Диалог между двумя частями тела»

Работа в парах. Выберете две части своего тела – любимую и нелюбимую, организуйте диалог между этими частями.

Боюсь-хочу»

В паре с партнером. 10 мин говорить фразы, каждая из которых начинаются со слов « Я боюсь…» Не стоит развивать тему. Партнер поддерживает темп выполнения и не позволяет говорить более одной фразы на каждую тему. После этого продолжить в течение 10 минут монолог, каждая фраза начинается с «Я хочу...». После завершения поменяться ролями.

Психологический магазин»

Представьте себе, что Вы прогуливаетесь в незнакомом городе, и попали в волшебный магазин. Это Психолавка. Здесь продают личные качества и способности людей. И валюта здесь тоже особая. Хозяин лавки принимает в качестве платы те человеческие качества и способности, которые ему кажутся ценными. Вы можете попытаться выменять себе что-нибудь ценное в обмен на то, что у Вас имеется в избытке, или то, что осталось в прошлом, или то, с чем не жаль расстаться. Продавец в этом магазине предлагает Вам то, что может Вам пригодиться в дальнейшей жизни смелость, чувствительность, силу, здоровье, карьера, дружба, успех. Он попросит что-то в обмен. Вы можете торговаться.

При выполнении этого задания может быть построен эксперимент в реальном пространстве группы, в этом случае добровольцы могут стать продавцами.

Похвала»

Работа в тройках. Один человек хвалит себя за что-то в течение 3 минут, второй записывает все слова. Третий наблюдает. Наблюдатель отмечает и сообщает после завершения 3 минут – чем было хвалиться легко, чем затруднительно. Как распределялась энергия. Потом второй, который выслушивал, буквально по тексту зачитывает первому эти слова, то есть хвалит этими словами «от себя». «Я тебя хвалю за то-то...» далее по тексту. Тот, кто наблюдал, дает обратную связь – что было труднее воспринимать из уст другого, что легче. Когда я хвалюсь – значит, за что-то хвалюсь. За то, за что меня не похвалили другие. Это вариант исследования ретрофлексии и профлексии. Тема похвалы – это могут быть направления, по которым я не получил достаточного одобрения. И тогда вопрос. Перед кем из реальных людей я хотел бы похвалиться и получить одобрение, но не могу. И почему (Даниил Хломов).

Рыбки-актинии»

Группа делится на две приблизительно равные части. Одна половина из них представляет себя актиниями, другая половинка рыбками. Рыбки могут плавать между актиниями. А могут хватать или не хватать, удерживать или отпустить. Удерживать сколь угодно долго, захватывать еще одну. Рыбка может вырываться или оставаться. Актинии не могут сходить со своего места. Они пятками приращены к полу. Действие выполняется 10 – 15 мин. После чего актинии и рыбки меняются ролями. Обсуждение – кем было легче – рыбкой или актинией, хотелось ли хватать и удерживать, хотелось ли быть схваченным и удерживать, кто остался не захваченным, кто никого не захватил (Даниил Хломов).

Молчание в группе»

Эксперимент для работы с молчанием. Инструкция: возьмите ручку и бумагу, записывайте все о чем молчите, все что придет в голову. В этой записи могут быть повторы, например, одно слово «трудно» или «зачем» Поработать в парах с полученным материалом в парах, отмечая свои чувства по поводу прочитанных слов, фрагментов текста. Это могут быть стыд, страх, радость удовольствие презрение, отметить для себя, если эти чувства являются токсическими. Чувство – это признак формирующейся фигуры, «гештальта», а токсическое чувство – признак фрустрации,что означает нарушенную потребность или голодную потребность. (Даниил Хломов).

Зоны осознавания»

Мир опыта может быть разделен на три зоны. Мир внешний (материальных объектов), мир внутренний ( тело, его ощущения) и мир «средний» (фантазии, мысли). В паре в течение 10 минут говорить партнеру об осознавании по трем зонам. «Сейчас я осознаю» осознавание внешнего мира – начинать предложение словами «сейчас я осознаю и заканчивайте его сообщением о непосредственном осознании ощущений, которые возникают в результате воздействия предметов внешнего мира, например, косметика, пахнет, звук вентилятора избегать интерпретации или оценки, затем переключитесь на партнера, слушайте его. Затем то же проделать с ощущениями своего тела, осознайте свою позу, боль. Затем – средняя зона, сообщение о переживании тревоги о событии, мыслей о доме и так далее.

