Восемь заповедей Луки Пачоли

Лекция 2. Принципы бухгалтерского учета

Сегодня бухгалтерское сообщество переживает период конвергенции национальных и международных стандартов, вызванный процессом глобализации. Данное явление затронуло и Россию. Вместе с тем есть незыблемые принципы, на которых собственно и строится бухгалтерия. Эти принципы сформулировал еще Л. Пачоли (пять веков назад).

Интерес к основателю и пропагандисту современной бухгалтерии не случаен: и во времена Средневековья, и в настоящее время человечество переживает что-то похожее: разрушает то, чему поклонялось, и поклоняется тому, что осуждало почти весь, теперь уже минувший, век.

И те трудности, которые, создавая рыночную бухгалтерию, пережил Лука Пачоли, мы переживаем в значительной степени вновь. И чтобы лучше осознать проблемы перехода на новый учет, надо понять те старые заповеди-заветы, которые создал Лука Пачоли, когда впервые описал двойную бухгалтерию. Этих заветов, которые можно назвать принципами, восемь.

Процедура, т.е. четкий порядок записи фактов хозяйственной жизни.

Этот завет на несколько веков стал основой всей практической бухгалтерии. Бухгалтер усвоил главное: какие регистры и в какой последовательности он должен вести, какие числа и в какие колонки регистров записывать, по каким колонкам надо выводить итоги, что складывать и что вычитать, и, наконец, что особенно важно: какие итоги должны совпасть, превращая всю процедуру в самоконтролируемую систему.

Пачоли строго выделил трехзвенную процедуру регистров - она со многими модификациями сохранилась до наших дней: 1) хронологическая запись (памятная-журнал); 2) систематическая запись (Главная книга); 3) отчетность: двухзвенная в самой регистрации - дебет-кредит и однозвенная - баланс (впоследствии возникло множество отчетных форм).

Самым сложным в процедуре был и остается момент признания факта хозяйственной жизни. Его можно признать либо в момент возникновения, либо в момент составления или представления документа, либо в момент регистрации. Неопределенность и спорность проблемы остается неясной до сих пор (достаточно вспомнить моменты реализации: по оплате или по отгрузке).

Многие десятилетия бухгалтер оставался мастером, последовательно выполняя действия, но не вникая в смысл того, что делает; главное - это правильно выполнить условия процедуры. Точно так же: если на вопрос, как оприходовать товары, студент отвечает: дебет 41 и 19, кредит 60 - то он знает элемент процедуры.

Подавляющая масса учебников и по сей день строится по этому принципу: нормативный документ пересказывается автором своими, далеко не всегда удачными, словами. Однако нормативные документы, особенно в переходное время, часто меняются и учебники устаревают, но это не самое страшное. Самое страшное - это то, что иногда наши коллеги забывают, что процедура - основной, но не единственный завет отца бухгалтерии.

Ясность. То, что пишет бухгалтер, должны понимать пользователи бухгалтерской отчетности.

Любопытно, что сам бухгалтер может этого не понимать. И тут мы вспоминаем старое правило: писатель ставит слова, а читатель вкладывает в них смысл. Пачоли предполагал, что пользователь должен получить ясный ответ на четыре вопроса: кто - люди, стоящие за отчетностью фирмы и за фактами хозяйственной жизни; что - перечень имущества и (или) обязательств; когда - дата; где - в каком месте составлена отчетность. Пачоли понимал, что собственник должен придать юридическую силу своему учету, и для этого бухгалтерские регистры следует зарегистрировать в специальном бюро, ибо ясными бывают только те документы, которые согласованы с властными органами.

Ясность, прозрачность - это и в настоящее время сверхважный завет Луки Пачоли, о нем говорят все, и чем больше говорят, тем труднее его выполнить. В настоящее время значение требования ясности только усиливается, ибо рассказать о сложном труднее, чем о простом.

Нераздельность предполагает, что имущество предприятия и личное имущество его собственника представляют единый и нераздельный комплекс.

Этот завет многие десятилетия довлел над учетом, так как, с точки зрения кредиторов, главных пользователей отчетности, абсолютно безразлично, что будет обеспечением ссуд: торговое оборудование или обеденная посуда. Таким образом, отчетность показывает не имущество некой абстрактной фирмы, а ценности ее собственников. Со временем под влиянием распространения акционерных обществ от этого завета Пачоли отказались, и к нам пришло другое, хорошо знакомое правило: "активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности)" (п. 6 ПБУ 1/98). А на практике с проблемой неразделенности постоянно сталкивается бухгалтер, когда любой расход должен отнести "или за счет себестоимости, или за счет чистой прибыли", ибо все, что не связано непосредственно с деятельностью фирмы, налоговые органы не хотят освобождать от налогообложения.

Двойственность. Каждый факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого счета.

