Quot;Кауа'ид уль-мусля фи Сыфати Ляхи уа Асмаихи аль-хусна".
С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги
quot;Кауа'ид уль-мусля фи Сыфати Ляхи уа Асмаихи аль-хусна".
1-ый урок:
1. Как зовут автора книга и о чем в ней идет речь?
2. Из каких частей и разделов состоит книга?
3. Приписывается ли зло ко Всевышнему Аллаху?
4. Каких видов бывает направление (хидая)?
5. Почему во всем вступлении автор использовал местоимение множественного числа (мы восхваляем Аллаха, мы просим у Него помощи…), а когда дошел до свидетельства Ислама использовал местоимение единственного числа (и я свидетельствую…)?
6. Что значит единобожие в Именах и Атрибутах?
7. Какая польза от изучения вопросов об Именах и Атрибутах?
8. Автор упомянул о том, что написал эту книгу по двум причинам – что это за причины?
9. Какова основа слов "мусля" (самые идеальные) и "хусна" (самые прекрасные) в арабском языке?
2-ой урок:
10. Упомяни определение понятия "Имя Аллаха" у ученых этой науки.
11. Слова автора: "достигли предела совершенства" – означают ли они, что у соверщенства Имен Аллаха есть предел?
12. Автор привел Слова Аллаха: "И Аллаху принадлежат самые прекрасные Имена" как довод на первое правило. Каким образом этот аят свидетельствует за верность этого правила?
13. Слова Аллаха: "Взывайте же к Нему этими Именами" – включается ли в это только Имена переходные (мута'аддия), или Имена непереходные также (лязима)?
14. Сказал автор: "Имена Аллаха содержат в себе самые высокие Атрибуты, в которых нет недостатка ни с какой стороны – ни предположительно, ни в основе" (ля ихтималян уа ля такдиран). Что значат слова "ни предположительно, ни в основе"?
15. Как понять Слова Аллаха: "Не заблуждается мой Господь и не забывает" вместе со Словами: "Так пришли к тебе Наши знамения, но ты забыл их, также и ты будешь сегодня забыт" – ведь в первом аяте отрицание забывчивости, а во втором – утверждение?
16. В словах автора: "широкое знание, которое объемлет всякую вещь, как в общем, так и в частности" – опровержение двум заблудшим группам – что это за группы?
17. Мы сказали, что "милость" (рахма) один из Атрибутов Аллаха. А как же тогда быть с хадисом: "Поистине Аллах создал сто милостей…"?
18. Что значат слова автора: "И великолепие в Именах Аллаха бывает в каждом Имени в отдельности и при объединение двух Имен вместе"?
19. Разъясни смысл первого правила вкратце.
3-ий урок:
20. Разъясни смысл второго правила: "Имена Аллаха – имена собственные и атрибуты" – вкратце.
21. Мы упомянули, что слова в арабском языке бывают четырех видов – что это за виды?
22. Правильно ли сказать, что Имена Аллаха различны или же наоборот одинаковы, или же в этом вопросе есть более подробное разъяснение?
23. Упомяни доводы на верность второго правила из того, что упомянул автор, и из того, что мы добавили из других источников.
24. Мы сказали, что под термином "аннулирующие" могут подразумеваться две группы людей – что это за группы?
25. Му'тазилиты отвергли наличие Атрибутов у Всевышнего Аллаха, аргументируя это тем, что "многочисленность атрибутов означает множество древних". Упомяни те вопросы, которые были разъяснены при рассмотрении этой фразы и аргументации.
4-ый урок:
26. Приведи ответ автора на это сомнение му'тазилитов.
27. Что значат термины: "уажиб уль-ужуд" (существование обязательное) и "мумкин уль-ужуд" (существование возможное)? И для чего привел эти термины автор?
28. Если ты понял суть второго правила, то сможешь ответить на вопрос: "является ли имя "ад-дахр" (эпоха, время) именем Аллаха"?
29. Какой довод у Ибн Хазма, а также Ну'ейма ибн Хаммада аль-Хуза'и в утверждении имени "ад-Дахр" Всевышнему Аллаху?
30. Из Имен Аллаха есть Имена "переходные" (мута'аддия) и непереходные (лязима) – разъясни это деление и приведи примеры на каждый из двух видов.
