Принятие решений, так же, как и коммуникации, являются составными частями любой функции менеджмента

Каждый руководитель в своей деятельности постоянно сталкивается с необходимостью принятия решений по самым различным вопросам. Решения, принимаемые руководителями различных уровней в соответствии с их функциями, обязанностями и правами, называются управленческими. Характерной чертой любой ситуации, связанной с принятием управленческих решений, является наличие большого числа возможных вариантов действий, из которых нужно выбрать наилучший.

Управленческое решение – это выбор способа действий в данных конкретных условиях из возможных вариантов, или более кратко: решение – это выбор альтернативы, имея в виду, что слово «альтернатива» означает взаимоисключающие возможности, т.е. решение – это выбор как минимум из двух вариантов действий.

Управленческие решения имеют следующие особенности:

1. Наличие альтернатив (без вариантов нет необходимости в выборе решения)

2. Целевой характер (выбор решения зависит от поставленной цели, бесцелевые не рассматриваются как решения)

3. Необходимость волевого акта лица, принимающего решение.

Принятие решения – это всегда проявление воли руководителя.

Выбор наилучшего по определенным параметрам варианта называется принятием решения, а процесс, включающий разработку альтернатив, носит название процесса принятия решения.

Основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема.

Проблема – это несоответствие фактического состояния объекта управления (например, подразделения) желаемому или заданному.

Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность процесса принятия решения.

Проблема может возникать в трех случаях:

Если функционирование организации или ее подразделений в данный момент не обеспечивает достижения поставленных целей;

Если функционирование организации или ее подразделений в будущем не обеспечит достижения поставленных целей;

Когда требуется изменение целей организации.

Таким образом, проблема всегда связана с определенными условиями, которые называют ситуацией. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию. Выявление проблемной ситуации служит началом постановки задачи принятия решений.

Управленческие решения делятся на запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные – это типичные, повторяющиеся решения, которые принимаются в заранее определенной последовательности действий.

Например, этим видом решения является решение финансового менеджера об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности.

Незапрограммированные решения – это решения в новых ситуациях и связанные с неизвестными факторами.Они требуют разработки процедуры принятия решений.

Примером таких решений являются решения по улучшению качества продукции, по улучшению структуры организации.

Между двумя этими видами решений находится множество их комбинаций, среди которых и происходит в реальности выбор решения.

Высшему звену управления приходится чаще всего иметь дело с незапрограммированными решениями, на среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как запрограммированных, так и незапрограммированных решений, а в низовом звене преобладают решения, которые принимаются по заранее разработанным правилам и процедурам, т.е. это запрограммированные решения.

Менеджеры принимают самые разные по своему содержанию и значению решения. (рис. 1)

Принятие решений, так же, как и коммуникации, являются составными частями любой функции менеджмента - student2.ru УРОВЕНЬ

ДИРЕКЦИИ

УРОВЕНЬ

МЕНЕДЖЕРОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ

УРОВЕНЬ 100%.

ЧИСЛО РЕШЕНИЙ

КАЖДОГО УРОВНЯ

УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 1 Уровни принятия решений

Высшее руководство организации принимает основополагающие решения, т.е. решения, оказывающие воздействие на всю организацию или изменяющие деятельность отдельных подразделений.

Наши рекомендации