Из этого вытекают два постулата Пачоли:

сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов;

сумма дебетовых сальдо всегда равна сумме кредитовых сальдо.

Эти постулаты оказали огромное влияние сначала на предприятия торговли, потом промышленности, транспорта, сельского хозяйства.

Уже с середины XIX в. идеи двойной бухгалтерии и постулаты Пачоли получили признание и в макроэкономических расчетах (баланс межотраслевых связей и национальное счетоводство). Неоднократно делались попытки критики завета двойственности, предлагались тройная, четверная и даже пи-мерная бухгалтерии. Но они не имели признания, ибо двойная бухгалтерия вытекает из объективных условий: учитываемый объект может или увеличиваться, или уменьшаться, отсюда и двойственность - вот завет Пачоли. Другой бухгалтерии, кроме двойной, быть не может.

Предмет. Бухгалтерский учет имеет своим предметом выполнение хозяйственных договоров.

У Пачоли речь идет о договоре купли-продажи, вернее, о сделках, из него вытекающих. Договор носит двусторонний характер, и поэтому Пачоли делает два очень важных вывода:

нельзя никого считать должником без его ведома;

нельзя никого считать верителем без его согласия.

Это первые бухгалтерские заповеди относительно принципа начисления. Однако не стоит преувеличивать: для Пачоли прибыль - это разность между поступлениями и выплатой денег, за исключением приобретения товаров.

Исходя из идеи договора, Пачоли достаточно часто как математик пытается не описать конкретный случай, а перечислить логически все возможные варианты хозяйственной ситуации, открывая тем самым пути к тому, что уже в XX в. назовут методом моделирования.

Адекватность. Расходы, понесенные собственником, соотносятся по времени с доходами, полученными благодаря этим расходам.

Но как выполнить сопоставление - зависит от убеждений и квалификации бухгалтера. У Пачоли все связано с товарами; если купили партию, то это не расход, а капитализация, изменение структуры актива: были деньги, стали товары. И только когда возникает выручка от продажи, только тогда можно декапитализировать, т. е. списать в расходы проданную партию, только тогда расходы оказываются оправданными полученными доходами, только в этом случае образуется прибыль от основной деятельности. Только в этом случае возникает прибыль. Однако, чтобы ее выявить, надо сопоставить доходы с расходами, но эта операция только кажется легкой, она целиком зависит от того, какую методологию выбирает бухгалтер. Следовательно, прибыль - это только мнение бухгалтера об успехах его работодателей. Учетную политику формирует бухгалтер в интересах своего нанимателя.

Относительность. Данные бухгалтерского учета представляют только относительную, но не абсолютную ценность.

Главная проблема относительности данных бухгалтерского учета связана с невозможностью четкой оценки его объектов. Пока в учете использовались только натуральные величины, оценить успешность хозяйственной деятельности было легко: сначала было 2 коровы, потом стало 5. Но хозяйство разнообразно и сопоставлять, например, стадо коров с отарой овец - дело трудное. Только с появлением денежной оценки возникла возможность сопоставления финансового положения на начало и конец отчетного периода. Одновременно возникла относительность таких результатов: что включать в состав имущества; какова покупательная способность денежных единиц и как она изменилась за отчетный период; какими методологическими приемами пользовался бухгалтер?

У Пачоли мы находим ставшее на многие века классическое решение. Текущие операции отражаются по себестоимости (историческая оценка), а натуральные остатки, снятые при инвентаризации, фиксируются по ценам возможной продажи (справедливая оценка), т.е. Пачоли допускал периодическую переоценку прежде всего оборотных активов. В этом свой резон: оборотные средства имеют большую оборачиваемость по сравнению с внеоборотными, отсюда ясно, что переоценка первых гораздо существеннее влияет на конечный финансовый результат, чем переоценка вторых. Именно этот подход, отличаясь большой практичностью, оказывает влияние на всю бухгалтерскую методологию. Лучше пока почти ничего не придумали.

Мораль. Бухгалтером может работать только абсолютно честный человек, следующий требованиям Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Что должен делать бухгалтер, если его работодатели с этой проповедью не считаются, преследуя свои корыстные интересы? В наше время, которое так напоминает великое время Возрождения, т.е. формирования капиталистического общества, он должен делать то, что делали тогда, в XV в., и что делают сейчас в обществе буржуазном - не соучаствовать! При наличии хорошо отлаженного профессионального сообщества (я имею в виду Институт профессиональных бухгалтеров России) каждый отстранившийся от нехорошего дела будет уверен, что новый бухгалтер также, прежде всего исходя из этического кодекса бухгалтера, откажется покрывать преступления.

Как показывает опыт более чем пяти веков, у этих заветов, правил ведения учета имеются два источника: в европейских странах - государственные акты, в англоговорящих - предписания общественных профессиональных саморегулирующихся организаций. В нашей стране необходимо объединить усилия и тех, и других.

Наши рекомендации