31. Мы упомянули о том, что Имена переходные могут не переходить на все творения, а также говорили, что Имена непереходные могут переходить на творения но не прямым образом – как это понять?
32. Разъясни смысл третьего правила вкратце.
5-ый урок:
33. Разъясни смысл понятия "три вида указания – указание по соответствию (мутабака), по содержанию (тадаммун) и по следствию (илтизам)".
34. Разъясни четвертое правило, опираясь на примеры со словом "дом", "автомобиль", и Имя Аллаха "аль-Халик" – Творец.
35. Автор упомянул две причины тому, что то, что вытекает из Слов Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) – является истиной – что это за две причины?
36. Упомяни те положения, в которых может оказаться последствие слов кого-то, кроме Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и упомяни постановление каждой ситуации.
37. Почему выражение "уподобление" (мумасаля) более верно, чем выражение "сходство" (мушабаха)?
38. Известно ли сегодня течение уподобляющих (мумассиля) так, чтобы они обладали активностью в призыве?
6-ой урок:
39. Разъясни смысл правила – "Имена Аллаха берутся только из священных контекстов, нет в этом места разуму", также приведи некоторые доводы на верность этого правила.
40. Способен ли разум самостоятельно познать, что обязательно относительно Всевышнего Аллаха, а что возможно?
41. Можно ли сказать, что утверждение об отрицании определенного имени от Аллаха – приостанавливается на наличии священного контекста?
42. Имам Ибн аль-Кайим утвердил то, что "извещение о Всевышнем Аллахе" может быть и без опоры на священные контексты. Но означает ли это, что извещение об Аллахе не имеет никаких шариатских границ?
43. Что значит выражение ученых: "Все вопросы идеологии основаны на единогласном мнении и нет в них разногласий"?
44. Что значит правило: "Имена Аллаха не ограничиваются каким-либо числом"? И есть ли разногласие относительно этого правила?
45. Является ли хадис: "О, Аллах, я прошу у Тебя всеми Твоими Именами, которые Ты ниспослал в Своей Книге…" – годным для приведения в довод (т.е. достоверным или хорошим)? И если взять слово тех ученых, которые утверждают его слабость – есть ли иные доводы на доказательство вышеназванного правила?
46. Как ответить тем, которые используют хадис: "Поистине, у Аллаха есть 99 Имен, сто без одного, кто перечислит их войдет в рай"– в доказательство на то, что Имена Аллаха ограничены девяносто девятью?
47. Что значит фраза "кто перечислит их" в вышеприведенном хадисе?
7-ой урок:
48. Является ли достоверным хадис, в котором приходит перечисление 99 Имен Аллаха?
49. Является ли вопрос поиска 99 Имен Аллаха и их определения – вопросом иджтихада?
50. Автор упомянул 99 Имен, которые он выбрал из Корана и Сунны. Но в некоторых из этих Имен есть разногласие – "аль-Джауад" (щедрый), "аль-Хайий" (стеснительный) и "аль-Мухсин" (добродетель). Являются ли перечисленные имена – Именами Аллаха?
51. Автор засомневался в том, является ли имя "аль-Хафий" (заботливый) – именем Аллаха. Какое мнение относительно этого имени является правильным?
52. Шейх уль-Ислам Ибн Теймия упомянул о том, что Имена Аллаха бывают нескольких видов – "в единственной форме" (муфрад), "приписанные" (мудафа) и "противоположные" (муздауажа) – разъясни это деление. И из какой группы имен – 99 Имен указанные в хадисах?
53. Мы упомянули на уроке некоторые Имена Аллаха, которые приходят в достоверных доводах из тех, на которые не указал автор. Что это за Имена?
8-ой урок:
54. Упомяни виды "отклонений" (ильхад), которые упомянул автор.
55. Что имеется ввиду под словом философов, когда они называют Всевышнего Аллаха – "действующей причиной" (аль-'илля аль-фа'иля)?
56. Автор упомянул о том, что имена идолов "аль-Лят" и "аль-'Узза" – произошли от Имен Аллаха, а также упомянул, что это одно из двух мнений в вопросе. Назови второе мнение.
57. Можно ли называться Именами Аллаха?
58. Какой довод на то, что Имена Аллаха в их полноценном смысле принадлежат только Аллаху?
59. Какой довод на то, что отклонение (аль-ильхад) относительно Имен Аллаха запрещено в любом его проявлении?