После идентификации трех зон – наблюдайте, куда, ведет вас внимание, не связанное заданием сконцентрироваться на конкретной зоне. Начинайте «Сейчас я осознаю» и заканчивайте любым сообщением к какой бы зоне – внешней, внутренней или вредней – это ни относилось. Можно обнаружить связи между зонами. Например, осознать, что есть шум, вспомнить о том, как шумит холодильник, почувствовать во рту вкус пиши и голод в теле (внутренняя зона).

Воспитатель»

В парах один клиент, второй играет роль родителя (учителя, воспитателя). Задача первого этапа: Лаской, уговорами, поглаживаниями заставить другого человека принять максимально компактную позу, все спрятать, принять более зажатую позу.

После чего воспитатели меняются клиентами. Задача следующего «воспитателя» – как можно больше раскрыть, растопырить, клиента, чтобы он раскрыл ноги, руки, даже открыл рот, глаза, растопырил руки и вообще занял как можно больше места в пространстве. Обсудить переживания «воспитателей» и «клиентов» (Даниил Хломов).

Я должен»

Напишите 3 фразы, которые начинаются со слов «Я должен...» Попробуйте заменить их на фразы, которые начинаются со слов «Я могу...», с тем же продолжением. В паре произнесите «с чувством» эти новые фразы. Осознайте, какие действительные чувства и потребности стоят за этими словами. Напишите 7 – 10 фраз, в которых отражено то, что вы никогда не сможете. После этого работа в парах. После этого замените « я никогда не смогу» словами» Я очень хочу». Обсудите и подумайте, какое желание за этим стоит на самом деле. Например: «Я никогда не буду воровать» это значит, что я задавливаю свою зависть к людям, не позволяю себе завидовать тем, кто, что-то имеет. «Я никогда не смогу убить – я никогда не позволю себе злиться» (Даниил Хломов).

Я не должен»

Напишите 3 раза фразы, которые начинаются со слов: «Я не должен». Замените в этих фразах начало на «Я могу...». Подумайте, какую награду, психологическую или материальную, вы получали в детстве и получаете сейчас благодаря соблюдению этих долженствовании. Осознайте, какое «наказание» вы понесете за нарушение, или какую плату придется платить, чем вы рискуете, если нарушите запрет. Этот эксперимент нацелен на исследование интроектов (Елена Петрова).

Кукла»

Один человек – кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать «стоп». Задача – добиться от куклы «стоп», определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна «кукла», говоря «стоп» раньше времени.

Один человек – экспериментатор, второй – говорящая кукла. «Кукла» знает одну-единственную сказку (историю – готовую, которую хорошо знает, и задумывает заранее). «Кукла» придумывает на своем теле «кнопку» – одну единственную. Терапевт должен где-то на теле, пробуя прикосновения, пробуя прикосновения, найти эту кнопку, «нажать» ее и услышать историю (Даниил Хломов).

Благодарность»

Выберите человека, которого точно уважаете, который для вас важен. Напишите его наиболее важные характеристики. Зачеркните его имя, Напишите свое. Осознайте, которые из этих характеристик действительно относятся к вам (Даниил Хломов).

Работа с именем»

Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме «официального» имени» человек несет детские и «особенные» имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.

Для исследования стоит обратить внимание на само имя и его значение, варианты имени (в том числе имя, когда он был ребенком), прозвища. Предлагается несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чувства, связанные с именем и ассоциированных с именем отношений в первоначальной семье.

Разные варианты экспериментов, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, – но стоит выбрать подходящий для данной сессии. «Вспомните имена, которыми Вас называли в детстве. Кто дал Вам эти имена, в каких обстоятельствах Вас называли тем или иным именем. Кто называл. В каких обстоятельствах. Какие чувства Вы испытываете, когда думаете об этих именах. Как чувства есть у Вас к этим людям сейчас.

Вспомните детские имена и прозвища. Какие чувства они вызывали. Выберете наиболее яркие. Вспомните «детские» ощущения и назовите себя сейчас этим прозвищем. Какие чувства и кому выражало это имя. Как к Вам относились те, кто давал это имя или прозвище.

Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена. Как вы их получили. Какие области жизни они затрагивают.

Есть ли разные имена сейчас дома и на работе. Если да, с чем это связано. Какие у вас сейчас варианты имен. В каких ситуациях вас так называют, когда вы так представляетесь, кому, где. Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами. Какие отношения с этими людьми.

