Основные направления в буддизме.
Жизнь и учение Гаутамы Будды.
Формулируя свое учение, Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманистскую традицию. Религиозная доктрина буддизма - дхарма.
Одной из важнейших составляющих буддизма является учение о калачакре (Колесо времени). Жизнь, человек, мир – это хаотическое движение дхарм.
Человек, будучи по своей сути комплексом дхарм, рождается, живет и умирает. Смерть приравнивается к распаду комплекса дхарм, рождение - к его восстановлению в иной форме.
Сансара (поток жизни, колесо жизни) - бесконечный круговорот бытия.
Характер сансары определяется кармой - совокупный результат мыслей, слов и поступков человека. Карма может быть благой и дурной, это определяет участь человека.
Нирвана - освобождение от паутины желаний, состояние абсолютного спокойствия, независимости от внешнего мира.
Прекращение страдания, достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой - такова главная цель человеческих усилий.
Таким образом, главное в буддизме - здесь, при жизни человек может обрести состояние покоя, просветления.
Важной особенностью буддизма является перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь.
Согласно буддизму, человек может вырваться из сансары индивидуальным усилием, определив свой личный «праведный путь», и изменить судьбу.
Таким образом, в основе буддизма лежат такие понятия, как:
• дхарма (первоэлемент, частица бытия),
• сансара (поток бытия),
• нирвана (состояние просветленности, постижения истинной реальности),
• карма (закон воздаяния, обусловленный действиями человека в прошлой жизни).
Религиозные догматы буддизма:
Три признака буддизма.
1. Непостоянство мира (анитья).
2. Несуществование вечной души (анатман).
3. Понимание жизни как страдания (дуккха).
Жизнь Будды - образец для верующего. Будда достиг просветления (нирваны) и поставил своей целью обучить этому же других, потому человек следует по пути Будды.
В основе дхармы - учение о четырех благородных истинах:
1) жизнь есть страдание;
2) причиной страдания является желание;
3) возможно прекращение страдания;
4) есть путь, ведущий к прекращению страдания.
К освобождению страдания ведет восьмеричный путь:
1. Правильное понимание;
2. Правильная стремление;
3. Правильная речь;
4. Правильное поведение;
5. Правильный образ жизни;
6. Правильное усилие;
7. Правильное внимание;
8. Правильное сосредоточие.
Буддийская религиозная литература.
Религиозная литература написана на языках пали и санскрит (III-II вв. до н.э. и I-III вв. н.э.). Это откровения самого Будды, комментарии его учеников. Каноническая литература объединена в Трипитаку «Три корзины учения»). Трипитака включает в себя:
1. Виная-питака - устав монашеской общины, считается самой древней частью канона.
2. Сутра-питака - изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды;
3. Абхидхамма-питака.
В буддизме нет организованной церкви, развитой иерархии духовенства (за исключением ламаизма).
Основные направления в буддизме.
Брахманизм и индуизм оказались сильнее, они вытеснили буддизм за пределы Индии. Но это вытеснение вместе с тем означало начало массового распространения буддизма по всему земному шару.
Единое учение Будды разделилось на 18 школ.
Два основных течения буддизма:
1. Хинаяна (Малая колесница);
2. Махаяна (Большая колесница).
Хинаяна
В основе Хинаяны лежит «путь старейших» - точное изложение изначального учения Будды. Это индивидуальное спасение, которое возможно лишь для тех, кто является членом монашеской общины.
Акцент делается на дисциплину; распространен аскетизм; Система обрядов проста. Распространено в Шри-Ланке, Индокитае (кроме Вьетнама).
Махаяна
Просветления может достичь и мирянин, если он будет действовать под руководством того, чья сущность - просветление. Акцент делается на вере в Будду.
Альтруизм, сострадание, милосердие - вот основные этические ценности Махаяны.
Сам Будда предстает как воплощение абсолютной истины. Иногда он нисходит на землю в облике человека, чтобы дать человечеству путь к спасению.
Махаяна, не ограничиваясь поклонением Будде Гаутаме, разработала многочисленный пантеон, иерархию светлых сил.
Распространено в Тибете Монголии, Бурятии, Калмыкии.
Тантрический буддизм
Тантрический буддизм стремится к синтезу с другими культами. Создаются особые руководства, описывающие заклинания, словесные формулы, ритуалы.
В тантризме используются магические формулы, активизирующие те или иные энергии, наделяющие людей сверхъестественной силой.
Отдельные его формы проникли в Тибет, Непал, Китай, Японию.
Ламаизм
Сформировался ламаизм в VII-VIII вв. Распространен в Тибете, Монголии, частично в Калмыкии, Туве, Бурятии.
В основе доктрины и культа - фигура ламы. После смерти двух высших лам проводятся поиски младенцев мужского пола, которые могут быть признаны в соответствии с определенной процедурой их воплощениями.