9-ый урок:
60. Дай определение "Атрибута Аллаха", которое принято у ученых этой науки.
61. Являются ли Атрибуты чем-то добавочным к Сущности?
62. В первом правиле об Атрибутах Аллаха автор разъяснил то, что все Атрибуты Аллаха – Атрибуты совершенства, в которых нет недостатка ни с какой из сторон. Приведи доводы из контекстов, разума, и врожденного свойства (фитра), которые привел автор на верность этого правила.
63. Годится ли то, что называется у ученых "аналогией тем более" – для того, чтобы утвердить Атрибут Всевышнему Аллаху? Упомяни некоторые вопросы, которые мы затронули при рассмотрении этого вопроса.
64. Можно ли утвердить Атрибут Всевышнему Аллаху, если в нем есть что-то из недостатка?
65. Что такое Атрибуты в противодействие (сыфат аль-мукабаля)? И можно ли сказать, что они утверждаются или отрицаются от Аллаха?
66. Правильно ли сказать, что Аллах предает тех, кто предает Его?
10-ый урок:
67. По какой причине глава об Атрибутах шире, чем глава об Именах?
68. Какая разница между Атрибутом и извещением об Аллахе?
69. Как понять Слова Всевышнего Аллаха: "Неужели они ожидают того, что Аллах явится к ним вместе с облаками"? И как ответить на слова нововведенцев, которые утверждают то, что мы истолковали этот контекст?
70. Какова наша обязанность по отношению к утверждаемым Атрибутам Аллаха?
71. Какова наша обязанность по отношению к отрицаемым Атрибутам Аллаха?
72. Слова автора: "потому что отрицание это отсутствие, а отсутствие это ничто" – значит ли это, что "ничто" является ничем даже в знании Аллаха?
73. Автор упомянул несколько причин того, почему мы должны утверждать качества совершенства противоположные отрицаемым качествам недостатка. Мы также упомянули несколько дополнительных причин – упомяни их все.
74. Какое выражение является правильным: "Аллах способен принести несправедливость и она возможна в Его отношении, но Аллах не делает этого из-за совершенства Его справедливости" или фраза: "Несправедливость невозможна в отношении Аллаха"?
11-ый урок:
75. Что является основой относительно утверждаемых Атрибутов – их приведение в обобщенном виде, или приведение в разъясненном, подробном виде? И что является основой относительно отрицаемых атрибутов? И есть ли в этом разногласие между приверженцами Сунны и нововведенцами?
76. Автор упомянул некоторые случаи, когда отрицаемые атрибуты приходят в подробном, разъясненном виде. Что это за случаи?
77. Мы упомянули о том, что деление утверждаемых Атрибутов на атрибуты сущностные и атрибуты действия – деление неизвестное у праведных предков. Вместе с этим мы сказали о том, что нет ничего страшного в использовании этого деления. Так как же явление, которого не было у саляфов, может быть использовано?
78. Дай определение сущностных Атрибутов, а также Атрибутов действия, и приведи примеры на оба вида.
79. Сущностные Атрибуты делятся на Атрибуты смысловые и Атрибуты известия. Что это значит? Приведи примеры.
80. Как распознать Атрибут известия?
81. Некоторые смысловые Атрибуты также называются – атрибутами, которые познаются разумом. Так как же они могут познаваться разумом, если сами же мы говорили о том, что разум не имеет места в вопросах Атрибутов?
82. Когда мы говорим о том, что Атрибуты действия – это такие Атрибуты, которые не имеют прямой принадлежности к Сущности Аллаха, значит ли это то, что Всевышний стал способным на эти действия, после того, как был неспособен на них?
83. Почему нельзя сказать что Атрибуты – "зрение" (басар) и "слух" (сам') – являются атрибутами действия?
84. Можно ли сказать, что все действия Всевышнего Аллаха следуют за причинами и построены на мудрости?
12-ый урок:
85. Что такое "уподобление" (тамсиль)? Упомяни доводы на ложность уподобления Атрибутов Творца атрибутам творений.
86. Что такое "придавание конкретной, известной нам формы Атрибутам Аллаха" (такйиф)? Упомяни доводы на ложность такйифа.
87. Значит ли отрицание такйифа то, что мы отрицаем существование определенной формы и образа у Атрибутов Аллаха?
