И как она порывает с частями тела, которые являются колодками для лап сокола духа
4435Говорит [душа]: «О мои части низменные, земные,
разлука моя еще горше, я [ведь] — принадлежащая Небесному престолу!»
Склонность тела — к зелени и проточной воде,
оттого что происходит оно оттуда.
Склонность души — к жизни и Живому,
поскольку Душа Беспространства — ее происхождение.
Склонность души — к мудрости и знаниям,
склонность тела — к саду, лугам и виноградным лозам.
Склонность души — к развитию и превосходству,
склонность тела — к ремеслу и средствам [добычи] фуража.
4440Склонность и любовь также и того Превосходства по отношению к душе узнай из [слов] «[Он] любит» и «любят [Его]» 93.
Вывод таков: кто бы ни стремился [к чему-либо],
душа того, к чему он стремится, испытывает [в ответ] страсть к нему.
Если буду я рассказывать истолкование этого, то оно станет беспредельным,
«Маснави» станет [величиной] в восемьдесят листов бумаги.
Человек, животное, растение, минерал —
[среди всех них] каждый предмет желания влюблен в каждого, кто желаемого лишен.
Лишенные желаемого вьются вокруг [своего] желания,
а те желания притягивают их.
4445Однако склонность влюбленных делает [их] тощими,
а склонность возлюбленных делает [их] приятными и красивыми.
Любовь возлюбленных щеки [их] зажгла [румянцем],
любовь влюбленного душу его сожгла.
Янтарь влюблен, [однако] внешне не испытывает нужду [в соломинке],
соломинка же старается на том долгом пути.
Оставь это. Любовь к тому жаждущему засияла в груди Садр-и джахана.
Дым той любви и печаль храма огня 94
вошли в господина, и он стал сострадательным.
93 Отсылка к айату: «...Если кто из вас отпадает от своей религии, то... Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных пред верующими, великих над неверными, которые борются на пути Аллаха и не боятся порицающих...» [Коран, 5: 59 (54)].
94 Т. е. сердца, в котором горит огонь любви.
4450Однако ему из-за [своего] доброго имени, величия и чести стыдно было его (влюбленного) искать.
Милосердие его стало жаждущим того несчастного,
[но] положение султана воспрепятствовало [проявлению] этой милости.
Разум в изумлении: удивительно, этот ли [влюбленный] его
(Садр-и джахана) привлек,
или же притяжение пришло сюда с той стороны?
Оставь спешку, ведь ты об этом не осведомлен,
сомкни уста, Аллах лучше знает тайное.
Эти речи отныне я похороню;
тот Притягивающий притягивает, что же мне делать?
4455Кто Тот, который тебя притягивает, о заботливый?
Тот, кто не позволяет тебе эти слова произнести.
Сто раз ты отправляешься в путешествие,
а Он тянет тебя в другое место.
Для того Он поворачивает в разные стороны те поводья,
чтобы узнала о [своем] наезднике лошадь незрелая.
Лошадь сметливая из-за того идет ровно,
что знает: на ней наездник.
Он сердце твое к двумстам печалям привязал,
сделав тебя разочарованным, затем сердце твое разбил.
4460Когда сломал Он крылья тому первому намерению,
как же не стало [для тебя] существование того Ломающего крылья очевидным?
Непреложный приговор Его веревку твоих мер разорвал,
как же не стал для тебя Непреложный приговор очевидным?
Расторжение намерений и нарушение [клятв человека Богом нужны]
для того, чтобы известить человека о том, что владыка и победитель — Он;
а иногда — нерасторжение [Им] намерения его и сохранение [намерения]
в силе, дабы алчность его (человека) к намерениям поддержать, дабы [затем]