Добро пожаловать, умм хани
Первые мусульманки сумели благодаря качествам, которыми наделил их Всевышний Аллах, и милостям, которые Он даровал им, стать надёжной опорой для ислама. На заре ислама женщина отдавала религии Всевышнего свои силы и имущество, чем и заслужила своё высокое положение, оставив, к тому же, благую молву о себе и снискав похвалы людей. И Всевышний Аллах даровал этим достойным женщинам счастье и приготовил для них благую и щедрую награду. Шариат обеспечил им защиту и окружил их почётом до такой степени, что уравнял их с мужчинами в основных нормах Шариата, несмотря на слабость и хрупкость женщины и её эмоциональность. Более того, если женщина берёт кого-то под свою защиту, то предоставляемая ею защита приравнивается к защите мужчины, и между ними нет различий.
Умм Хани бинт Абу Талиб g передаёт: «Я пришла к Посланнику Аллаха r в год покорения Мекки и обнаружила, что он моется, а его дочь Фатыма прикрывает его. Я поприветствовала его, а он спросил: “Кто там?” Я ответила: “Это я, Умм Хани бинт Абу Талиб”. Он сказал: “Добро пожаловать, Умм Хани”. Закончив мыться, он завернулся в одну одежду и совершил восемь рак‘атов молитвы. Когда он закончил, я сказала: “О Посланник Аллаха! Сын матери моей[94] утверждает, что убьёт человека, которого я взяла под свою защиту — такого-то, сына Хубайры”. Посланник Аллаха r сказал: “Мы взяли под свою защиту того, кого взяла под свою защиту ты, Умм Хани”».
Умм Хани сказала: «А это было поздним утром» [Малик].
Ат-Тирмизи сказал: «Учёные поступают согласно этому хадису, считая, что женщине разрешается брать кого-то под свою защиту. Это мнение Ахмада и Исхака. Он считал, что и женщине, и рабу разрешается брать людей под свою защиту.
Это передаётся несколькими путями. Его передавал Абу Мурра, вольноотпущенник ‘Акыля ибн Абу Талиба. Его также называли вольноотпущенником Умм Хани. От ‘Умара ибн аль-Хаттаба также передаётся, что он считал разрешённым для невольника брать кого-то под свою защиту.
От ‘Али ибн Абу Талиба и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра передаётся, что Пророк r сказал: “Защита, предоставляемая мусульманами, одинаково обязательна, даже если предоставляется нижайшим из них”.
Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Учёные считают, что любой мусульманин может взять кого-то под свою защиту, и предоставляемая им защита действительна”».
Ибн ‘Абду-ль-Барр сказал: «Этот хадис является доказательством того, что защита, предоставляемая женщиной, действительна, и если она взяла кого-то под свою защиту, его запрещается убивать. Ему сохраняют жизнь. И нет разницы между защитой, предоставляемой женщиной, и защитой, предоставляемой мужчиной, хотя женщина и не принимает участия в сражениях. Таково мнение большинства факыхов и Хиджаза, и Ирака: Малика, аш-Шафи‘и, Абу Ханифы и его товарищей, ас-Саури аль-Авза‘и, Абу Саура, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака, Дауда и других».
Шариат объявил действительной защиту, предоставляемую женщиной, точно так же, как узаконил он защиту, предоставляемую мужчиной, уравняв в этом мужчин и женщин. Так Шариат возвысил женщину, окружив её почётом, однако он не приравнял её к мужчине абсолютно во всём, учитывая её физическую слабость и повышенную эмоциональность, а также превосходство мужчины над ней в знании и способности к здравым рассуждениям — хотя, конечно, невозможно отрицать, что некоторые женщины превосходят в этом некоторых мужчин. Как говорится, из каждого правила есть исключения.
Подразумевается уравнивание мужчин и женщин в том, что под силу женщинам, и в том, что соответствует женской природе. При этом Шариат проводит различия между мужчинами и женщинами в остальном, то есть в том, в чём их невозможно приравнять друг другу из-за различия особенностей, присущих каждому из них.
Отсюда можно понять то, как сильно уклонились от правильного пути современные призывы к уравниванию мужчин и женщин во всех областях, которые ведутся закоренелыми преступниками против человечества, а также некоторыми наивными и глупыми людьми, ставшими орудием в их руках. Они игнорируют предопределённые Всевышним кардинальные различия физического и психического устройства мужчин и женщин, существование которых невозможно отрицать.