88. Какая разница между тамсилем и такйифом?
13-ый урок:
89. Автор упомянул о то, что один из способов утверждения Атрибута Всевышнему Аллаху в том, что этот Атрибут явно заявляется в священном контексте. Что это значит? Приведи примеры.
90. Как разъясняется то, что из действия берется Атрибут?
91. Автор упомянул о том, что Атрибуты также берутся из глагольных имен? Что это значит? Приведи примеры.
14-ый урок:
92. Какова наша обязанность относительно слов и смыслов, утверждение или отрицание которых не приходит в священных контекстах?
93. Мы упомянули о том, что смыслы, утверждение или отрицание которых не пришло в священных контекстах – могут быть утверждены или отрицаемы. На основе чего происходит утверждение или отрицание в данном случае?
94. Почему мы приостанавливаемся относительно "слов", но утверждаем или отрицаем "смыслы"?
95. Утверждаем ли относительно Всевышнего Аллаха слово "древний" (кадим) или его смысл?
96. Утверждаем ли относительно Всевышнего Аллаха направление (джиха)?
97. Автор упомянул о том, что утверждение направления Всевышнему Аллаху может означать либо утверждение того, что Аллаха в направление возвышенности или в направление нижины. А почему автор не упомянул другие направления (как право и лево, спереди и сзади)?
15-ый урок:
98. Мы говорили о том, что аяты и хадисы могут иметь различную силу указания – насс (явный контекст), захир (прямой контекст) и мужмаль (обобщенный контекст) – что это значит?
99. Мы сказали о том, что нельзя переходить с прямого смысла слова или фразы на переносный – кроме как с доводом. Достаточно ли того, чтобы у нас был довод разума или непременно должен присутствовать довод шариатский?
100. Что такое искажение (тахриф) – в арабском языке и терминологии ученых. Какие его виды бывают и каковы постановления этих видов?
101. Упомяни некоторые доводы на то, что священные контексты необходимо понимать в их прямом смысле.
102. Есть ли к Коране неарабские слова?
103. Есть ли в Коране то, у чего нет смысла или то, у чего есть смысл, но его невозможно понять?
104. Упомяни некоторые причины того, почему в Коране нет ничего, смысл которого невозможно понять.
105. Разъясни смысл третьего правила из правил относительно контекстов Имен и Атрибутов.
106. Что представляет из себя мазхаб "муфаууида"? Когда он появился? И каковы причины его появления?
107. Автор упомянул слова шейх уль-Ислама Ибн Теймии, в которых доказывается несостоятельность мазхаба муфаууида. Шейх уль-Ислам упоминает две причины этого – назови их.
16-ый урок:
108. Автор разъяснил то, что прямой смысл аятов и хадисов может меняться в зависимости от текущего контекста, а также от связи слов одних с другими и в зависимости от расположения слов в предложении. Разъясни смысл этого и приведи примеры.
109. Относительно прямого смысла контекста люди разделились на три группы, что это за три группы и в чем суть их мазхабов?
110. Автор упомянул две причины тому, почему мазхаб ахлю Сунна относительно прямого смысла контекстов является правильным и верным – назови эти две причины.
111. На уроке мы упомянули о том, что "уподобляющие" бывают двух видов. Что это за виды? Назови некоторые течения из уподобляющих.
112. Автор упомянул 3 причины ложности мазхаба уподобляющих. Что это за причины?
113. На уроке мы упомянули о том, что "аннулирующие" бывают двух видов. Что это за виды? Назови некоторые группы частично-аннулирующих.
17-ый урок:
114. Автор упомянул 6 причин ложности мазхаба "аннулирующих". Назови некоторые из них, или всех их вкратце.
115. Сказал автор: "Тот, кто переводит смыслы священных контекстов с прямого на тот, который ему противоречит, наговаривает на Аллаха с двух сторон…". Назови эти два момента.
116. Мазхаб аннулирующих несет за собой различные ложные результаты и последствия – назови некоторые из них.
18-ый урок:
117. Автор упомянул о том, что мазхаб аш'аритов и матуридитов в вопросах Имен и Атрибутов является противоречивым, и они противоречат самим себе. Назови некоторые противоречия.
118. Автор упомянул о том, что путь аш'аритов и матуридитов в вопросе опровержения джахмитов и му'тазилитов – путь несостоятельный. В чем причина этой несостоятельности?