Вспомните ваши имена в разные периоды жизни. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось. Гордились ли вы, любили свое имя, или были периоды негативного отношения. Связь изменений в жизни, в том числе кризисов, и отношения (выбора) имени. Какая связь имен и отношения к своему полу. Были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу, или которое вызывало насмешки.

Как выбирали Ваше имя родители. Что вы об этом знаете. Их ожидания. В честь кого. Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для Вас в разные периоды жизни.

Как вы себя чувствуете с вашим именем среди толпы (среди других). Отношение к тем, у кого такие же имена, чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с такими же именами. Если Ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя.

Если бы вы выбирали себе имя заново, – какое бы вы выбрали второе имя и почему, что оно могло бы символизировать. Какие есть доводы для сохранения старого имени. Какие резоны для выбора нового.

Старый заброшенный магазин»

Упражнение с использованием воображения, управляемой фантазии. При его выполнении участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые ранее не осознавались.

«Представьте себе, что вы идете вниз по городской улице поздней ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, запыленные. Но если заглянуть в эти окна, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернетесь в город».

В паре или в малой группе опишите этот предмет, обнаруженный вами за окнами заброшенного магазина. Затем поговорите от имени этого предмета, от первого лица. Как Вы чувствуете себя? Почему Вы оставлены в магазине? Кто Вас оставил? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут «станьте собой» и вернитесь мысленно в тот же город. Подойдите к магазину, и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему? (По Джону Стивенсу).

Вариант 1. «Представьте себе, что Вы прогуливаетесь по большому старому городу. Может быть, это знакомый Вам город, или воображаемый. На улице Вы можете найти предмет, унесите его с собой».

Вариант 2. Вы турист, на экскурсии Вы находите «Волшебный магазин сувениров». Заходите в помещение, оглядываетесь. Первая помещение – старинная мебель, картины, лампы, люстры, зеркала. В другой комнате Вы видите старинную посуду, ковры, утварь. В отдельной витрине – куклы, экзотические раковины, сувениры из экзотических стран. А в глубине небольшая комната, где сокровища букиниста. Какой-то интересный предмет привлечет Ваше внимание. Вы понимаете, что это сувенир, этот предмет – для Вас» (предложено Ф.Перлзом).

Контрольные вопросы

Курс

1. Основные принципы работы группы.

2. Принцип «Здесь и теперь»

3. Искренность и открытость

4. Принцип Я

5. Принцип активности

6. Конфиденциальность

7. Принцип уважения говорящего

8. Принцип недопустимости непосредственных оценок участника.

9. Факторы, влияющие на развитие сплоченности в группе

10. Характеристика качеств личности важных для общения.

Курс

1. Вербальные средства установления контакта.

2. Невербальные средства установления контакта.

3. Приемы слушания собеседника.

4. Эмпатическое понимание собеседника.

5. Установление позитивной обратной связи.

6. Эффективная обратная связь как средство повышения

самооценки.

7. Классификация конфликтов.

8. Формы проявления внутриличностных конфликтов.

9. Способы управления внутриличностными конфликтами.

10. Причины и факторы межличностных конфликтов.

11. Способы управления межличностными конфликтами.

12. Эффективное поведение в конфликтной ситуации.

Курс

1. Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии

2. Пластический тренинг, как разновидность телесно-ориентированных тренингов.

3. Метафоры, как тренинговый прием.

4. Использование метафор в общении.

5. Основные понятия гештальт-терапии

6. Использования методов телесной терапии в социально-психологическом тренинге.

7. Понятие и цели тренинга креативности.

8. Особенности гештальт подхода в тренинге

9. Игровые методы и приемы в тренинге.

10. Медитации-визуализации как метод психологического тренинга.

Литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 1994.

2. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: 1996.

3. Брэтт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: 1996.

4. Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000.

5. Гордон Д. Терапевтическая метафора. – СПб.: 1995

6. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж . – 1993.

7. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 1993.

8. Донской Д. И., Кондратенко В. Г. Общая психотерапия. – Мн.: 1998.

9. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2000.

10. Жизневский Б. П. Приобретение уверенности в себе: программа тренинга общения. – Мн.: 1994.

11. Избранные рабочие материалы для занятий учебных групп по гештальт – терапии / Сост. Е. Петрова. М.: 2000

12. Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. – М.:1994.

