Quot;Разве я пожелаю судьей кого-либо, кроме Аллаха”.
И об этом же свидетельствуют многие другие аяты.
Итак, под словом "хукм" во всех питированных и многих подобных им аятов подразумевается законотворчество с целью принятия решения как по общим, так и по определенным частным вопросам.
Следовательно, нет ничего удивительного в том, что люди, постигшие суть религии Ислама, знают о том, что решения такого рода имеет право принимать лишь Господь миров Аллах, а никто из сотворенных Им принимать участия в этом не может.
Исходя из всего этого, становится ясно, что под решением на основании того, что ниспослано Аллахом, подразумевается следующее:
1. ВЕРА В ЗАКОН, НИСПОСЛАННИЙ Всеблагами и Всевышним Аллахом, согласие с этим законом, исполнение его, призывание других к пригятию его и отказ от создания того, что ему противоречит.
2. ВЫНЕСЕНИЕ СУЖДЕНИЙ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ВСЕМДЕЛАМ в соответствии с законом Аллаха, изложенным в Коране и Сунне.
Ясным из всего вышеизложенного становится также и то, что понятие решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом, отличается широтой и охватывает собой все то, о чем говорится в имеющих отношение к шариату аятах Корана и хадисах, и все то, на что в этих авторитетных источниках указывается.
Например:
1. БОГАТСТВА ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА: определние их источников и путей их расходования, методов их приобретения в Исламе, а также того, что из этих богатств является дозволенным, а что - запретным! И понятие решения, принимаемого на основе того, что ниспослано Аллахом, включает в себя все это.
2. ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ, ХРАНЯЩЕЕСЯ В НЕДРАХ ЗЕМЛИ ИЛИ НА ЕЕ ПОВЕРХНОСТИ: определение того, что из этого принадлежит государству, а что - отдельным людям, определение способов распределение этих богатсв среди людей по истине и справедливости, чтобы одна группа их не овладевала этими богатствами в ущерб другой. И понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя все это.
3. КАЧЕСТВА ПРАВИТЕЛЯ И ТЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫМ ОН ДОЛЖЕН УДОВЛЕТВОРЯТЬ: его обязанности и права, методы его избрания или отрешения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя также и это.
4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: характер связей, поддерживаемых мусульманским государством со странами неверных: насколько далеко могут заходить эти отношения? Подразумевают ли они военные действия или поддержание мира? А может быть это подразумевает собой временное перемирие или нечто иное? И понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя все это.
5. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ЛЮДЬМИ И ИХ ПРЕГРЕШЕНИЯ: что именно из этого потребует применения определенной статьи мусульманского права, устанавливающей наказание, а что потребует всего лишь осуждения? И понятие решения, принимаемого на основе того, что бвло ниспослано Аллахом, включает в себя также и это.
6. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: браки, разводы, определение периода, в течение которого женщина после смерти мужа не может снова выйти замуж, проблемы раздела имущества при разводе и так далее. И понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя также и это.
Таким образом, понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, имеет куда более широкое значение, чем это представляют себе многие люди, ибо если взять любой аят или хадис, содержащий в себе то или иное из установлений шариата, то эти установления обязательно являются составной частью того решения, которое является предметом нашего разговора.
Возможно, что после всего сказанного станет совершенно ясно, что требования тех, кто требует принимать решения на основании того, что было ниспослано Аллахом, подразумевают не только исполнение тех установлений, которые имеют отношение к семейным делам или применению статей мусульманского права, устанавливающих наказания за преступления. В действительности речь идет о неуклонном соблюдении всех установлений шариата, о которых упоминается в соответствующих авторитетных текстах, принятие решений, исходя из их требований, и создание для людей всех необходимых условий, позволивших бы им строго соблюдать закон Всеблагого и Всевышнего Аллаха. Поэтому нельзя считать тот или иной режим действующим на основании ниспосланного Аллахом в полном смысле этого слова, если такой режим не предоставляет служащим или рабочим, живущим под его властью, возможности совершать молитвы в установленное для них время! Нельзя считать таковым и такой режим, который не дает людям никаких возможностей придерживаться дозволенного в том, что касается еды, питья и женщин, но в то же время предоставляет им возможности для разного рода отклонений и непотребств. Нельзя считать таковым и тот режим, который ожесточенно преследует людей, посвятивших себя делу призыва других к Аллаху, в то же время предоставляя широкие возможности для деятельности тех, кто придерживается неверных убеждений и следует губительным нововведениям. И, наконец, нельзя считать, что тот или иной режим действует на основании ниспосланного Аллахом, даже если в конституции такого режима записано, что принципы исламского фикх представляет собой основной источник для принятия законов в этой стране, в то время как в судах такой страны людей совершенно открыто судят, опираясь на то, что противоречит установлениям Корана и сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
ГЛАВА,