119. Почему каждый аннулирующий является уподобляющим и наоборот?
120. Автор упомянул о том, что нововведенцы предъявляют некоторые претензии к приверженцам Сунны в вопросах Имен и Атрибутов. К чему сводится общий смысл этих перетензий?
121. Автор разъяснил то, что ответ приверженцев Сунны на претензии нововведенцев – бывает общим и частным. В чем суть общего ответа?
19-ый урок:
122. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно хадиса: "Черный камень – рука Аллаха на земле"? И как ответить на эти претензии?
123. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно хадиса: "Сердца рабов между двух пальцев из пальцев Милостивого"? И как ответить на эти претензии?
124. Являются ли имена "мукаллиб уль-кулюб" (переворачивающий сердца) и "мусарриф уль-кулюб" (управляющий сердцами) – являются Именами Аллаха?
125. Утверждаем ли мы Атрибут пальцы Всевышнему Аллаху?
126. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно хадиса: "Я ощущаю помощь Аллаха со стороны Йемена"? И как ответить на эти претензии?
127. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно аята: "А затем направился к небесам"? И как ответить на эти претензии?
20-ый урок:
128. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно аята: "И Он с вами где бы вы ни были", а также: "Кроме как Он обязательно с ними, где бы они ни были"? И как ответить на эти претензии?
129. Автор указал на некоторые причины того, почему Возвышенность Аллаха над Троном не противоречит Его совместности с творениями. Назови эти причины.
21-ый урок:
130. В вопросе совместности Всевышнего Аллаха с Его творениями люди разделились на три мазхаба – что это за мазхабы?
131. Упомяни некоторые доводы из тех, на которые указал автор в доказательство того, что Всевышний над Троном.
22-ой урок:
132. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно аята: "И Мы ближе к нему, чем его яремная вена", а также: "Но Мы ближе к нему, чем вы"? И как ответить на эти претензии?
133. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно аята: "Плыл на Наших Глазах", а также: "Чтобы ты вырос на Наших Глазах"? И как ответить на эти претензии?
134. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно хадиса "о праведниках"? И как ответить на эти претензии?
23-ий урок:
135. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно хадиса: "Кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть…"? И как ответить на эти претензии?
136. Какие Атрибуты утверждаются Всевышнему Аллаху, исходя из вышеназванного хадиса?
137. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно аята: "Разве они не видят, что Мы сотворили им из того, что сделали Наши руки домашних животных"? И как ответить на эти претензии?
138. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно аята: "Те, которые присягают тебе, присягают лишь Аллаху, Рука Аллаха над их руками"? И как ответить на эти претензии?
24-ый урок:
139. В чем суть предъявления нововведенцев к приверженцам Сунны относительно хадиса: "О сын Адама, Я заболел, а ты не навестил Меня"? И как ответить на эти претензии?
140. В начале заключительной части книги автор привел вопрос: "как аш'ариты могут быть на заблуждении, если они представляют собой 95% мусульманского мира?" Как ответить на этот вопрос?
141. Затем автор привел второй вопрос: "Как аш'ариты могут быть на заблуждении, если их лидером был Абу аль-Хасан аль-Аш'ари"? Как ответить на этот вопрос?
142. Абу аль-Хасан аль-Аш'ари прошел в своей жизни три периода, в которых побывал в трех мазхабах. К какому периоду относится мазхаб современных аш'аритов?
143. Почему аш'ариты не обвинили аль-Аш'ари в том, что он стал уподобляющим, вместе с тем, что он открыто отказался от воззрений Ибн Кулляба?
144. Было ли возвращение Абу аль-Хасана аль-Аш'ари от мазхаба искажающих на мазхаб Сунны – полным? Или в нем осталось что-то из заблуждений?
25-ый урок:
145. Затем автор привел третий вопрос: "Как аш'ариты могут быть на заблуждении, если их лидерами были такие-то и такие-то из известных ученых"? Как ответить на этот вопрос?
26-ой урок:
146. Является ли вопрос такфира – вопросам иджтихада, или же возврат в этих вопросах исключительно к Корану и Сунне?
147. Автор упомянул некоторые условия такфира. Что это за условия?
148. Автор разъяснил разницу между обобщенным такфиром и такфиром частным. Что это за разница?