Воскресенье и суббота ветхого завета.

Одной из центральных доктрин АСД, является почитание субботы. Елене Вайт было якобы открыто, что это своеобразная печать, которая отличает "верных" Христу последователей. Диспут на эту тему будет весьма полезным для адвентистов и возможно поможет увидеть всю несостоятельность их аргументов в отрицании празднования воскресного дня. Ранее, в предыдущих лекциях уже было сказано и хотелось бы снова повторить. Диспут, это попытка донести для заблуждающихся неповрежденное Евангельское благовестие. Попытка достучаться до сердец искренне верующих людей, но часто по недоразумению оказавшимся на стране далече.

Как многие протестанты и неопротестанты, в том числе и адвентисты,(об этом уже говорилось в предыдущих лекциях) протестуют против католических догматов, которые автоматически приписывают православию. Что же касается вопроса почитания субботы, то Православная Церковь не переносила ее на воскресный день. Суббота почитается, а воскресенье празднуется. В Православии, суббота почитается, как памятник того, что Бог - Творец этого мира. «Не делай в оный (день), говорит Бог, никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:10, 11). По этой же причине, что Бог Творец мира и была дана заповедь о покое в субботний день. И еще, для израиля Ветхого Завета - сказано: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»« (Втор 5:15). Но тем, которые уверовали во Христа апостол Павел пишет:" кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое"(2Кор.5.17). Итак, еще раз: "Кто во Христе - пишет апостол Павел, иудей из иудеев, отлично знающий традицию иудаизма и почитание субботы - тот новая тварь(творение), прежнее прошло, теперь все новое". "Се, творю все новое" (Откр. 21.5). Вечность с Богом, начинается здесь, в этой жизни те кто во Христе: "новое творение". В отличие от ветхозаветного Израиля, Христос, Свой народ уверовавший в Него - новозаветный Израиль - вывел из дома рабства в день воскресный, Своей смертью и Воскресением после победы рабства греху на Кресте. Христос - Бог Слово θεòς ἠ̃ν ὁ λόγος , не перстом на скрижалях Ветхого Завета, не прописной буквой на бумаге в Евангелии, а Кровью Голгофского Креста в воскресный день, дал новозаветному Израилю день, для празднования и поклонения. Христос устанавливает новый покой в самом себе: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". (Мф.11.28-29). Христос наш покой и наша истинная суббота. Потому апостол и пишет:"Для народа Божия еще остается субботство"(Евр.4.11). Заметим, не говорит суббота, от заката солнца в пятницу и до заката в субботу, но субботство. Таким образом покой, суббота, не отменен, но он теперь во Христе:.."ибо древнее прошло"(2Кор.5.17), "закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя". (Гал.3.24-25). Совершил свое служение детоводитель и ввел в покой Христов.

Проблема адвентистов в том, что они не видят и не различают событий описанных в Библии до воскресения Христа и после. Часто ссылаясь на тексты, что и Господь по заповеди оставался в покое в субботу и ученики. Всё верно. До воскресения Христа в воскресный день, соблюдать воскресный день не было смысла, но после того как Христос воскрес в Деяниях Апостолов, говориться что христиане собирались в первый день, в воскресенье:" В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба".(Деян.20.7).

Так же и в других текстах говориться, как Господь, воскресши, явился в первый день недели женам мироносицам (Мф. 28:1, 9) Марии Магдалине (Мр. 16:9), Ап. Петру (Лк. 24:34), Клеопе и Луке (Лк. 24:13–32), одиннадцати без Фомы (Ин. 20:19) и одиннадцати с Фомой (Ин. 20:26). Псалмопевец Давит будучи под наитием Святого Духа, восклица пророчески о дне воскресном: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же»! (Пс. 117:21–25)

Господь говорит «сынам Израилевым так: "субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13); то есть, Господь заключает завет на те века, пока сохранятся роды Израиля, а сохранялись они 16-ть с лишним веков, пока не пришел Христос и, вместо древнего Израиля, известного по родам, учредил новое общество истинно верующих в Него. Прежде народом Божиим были все родившиеся по плоти от Авраама, а теперь Христос: "тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1:12, 13).
Можно ли было отменять то, что установлено на веки?
   Можно. Так и обрезание было учреждено, как "завет вечный" (Быт. 17:7), но ветхозаветное обрезание в Новом Завете заменено христианским крещением:" В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; (Кол. 2:11), а ветхозаветная суббота стала новозаветным субботством во Христе воскресшим в воскресенье.