Эти люди зашли очень далеко в своей несправедливости и своём заблуждении, требуя уравнять то, что не приемлет уравнивания. Столь же несправедливо и их отношение к Шариату, о котором они утверждают, что он якобы не допускает равенства между полами ни в чём. При этом они игнорируют многочисленные свидетельства обратного, подтверждающие, что ислам уравнял мужчин и женщин во многих областях.
Многие государства в мире, далёкие от веры, взялись уравнивать мужчин и женщин. И что же из этого вышло? Большое зло… Эти государства совершили поистине непростительное деяние, вытащив женщину из её настоящей кожи и облачив её в то, что ей совершенно не подходит и никак не соответствует её женской природе и особенностям её устройства. И неважно, под каким именем, под каким предлогом проводится эта «операция». Это может называться уравниванием полов, дружественным жестом по отношению к женщине, восстановлением справедливости в отношении к ней и так далее. Можно привести десятки лозунгов, под которыми проводятся эти пагубные для женщины и всего общества изменения, и которые до сих пор не принесли самой женщине никакой пользы.
Сейчас, когда многие поняли всю опасность ситуации, даже в немусульманских государствах начали раздаваться протесты со стороны влиятельных и высокопоставленных людей, имеющих вес в обществе. Они осуждают сложившееся положение вещей и даже указывают на то, сколько блага и пользы приносит мусульманским странам учение ислама и его нормы, касающиеся мужчин и женщин.
Никто не отрицает ценность женщины, и мы ни в коем случае не желаем ущемить её права. Но, в то же время, мы не можем отрицать существование некоторых различий между ней и мужчиной. И самой женщине следует усвоить эту истину. Это залог её собственного благополучия, безопасности и счастья.
Аиша
Когда земная жизнь Пророка r подошла к концу и пришло время ему покинуть этот мир ради Рая Всевышнего Творца, он предпочёл провести свои последние часы в обществе ‘Аиши. Он попросил у остальных своих жён разрешения оставаться в доме ‘Аиши на весь период болезни. Это ещё одно достоинство, которое мы смело можем прибавить к и без того многочисленным достоинствам ‘Аиши.
Аль-Байхакы считал, что таким образом Посланник Аллаха r сообщил ‘Аише о своей близкой кончине. Он сказал: «Глава о том, что было передано относительно его r указания ‘Аише в начале болезни, подобного извещению о (близкой) смерти».
Усиление болезни застало Посланника Аллаха r в доме Маймуны g. После этого он попросил у своих жён разрешения оставаться в доме ‘Аиши, чтобы за ним ухаживали там. И он перешёл в дом ‘Аиши, поддерживаемый с двух сторон аль-‘Аббасом и ‘Али.
‘Аиша g сказала: «Когда Посланнику Аллаха r стало совсем тяжко и его страдания усилились, он попросил своих жён, чтобы за ним ухаживали в моём доме, и они дали на это своё согласие. И Посланник Аллаха r, который едва отрывал ноги от земли, вышел из того дома, где он находился, поддерживаемый с двух сторон ‘Аббасом и ещё одним человеком».
‘Убайдуллах[95] сказал: «Я сообщил ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу об этих словах ‘Аиши, и он спросил: “Знаешь ли ты, кто был этим другим человеком?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Им был ‘Али”».
И ‘Аиша g рассказывала, что, когда Посланник Аллаха r вошёл в свой дом и его страдания усилились ещё больше, он сказал: «Вылейте на меня воду из семи бурдюков, ремни которых ещё не развязывались, и, может быть, я смогу дать наставление людям».
‘Аиша сказала: «И его усадили в медный таз, принадлежавший жене Посланника Аллаха r Xафсе, а потом мы начали лить на него воду из этих бурдюков и делали это до тех пор, пока он не стал подавать нам знаки, желая сказать, что пора остановиться, после чего вышел к людям, совершил с ними молитву и обратился к ним с проповедью».
Аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) сказал: «Вероятно, именно благодаря этому случаю число семь приобрело свою важность и упоминается в связи с благодатными действиями. Оно упоминается во многих нормах Шариата, а также в описании (этапов) творения».
