На материале «Слова о законе и благодати» Митрополита Илариона и «Слова о снятии тела Христова с креста» Кирилла Туровского).

От составителя.

Данные Методические указания по курсу Истории русской литературы XI-XVII вв. являются вторым выпуском серии методических разработок, подготовленных нами к публикации*. Они предназначены для студентов-филологов как очного, так и заочного отделений. Данный выпуск методических указаний к практическим занятиям посвящен изучению одного из самых сложных для восприятия студентов специфически-средневековых жанров древнерусской литературы – ораторской прозе, называемой часто красноречием Древней Руси. Жанр этот, как и жанры летописания и агиографии, берет начало в литературе Киевской Руси (XI-XII вв.). Учитывая это, мы разработали целый комплекс заданий и вопросов, которые должны помочь изучающим жанр ораторской прозы разобраться как в научной литературе, раскрывающей специфику этого жанра, так и в особенностях содержания и поэтики наиболее ярких образцов торжественного красноречия Киевской Руси – наиболее сложноорганизованной ветви средневековой ораторской прозы - «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.)и одного из «слов» Кирилла Туровского (XII в.).

Поскольку в ходе проведения практических занятий предполагается обращаться к анализу текста, мы сочли необходимым снабдить наши методические указания приложениями, в которых приводятся наиболее важные для анализа фрагменты литературных памятников. Помогут студентам в освоении материала и выдержки из научных исследований, посвященных анализируемым на занятиях произведениям. Эти работы, как правило, имеются в библиотеках Сыктывкара в одном-двух экземплярах, что затрудняет подготовку студентов к практическим занятиям. Публикация фрагментов из наиболее важных исследований позволит хотя бы отчасти снять эту проблему.

В разделе «Библиография» мы приводим сведения о наиболее подходящих для работы студентов изданиях анализируемых на практическом занятии произведений, учебно-методической литературе и научных исследованиях - основных (на материале которых построены задания и вопросы) и факультативных - для более углубленного изучения данной проблемы наиболее любознательными и усердными студентами.

Подготовка к практическому занятию предполагает письменный ответ студента на поставленные вопросы, который он может найти либо в указанной научной литературе, либо в самих древнерусских текстах. Это позволит студенту не просто переписать в тетрадь в сокращенном виде какую-либо статью, а осмысленно выбрать из нее самое важное для понимания замысла автора и его художественного метода.

Занятие 3.

Тема: Торжественное красноречие Киевской Руси

На материале «Слова о законе и благодати» Митрополита Илариона и «Слова о снятии тела Христова с креста» Кирилла Туровского).

Ч. I.

«Слово о законе и благодати» Митрополита Илариона

Задание:

Прочитать текст «Слова» и научную литературу о нем и ответить на приводимые ниже вопросы

Вопросы:

1. Что нам известно о митрополите Иларионе? На основании чего «Слово о законе и благодати» приписывается ему? Когда оно было написано и где впервые прозвучало?

2. Каковы основные темы «Слова», как они соотносятся с его композицией? Какие понятия стоят за словами «Закон» и «Благодать»?

3. Какой библейский сюжет использует Иларион для художественного раскрытия темы превосходства христианства над Иудаизмом? В чем суть этого сюжета?

4. Выпишите те художественные образы, которые использует Иларион, сравнивая иудаизм и христианство.

5. Какие русские князья, современные Илариону, и жившие ранее упоминаются в «Слове»? Какова функция этих упоминаний?

6.. В каких фрагментах текста «Слова» особенно явственно ощущается его патриотический пафос? Сделайте соответствующие выписки.

4. Какое место в «Слове» занимает тема рода, почему Иларион обратился к этим языческим представлениям?

5.Почему обращение Илариона к князю Владимиру соотносимо с устно-поэтическими причитаниями?

Библиография

Издания текста:

1. Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати / Подгот. текста А.М. Молдавана, перевод диакона Андрея Юрченко // Памятники литературы Древней Руси.. XVII век. М., 1994. Кн. 3. С. 583-616.

2. Слово о законе и благодати Митрополита Киевского Илариона / Подгот. текста А.М. Молдавана, перевод диакона Андрея Юрченко // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1. XI-XII вв. С. 26-61.

3. Молдаван А.Н. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984. С. 77-193.

4. Иларион. Слово о законе и благодати/ Подгот. текста и перевод Т.В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.) М., 1987. (Сокровища древнерусской литературы). С. 42-49; 49-57 (перевод).

Учебно-методическая литература:

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы Изд.2-е. Л., 1987. С. 74-94 (Торжественное красноречие; Слово о законе и благодати)

Научная литература:

Основные исследования:

Лихачев Д.С. «Слово о законе и благодати» Илариона // Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С.33-45; То же: Лихачев Д.С.Избранные работы: В 3 т. Т.2. Великое наследие; Смех в древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л.: Худож. лит., 1987. С. 30-43.

Демкова Н.С. Поэтика повторов в древнеболгарской и древнерусской ораторской прозе X-XIV вв. // Вестник Ленинградского ун-та. Л., 1988. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. С. 25- 34; То же: Демкова Н.С. Средневековая русская литература. Поэтика. Интерпретации. Источники. СПб., 1997. С. 5-18.

Дополнительная литература:

Топоров В.Н.Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 1. Первый век христианства на Руси. (C. 289-340: II. Работники одиннадцатого часа («Слово о законе и благодати» и древнерусские реалии).

Рогачевская Е.Б. Библейские тексты в произведениях русских проповедников (к постановке проблемы) // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1992. Сб. 3. С. 181-199.

Приложения

Иларион

Наши рекомендации