Среди христиан в апостольские времена, тоже появлялись такие же иудействующие и тоже хотели сбить их с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева. Когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол Павел пишет по этому поводу следующее : «никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую Лев. 11), или за какой-нибудь праздник (Исх. 23:15; Лев. 23), или новомесячье (Чис. 10:10), или субботу; это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол 2:16, 17). То есть, все это, перечисленное Апостолом, было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

Даже до Светлого Воскресения, Христос неоднократно действием и словом давал понять своим ученикам и окружающим его фарисеям и книжникам, что обрядовое почитание субботы упраздняется и не:"вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое". (Мф.9.17). У Иисуса Христа было собственное понимание субботы, отличное от раввинского, и это не могло не вызывать нападок на Него. Рассмотрим эти события: "В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда". (Мф.12.1-14). Из это текста очевидно: "в субботу можно делать добро, т.е. любое доброе дело на благо ближнему. И еще: " В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его". Христос исцеляет в субботу, фарисеи негодуют, а народ следовавший за Ним - радуется "о всех славных делах его".(Лк 13:10-17). "После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели". (Ин 5:1-18). Из всех этих событий очевидно, снова, как и прежде попрекают, негодуют, осуждают Христа за Его дела в субботу. Адвентисты провозглашением необходимости почитания субботы и запрет в этот день на добрые дела, подражают книжникам и фарисеям в последствии осудившими Христа и предавшими на распятие.

Всеми своими делами в субботний день, Христос говорит не словом , а своими делами, будучи Сам Словом и готовил народ к тому, что "Не человек для субботы, а суббота для человека" и что Он "Господин субботы", а кто в нем тот "новое творение".

Христиане Нового Завета, подобно своему Господу, сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей субботы, поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Итак: "Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. (Евр.4.9-12). Субботство есть покой во Христе, дающего нам Завет, подобный завету о субботе, который Бог заключил выведя народ из рабства египетского. И этот Завет - Новый Завет в Евхаристии. Господь Иисус Христос выводит нас из рабства греху по средствам Тела своего вознесенного на Крест. Победив на Кресте смерть, дает нам Новый Завет в своей Крови.

Суббота в Евхаристии

"И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". (Мф.26.27-28). Новый Завет это не 27 книг входящих в состав Библии. Новый Завет, это Тело и Кровь Христа, доступ и способ соединения с Ним по вере. У адвентистов тоже есть имитация "вечери Господней", но без преемственности апостольской и благодати она твориться лишь в воспоминание и превращается в поминки, вместо радости соединения со Христом. Адвентисты верят, что Кровь очистила их там, две тысячи лет назад на Кресте, а сейчас хлеб и вино, это просто символы. У них, это действительно символы. Таинства без благодати - символы. (В прошлой лекции было сказано о преемственности и отсутствия благодати у отпавших от единства с Церковью). В Церкви - Хлеб и Вино в Евхаристической чаше не символы, а Тело и Кровь Христова. Когда в Евангелии Христос говорил о том, что Хлеб и Вино не символы, а Тело и Кровь Его, не только у фарисеев эти слова вызывало раздражение, но и ученики Христовы, подобно сегодняшним маловерам пришли в смущение, а некоторые отошли от Христа. Рассмотрим это событие записанное у Евангелиста Иоанна: "Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того -то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати". (Ин.6.48-71).

Из этих слов очевидно, что Христос говорит не о символическом хлебе, т.к. противопоставляет ему "манну небесную". Так же видим, что многие из учеников его, подобно нынешним инославным говорят о Святой Евхаристии:"как Он может дать нам есть Плоть свою" и "какие странные слова, кто может это слушать". Не приняв слов Христа о Новом Завете в Теле Его и Крови - "с того времени многие из учеников отошли от Него". У всех не принимающих Новый Завет в Крови Его, Господь спрашивает:"не хотите ли и вы отойти"? А к тем которые отошли от единства со Христом в Церкви Его и остаются в ветхой букве закона, звучит другой вопрос:" где ты? (Быт. 3.9).

Верующий человек и сегодня нуждается в очистительной Крови Христовой и не достаточно только верить, что тогда на Голгофе, Христос очистил нас Соею Кровью. Апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, снова уточняет и призывает всех отступивших от Христа и Его Церквь, воссоединится с ним в покаянии и Евхаристии: "если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха".(1Ин.1.7). Заметим, не очистила, а очищает (καθαρίζει) . Где в настоящее время, очищает нас Кровь Христова и соединяет со Христом вводя в истинную субботу? В Таинстве Евхаристии. В Таинстве Евхаристии, в воссоединении со Христом, мы обретаем истинный покой:"душам нашим"(Мф.11.29). По средствам Таинств у нас есть:" надежный доступ через веру в Него"(Еф.3.12) Евхаристия - истинная суббота и субботство новозаветного Израиля, потому как и Христос:"Господин субботы"(Мф.12.8).

О Таинства , мы будем говорить в следующих беседах-диспутах, а сегодня в завершении снова и снова приведу слова Христа призывающего всех обрести истинный покой в Нем словами:"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". (Мф.11.28-29). И еще:" Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших"...(Евр.3.14-15).

Андрей Иванович Солодков

Источники и литература.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М., 2006

2. Александр (Мелиант), епископ. Ветхий Завет о Миссии. https://azbyka.ru/messianskie-prorochestva

3. Иустин (Попович), прп. Эсхатология. Издательский совет РПЦ. М, 2005.

4. Ефрем Сирин, прп. Полное собрание творений в 4 тт. Сергиев-Посад, 2000

5. Николай Варжанский, муч. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzhanskij/dobroe-ispovedanie

6. Феодорит Кирский, блж. Толкование на видения пророка Даниила. Сергиев-Посад, 2000

7. В начале было Слово… основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

8. История Церкви. Миллер и Миллериты http://a7d.ru/

Наши рекомендации