Учёные разошлись во мнениях относительно даты начала предсмертной болезни Посланника Аллаха r. Одни утверждают, что это было в субботу, другие называют понедельник. Высказывались и другие версии. Кроме того, учёные высказывали разные мнения и о продолжительности болезни Посланника Аллаха r. Некоторые говорили, что она продолжалась тринадцать дней, но высказывались и другие версии.
Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Болезнь его началась в конце месяца сафар и, согласно наиболее известной версии, продолжалась тринадцать дней».
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Большинство учёных считают, что его болезнь продолжалась тринадцать дней».
Большую часть этого периода за Пророком r ухаживала ‘Аиша g. Заботясь о нём, она старалась сделать всё для облегчения его болезни, хотя когда она обсуждала это с Посланником Аллаха r, он не во всём соглашался с ней.
‘Аиша g передаёт: «Когда Пророк r болел, он читал на себя защитные суры, слегка дуя, а когда его болезнь усилилась, я читала их на него, проводя по его телу его же рукой, надеясь на её благодать» [Аль-Бухари; Муслим].
‘Аиша также рассказывала: «Мы влили лекарство в рот Посланнику Аллаха r, когда он болел, и он стал делать нам знак: мол, не вливайте мне лекарство. Мы же решили: “Это просто отвращение больного к лекарству”. Придя в себя, он спросил: “Разве я не запретил вам вливать мне лекарство?” Мы сказали: “Но ведь это было всего лишь отвращение больного к лекарству”. Он сказал: “Пусть каждому, кто был в доме, вольют лекарство на моих глазах, кроме аль-‘Аббаса, поскольку его с вами не было”» [Аль-Бухари; Муслим].
‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах как-то зашёл к ‘Аише и спросил её: «Не расскажешь ли ты мне о болезни Посланника Аллаха r?» ‘Аиша g ответила: «Конечно… Когда во время болезни Посланника Аллаха r его состояние ухудшилось, он спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя”. Он велел: “Налейте для меня воды в корыто”».
‘Аиша сказала: «Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, Посланник Аллаха r снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о Посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”».
‘Аиша сказала: «И он сел в это корыто, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о Посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”. И он сел в него, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о Посланник Аллаха”. Между тем люди оставались в мечети, ожидая Посланника Аллаха r, для совершения вечерней молитвы, и тогда Посланник Аллаха r велел передать Абу Бакру, чтобы молитву с людьми провёл он. Посланный им человек сказал Абу Бакру: “Посланник Аллаха r велит тебе провести молитву с людьми”. Тогда Абу Бакр, который был мягкосердечным человеком, сказал: “О ‘Умар, помолись с людьми ты”, но ‘Умар ответил ему: “Ты имеешь больше прав на это!” — и в эти дни общие молитвы проводил Абу Бакр. А через некоторое время Посланнику Аллаха r немного полегчало, и он вышел из дома на полуденную молитву, где имамом был Абу Бакр, передвигаясь с помощью двух человек, одним из которых был аль-‘Аббас. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, однако Посланник Аллаха r знаком показал ему, чтобы он не делал этого, и сказал: “Посадите меня рядом с ним”. И они усадили его рядом с Абу Бакром. После этого Абу Бакр стал молиться, повторяя все необходимые действия за сидевшим Посланником Аллаха r, а люди повторяли их за Абу Бакром».
Абу ‘Убайд сказал: «Я зашёл к ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу и сказал ему: “Хочешь, я расскажу тебе то, что рассказала мне ‘Аиша о болезни Посланника Аллаха r?” Он ответил: “Давай”. Я передал ему сказанное ею, и он ничего не отрицал, только в конце сказал: “Она назвала тебе имя человека, который был с аль-‘Аббасом?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Это был ‘Али”» [Аль-Бухари; Муслим].
Между ‘Аишей и Пророком r также возникла дискуссия относительно руководства Абу Бакра молитвой людей.
Абу Муса аль-Аш‘ари d передаёт: «Когда Пророк r заболел и его болезнь усилилась, он сказал: “Велите Абу Бакру руководить молитвой людей”. ‘Аиша сказала: “Поистине, он очень мягкий человек, и если он встанет на твоё место, то не сможет руководить молитвой людей”. Он снова сказал: “Велите Абу Бакру руководить молитвой людей”. ‘Аиша повторила свои слова. Тогда он сказал: “Вели Абу Бакру руководить молитвой людей… Поистине, вы — как женщины, увидевшие Юсуфа!”[96] И посланец пришёл к Абу Бакру, и он руководил молитвой людей при жизни Пророка r» [Аль-Бухари; Муслим].
