармы и сошел из мира богов. Можно также соблюдать обеты в дни полнолуния и новолуния или в любой обычный день. В эти дни берут однодневные обеты8.
Если присутствует беспокоящая эмоция, а также намерение, его воплощение и окончательное завершение действия, то можно совершить убийство – отнять жизнь у других; воровство – взять то, что не было дано, причинить сексуальный вред, а также солгать – ввести других в заблуждение неправильной речью. К ветви нравственного поведения относится полный отказ от этих четырех действий. Ветвь заботы включает отказ от употребления алкоголя, принятия пищи в неподходящее время – после полудня, от удовольствия пребывать на высоких сиденьях и ложах, т. е. выше длины локтя9, а также от всевозможных песен, танцев и ношения украшений. Внимательно следи, чтобы не совершать ничего из вышеперечисленного, – это соблюдение ветви заботы.
Таковы восемь однодневных обетов для мирян, которые не могут соблюдать монашество. Соблюдение дисциплины
приносит благо: овладев этими восемью ветвями во время великих праздников, следуя примеру архатов прошлых времен, восстанавливаешь (тиб. gso) поврежденную заслугу и очищаешь (тиб. sbyong ) проступки (тиб. gso sbyong, т. е. упосатха). Когда созревает соответствующий результат, силой такой заслуги обычные мужчины и женщины обретают прекрасную форму богов сферы желания.
Б1 БЗ. О том, как преодолеть самые большие недостатки ума
Строфа 12
Скупость, хитрость, привязанность, лень,
Высокомерие, желание, ненависть и гордость
От принадлежности к своей касте, от приятной внешности,
учености, молодости или Большой силы —
Все это твои враги, если предаешься такого рода тщеславию.
Все несчастье в мире происходит из-за недостатков ума, которые не были преодолены. Вот эти недостатки:
• скупость, или проявление жадности, когда не даешь то, что можешь, страдающим от нищеты и лишений;
• хитрость, когда представляешь в ложном свете собственные недостатки и качества, вводя других в заблуждение;
• привязанность или пристрастие к отвлекающей деятельности, такой как азартные игры;
• лень или апатия – недостаток энтузиазма в полезных делах;
• высокомерие, хотя ты не обрел никаких выдающихся качеств;
• желание, когда тебя беспокоят стремление и привязанность к чувственным объектам;
• ненависть – желание причинить вред другим существам;
• гордостьиз-за своей принадлежности к высокой касте, приятной внешностиили учености,из-за достижений в созерцании или медитации10, из-за цветущей молодостиили великой силы.
Внимательно следи за собой, сдерживай тщеславиеи не раздувайся от гордости, помня, что такие недостатки ума – враги,причиняющие тебе вред.
Б1 Б4. О том, что внимательность – это основа отказа от негативного и укрепления позитивных впечатлений
А. О необходимости внимательности.
Б. О преимуществах внимательности.
Б1 Б4 А. О необходимости внимательности
Строфа 13
Как сказал Мудрец, внимательность – э
то источник нектара,
А беззаботность – источник смерти.
Поэтому, желая увеличить положительное,
Постоянно с преданностью упражняйся
во внимательности.
Средство очищения ума от пятен недостатков и обретения множества чистейших добродетелей – это внимательность.Она заключается в том, чтобы безошибочно и постоянно контролировать все действия тела, речи и ума. Это источникили отправная точка правильного образа жизни, поэтому она сравнима с лекарством или нектаромбогов. Ее противоположность – беззаботность – источник смертиили страдания. Так сказал Мудрециз рода Шакьев. Поэтомуразвивай то положительное, что еще не развито, и увеличивай то, что было приобретено ранее, следуя этому телом, речью и умом. Для этого важно постоянно упражняться во внимательности с преданностью и доверием.
Б1 Б4 Б. Опреимуществах внимательности
Строфа 14
Даже тот, кто поначалу был беззаботен,
Но потом стал проявлять внимательность,
Воссияет подобно луне, когда она не скрыта облаками.
Так было с Нандой, Ангулималой, Даршакой и Удаяной.
Даже обычный человек, который поначалу под влиянием порочных друзей был беззаботен, но позже обрел выдающихся друзей и стал проявлять внимательность, освободится от негативных впечатлений. Такой человек подобен сияющей полной луне, ясной, светлой и не скрытой облаками.
Так было с Нандой, который стал Прибежищем мира. Вначале обуреваемый сильными желаниями, со временем он принял монашество и обрел плод на пути архата. Ангулимала, пребывая во власти неведения и находясь под влиянием злобного мастера-небуддиста, учившего причинять вред другим, лишил жизни девятьсот девяносто девять человек. Однако после принятия монашества он также достиг уровня архата. Даршака, или Аджаташатру[7], терзаемый ненавистью, убил своего отца, Дхарма-короля Бимбисару, но позднее овладел внимательностью11 и очистился от этого проступка. Удаяна лишил жизни собственную мать, но потом глубоко сожалел об этом; он построил храм, почтительно поддерживал Сангху, и достиг уровня «вошедшего в поток». Все это примеры внимательности – наивысшего лекарства, позволяющего освободиться даже от самых тяжких негативных впечатлений.