13. Казанский О. А. Игры в самих себя. – М.: 1995.

14. Кандыба Д. В., Кандыба В. М. Управляемый медитативный аутотренинг. – М.: 1990.

15. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

16. Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. Под ред. Ясниковой Л.Д. – М., 1990.

17. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1997.

18. Лампен Д. и Дж. Молодые люди управляют конфликтом.– Мн.: 1998

19. Маккей Г. Основы умения совладать с собственным гневом. – М.: 1993.

20. Миллс Д., Кроули Дж. Терапевтические метафоры для детей и «внутрен­него ребенка». – М.: 1996.

21. Наранхо К. Гештальт–терапия. – Воронеж, 1995.

22. Пезешкиан Н. Психотерапия на каждый день. – Архангельск, 1993.

23. Пиз А. Язык телодвижений. Н-Новгород. 1992.

24. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: 1992.

25. Прутченков. Свет мой зеркальце скажи. – М.: 1999.

26. Психогимнастика в тренинге / под ред. Хрящевой. – Спб.: 2001.

27. Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:1999.

28. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: 2000.

29. . С психологией – в 21 век: Сб. ст. / авт. колл.– Гомель, 2000

30. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. – СПб.: 2000.

31. Солдатова Г. У. Шайгерова Л. А. Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

32. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р/на Дону, 1997.

33. Цзен Н. В. Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: 1988.

34. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: 1990.

35. Хрестоматия по психотехнике /сост. В.Ю. Баскаков.– М.:2000.

36. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: 2003.

Содержание

Введение.. 5

Глава 1. Психологические игры и упражнения 1 этап.

1.1. Игры и упражнения на знакомство. 10

1.2. Игры и упражнения на сплочение группы.. 18

1.3. Игры тренинга общения. 25

1.4. Разрешение и профилактика конфликтов. 34

1.5. Работа с собственным эмоциональным состоянием.. 41

Глава 2. Психологические игры и упражнения 2 этап.

2.1. Упражнения на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника. 47

2.2. Упражнения на умение слушать. 56

2.3.Упражнения, формирующие обратную личностную связь 65

2.4. Управление конфликтом.. 74

Глава 3. Психологические игры и упражнения 3 этап

3.1. Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии) 90

3.2. Работа с метафорой. 100

3.3. Тренинг развития креативности. 109

3.4 Игры гештальт-терапии. 118

Контрольные вопросы... 129

Литература.. 130

Приложение 1 133

Приложение 2 134

Приложение 3 136


Приложение 1

«Потерпевшие кораблекрушение»

Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше мес­тонахождение неясно из-за поломки основных навигаци­онных приборов, но примерно вы находитесь на расстоя­нии тысячи километров от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Иму­щество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять одно долларо­вых банкнот.

1. Сектант.

2. Зеркало для бритья.

3. Канистра с 25 литрами воды.

4. Противомоскитная сетка.

5. Одна коробка с армейским рационом.

6. Карты Тихого океана.

7. Надувная плавательная подушка.

8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

9. Маленький транзисторный радиоприемник.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

11. Два квадратных метра непрозрачной пленки.

12. Один литр рома крепостью 80%.

13. 450 метров нейлонового каната.

14. Две коробки шоколада.

15. Рыболовная снасть.

Приложение 2

Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения

« Потерпевшие кораблекрушение»

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая дается ниже, очевидно, не пере­числяет все возможные способы применения данного пред­мета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спаса­телям.

2. Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена бан­кнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая вни­мание.

3. Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, что­бы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использо­вания в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передат­чика.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных при­боров. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15. Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Приложение 3

Тематический план

Название темы часы
д/о з/о
1 курс (1 семестр)
Игры и упражнения на знакомство
Игры и упражнения на сплочение группы
Игры тренинга общения -
  Итого:
1 курс (2 семестр)
Разрешение и профилактика конфликтов
Работа с собственным эмоциональным состоянием
  Итого:
2 курс (3 семестр)
  Коммуникативный тренинг:    
Упражнения на установление контакта
Упражнения на умение слушать
Упражнения на получение обратной связи
  Итого:
2 курс (4 семестр)
Управление внутриличностным конфликтом
Управление межличностным конфликтом
  Итого:
3 курс (5 семестр)
Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной психотерапии)
Работа с метафорой
  Итого:
3 курс (6 семестр)
Тренинг развития креативности
Игры гештальт-терапии
  Итого:

Наши рекомендации