В хадисе ‘Аиши g говорится, что она сказала: «Посланник Аллаха r сказал во время своей болезни: “Велите Абу Бакру руководить молитвой людей”. ‘Аиша сказала: “Поистине, если Абу Бакр встанет на твоё место, люди ничего не услышат из-за его плача… Вели же ‘Умару руководить молитвой людей”».
Сама ‘Аиша рассказывала: «Я сказала Хафсе: “Скажи ему: ‹Поистине, если Абу Бакр встанет на твоё место, люди ничего не услышат из-за его плача… Вели же ‘Умару руководить молитвой людей›”. Хафса так и сделала, и Посланник Аллаха r сказал: “Тише! Поистине, вы как женщины, увидевшие Юсуфа! Велите Абу Бакру руководить молитвой людей”». После этого Хафса сказала ‘Аише: «Не благо досталось мне от тебя!» [Аль-Бухари].
Сама ‘Аиша рассказывала о причине своих попыток переубедить Посланника Аллаха r: «Я пыталась переубедить Посланника Аллаха r и не один раз, лишь потому, что мне казалось, что люди не смогут полюбить человека, который занял место Посланника Аллаха r. Мне подумалось, что для них это будет, словно дурная примета, и они будут всегда связывать эти события[97] с именем этого человека. Вот почему мне хотелось, чтобы Посланник Аллаха r избавил Абу Бакра от этого» [Аль-Бухари; Муслим].
А в другой версии говорится: «Я разговаривала об этом с Посланником Аллаха r лишь потому, что боялась, что люди начнут связывать эти горестные события с именем Абу Бакра, поскольку понимала, что люди непременно будут связывать эти события с именем того, кто займёт его место. Вот почему мне хотелось, чтобы Посланник Аллаха r избавил Абу Бакра от этого» [Ибн Хиббан].
Время шло, события разворачивались и, наконец, настал час разлуки с этим миром. Дух отправлялся в своё путешествие, отделяясь от тела. Пророк r прислонился спиной к ‘Аише, положив голову к ней на грудь. Это было в её доме, в её день, и ‘Аиша g гордилась этим и упоминала это обстоятельство среди милостей, которыми одарил её Всевышний Аллах.
Она рассказывала: «К числу благодеяний, оказанных мне Аллахом, относится и то, что Посланник Аллаха r скончался в моём доме и в мой день, причём голова его покоилась у меня на груди, и то, что по воле Аллаха моя слюна смешалась с его слюной, когда он умирал. Когда ко мне зашёл ‘Абду-р-Рахман[98], державший в руке зубочистку (сивак), я поддерживала Посланника Аллаха r. Увидев, что Пророк r смотрит на эту зубочистку, я поняла, что он хочет воспользоваться ею, и спросила: “Взять её для тебя?” — и он кивнул головой в знак согласия. И я разжевала её, и Пророк r стал водить ею по зубам. Перед ним находился сосуд с водой, куда он опускал руки, после чего проводил ими по своему лицу и говорил: “Нет божества, кроме Аллаха, поистине, смерть сопровождают мучения!” — а потом он поднял свою руку и продолжал произносить слова: “О Аллах, в высшее [небесное] общество!” — пока не умер и рука его не упала» [Аль-Бухари].
Несмотря на то, что, когда скончался Посланник Аллаха r, ‘Аише было всего восемнадцать лет, она проявила удивительное терпение и стойкость и сумела сохранить хладнокровие. Кончина Пророка r не привела её в ужас, не заставила растеряться и впасть в оцепенение. Она не отчаялась и не дошла в своей скорби по нему до запретных причитаний и громкого оплакивания. Она не била себя по щекам, не рвала на себе одежду… Разумеется, ничего такого не было и быть не могло! Ведь она — мать верующих, жена последнего из пророков и посланников (мир и благословение Аллаха им всем). Конечно же, она не могла опуститься до подобных действий. Ведь она — наставница для многих поколений и обладательница сердца, в котором утвердилась непоколебимая вера и убеждённость в истинности исповедуемой религии — религии Всевышнего.