Центром религиозной жизни ламаизма являются монастыри, в которых осуществляют культовую, ритуальную, просветительскую и политическую деятельность. В монастырях накапливаются, демонстрируются разнообразные культовые принадлежности:
Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва. Молитва должна произноситься на тибетском языке. Буряты, тувинцы, калмыки, как правило, не знают этого языка. Поэтому они механически заучивают молитвы. Кроме молитв, они используют большое количество заклинаний для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий.
Среди ламаистов широко распространена вера в талисманы - бу. Этот талисман состоит из куска бумаги или ткани, на который нанесены тексты молитв и заклинаний: для долгой жизни, для запрета от болезней или насильственной смерти и т.д.
Дзэн-буддизм
Происхождение школы датируется VI в.; школа основывается на практике медитации. Целью медитации является открытие Будды в себе самом. Бесписьменная традиция дзэн связана с критическим отношением к тексту: всякое Священное Писание влечет за собой новые слова, идеи, книги, но сущность слов остается непостижимой.
Учение дзэн приобрело популярность на Западе, в особенности к кругах интеллигенции.
Секта «Чистой земли»
Секта «Чистой земли» является самой многочисленной в Японии; объект поклонения в ней - будда (япон. Амида). Секта делает особый упор на зависимости человека от помощи высших сил.
Секта«сингон»
Секта сингон («истинное слово») - это эзотерическая секта; вступающие в нее проходят особое посвящение.
Основная идея учения - возможность получения божественной энергии в процессе медитации и обращения к магии, произнесение мантр, использование особых жестов.
В XVIII-XIX вв. происходит упадок некоторых традиционных культов из-за колонизации региона. После Второй мировой войны, в рамках борьбы за обретение национальной независимости рядом государств Центральной и Юго-Восточной Азии. Буддизм выступает как выражение национального духа, ценностей, традиционного образа жизни. Возрастает социальная роль религии, отмечается подъем миссионерства (в особенности школы дзэн). В 1950 г. было создано Всемирное братство буддистов, куда вошли представители 38 стран.
Контрольные вопросы:
1. Буддизм как мировая религия.
2. Культовая практика в буддизме.
4. Основные направления в буддизме.
СРС:
1.Буддизм как мировая религия. Реферат.
2. Основные течения буддизма. Реферат.
СРСП:
Буддизм в современном мире Реферат.
Тестовые задания:
1. Буддизм возник
а) в Индии в 6 в н.э.
б) в Монголии в 5 в до н.э.
в) в Японии в 7 в. н.э.
г) в Индии в 6 в. до н э.
2. Основатель буддизма:
а) Лао-Цзы
б) Сиддхартха Гаутама
в) Махавира Вардхамана
г) Будда Майтрейя
3. Среди «четырех благородных истин буддизма» нет следующей:
а) Сущность жизни – страдание
б) Причина страданий – жажда жизни
в) Страдание можно прекратить, освободившись от жажды жизни
г) Страдание тотально и непреодолимо
4. Буквальное значение названия свода буддийской канонической литературы «Трипитака» (Типитака):
а) три веры
б) три храма
в) три драгоценности
г) три корзины
ГЛОССАРИЙ
На русском языке | На казахском языке | На английском языке |
Дхарма | Дхарма | Dharma |
Индийский философский и религиозный термин, в одном из аспектов — совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. | ||
Сансара | Сансара | Samsara |
Круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». | ||
Нирвана | Нирвана | Nirvana |
Понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. | ||
Карма | Карма | Karma |
Одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. | ||
Восьмеричный путь | Сегіздік жол | Eightfold Path |
Путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары. | ||
Хинаяна | Хинаяна | Hinayana |
Термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый или низший, ущербный путь», «узкий путь». | ||
Махаяна | Махаяна | Mahayana |
Одно из двух основных существующих направлений буддизма, отличающихся по философии и способам практики. Буддизм Махаяны возник в Индии. | ||
Ламаизм | Ламаизм | Lamaism |
Форма позднего буддизма, которая господствует в Тибете, Внутренней Монголии (КНР), в МНР,отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными, верховными). |
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Артемьев А.И. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане (в двух томах). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 2. Артемьева А.И. Хрестоматия по религиеведению. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 3. Тимошинов В.И. Религиоведение (Казахстан, Евразия, Восток, Запад). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 4. Религиоведение: Учебное пособие (под ред. Шахнович М.) – Санкт-Петербург, «Питер-пресс», 2011 г. |
Дополнительная литература
1. Апанасенок А.В. Религии народов мира. Учебное пособие. - М, «Альфа-М»: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
2. Есим Г. Основы религоведения. Учебник. - Алматы, «Білім», 2011 г.
3. Иванов Ю.Н. Религии мира. Православие. - Минск, «Книжный дом», 2009 г.
4. Роковский В., УстменкоД. Религиоведение: хрестоматия. РиД. Феникс 2009. – 320 с.
5. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2009 г.
Интернет ресурсы
1. Атеизм и религии. (http://www.ateism.ru/)
2. Государство и религия.(http://www.state-religion.ru/)
3. Мир религий. (http://www. religio.ru/)
4. Народы и религии мира(http://www.cbook.ru/peoples)
5. Религия в светском обществе. (http://www.religion.sova-center.ru/)