‘Аиша g знала заранее, что Пророк r выбрал высшее — небесное — общество, и потому его кончина не была полной неожиданностью для неё и не подтолкнула её к неподобающим и недостойным её положения действиям... Да, ей было только восемнадцать. Однако она была супругой последнего из пророков (мир и благословение им всем), носительницей и хранительницей его знания и наследницей его воспитания. Поэтому она не могла совершить ничего подобного, несмотря на юный возраст.
‘Аиша g передаёт: «Когда Пророк r был здоров, он говорил, что ни один пророк не умирал, не увидев своё место в Раю, после чего ему предлагалось сделать выбор между миром этим и миром вечным. И когда он находился уже при смерти, и голова его покоилась на моём бедре, он потерял сознание. А потом пришёл в себя и стал смотреть в потолок и говорить: “О Аллах, высшее [небесное] общество…” Тогда я сказала: “Значит, он не выбрал нас!” — и я поняла, что эти его слова подтверждают то, что он говорил нам, когда был здоров. И последними его словами были слова: “О Аллах, высшее [небесное] общество…”» [Аль-Бухари; Муслим].
Несмотря ни на что, ‘Аиша проявила терпение и стойкость, и её поведение — урок для каждого верующего.
‘Аиша мужественно переносила боль разлуки, когда умер Пророк r. И не менее терпеливо переносила она свою бедность. Её супруг отправился в путешествие, отправляясь в которое, люди уже не возвращаются в этот мир, и при этом не оставил ей ничего, кроме половины меры ячменя.
Сама ‘Аиша g рассказывала: «Когда Посланник Аллаха r умер, в моём доме не было ничего съедобного, кроме половины меры ячменя, которая лежала на моей полке, и я долго питалась им, а потом я смерила его, после чего он быстро закончился» [Аль-Бухари, Муслим].
Перед смертью Пророка r в её доме было несколько динаров, однако он велел ей отдать их в качестве милостыни.
‘Аиша g рассказывала: «Пророк Аллаха r велел мне раздать в качестве милостыни золото, которое было у нас во время его болезни». Придя в себя, он спросил: «Ну, что ты сделала?» Она ответила: «Меня отвлекло то, что происходило с тобой на моих глазах». Он сказал: «Давай их сюда». Она принесла их ему — шесть или семь[99] динаров. И когда она принесла их, он сказал: «Что бы ожидало Мухаммада, если бы он встретил Всевышнего Аллаха, оставив это у себя? И что бы осталось от Мухаммада, если бы он встретил Всевышнего Аллаха, оставив это у себя?» [Ахмад].
Несмотря ни на что, ‘Аиша не впала в отчаяние после кончины Посланника Аллаха r. И когда другие жёны Посланника Аллаха r решили потребовать свою долю наследства, она, несмотря на скорбь и бедность, напомнила им о словах Посланника Аллаха r: «Мы не оставляем наследства. Всё, что мы оставляем, является милостыней». И жёны Посланника Аллаха r прислушались к её словам и отказались от своего намерения.
Хадис, подтверждающий это, уже приводился выше, и нет необходимости приводить его снова. Здесь мы упоминаем об этой истории лишь для того, чтобы показать, как стойко ‘Аиша g переносила все испытания, которые выпадали на её долю, в том числе и разлуку с Пророком r и собственную бедность.
Вот оно — истинное величие! Дом ‘Аиши — дом, озарённый светом истинной веры и даривший этот свет другим. Чтобы до конца представить себе положение, которое занимала ‘Аиша, и её достоинства, достаточно обратить внимание на то, сколько книг написано об ‘Аише и о разных аспектах её жизни и её личности. Об ‘Аише сказано и написано очень много, и вместе с тем, учёные и исследователи по-прежнему признают, что ещё не всё собрано, не всё описано, не всё раскрыто до конца.
Да будет доволен Аллах этой благодатной, благочестивой и благоразумной матерью верующих, а также всеми остальными матерями верующих и другими сподвижниками Своего Пророка и пречистыми членами его семьи! И да соберёт Он нас вместе с ними, вместе с теми, кого Аллах одарил благодатью из числа пророков, правдивейших и мучеников, — прекрасные они спутники!