Quot;Раз­ве я по­же­лаю судь­ей ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха”.

И об этом же сви­де­тель­ст­ву­ют мно­гие дру­гие ая­ты.

Итак, под сло­вом "хукм" во всех пи­ти­ро­ван­ных и мно­гих по­доб­ных им ая­тов под­ра­зу­ме­ва­ет­ся за­ко­но­твор­че­ст­во с це­лью при­ня­тия ре­ше­ния как по об­щим, так и по оп­ре­де­лен­ным ча­ст­ным во­про­сам.

Сле­до­ва­тель­но, нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го в том, что лю­ди, по­стиг­шие суть ре­ли­гии Ис­ла­ма, зна­ют о том, что ре­ше­ния та­ко­го ро­да име­ет пра­во при­ни­мать лишь Гос­подь ми­ров Ал­лах, а ни­кто из со­тво­рен­ных Им при­ни­мать уча­стия в этом не мо­жет.

Ис­хо­дя из все­го это­го, ста­но­вит­ся яс­но, что под ре­ше­ни­ем на ос­но­ва­нии то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся сле­дую­щее:

1. ВЕ­РА В ЗА­КОН, НИ­СПОС­ЛАН­НИЙ Все­бла­га­ми и Все­выш­ним Ал­ла­хом, со­гла­сие с этим за­ко­ном, ис­пол­не­ние его, при­зы­ва­ние дру­гих к при­гя­тию его и от­каз от соз­да­ния то­го, что ему про­ти­во­ре­чит.

2. ВЫ­НЕ­СЕ­НИЕ СУ­Ж­ДЕ­НИЙ И ПРИ­НЯ­ТИЕ РЕ­ШЕ­НИЙ ПО ВСЕМДЕ­ЛАМ в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном Ал­ла­ха, из­ло­жен­ным в Ко­ра­не и Сун­не.

Яс­ным из все­го вы­ше­из­ло­жен­но­го ста­но­вит­ся так­же и то, что по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ва­нии то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, от­ли­ча­ет­ся ши­ро­той и ох­ва­ты­ва­ет со­бой все то, о чем го­во­рит­ся в имею­щих от­но­ше­ние к ша­риа­ту ая­тах Ко­ра­на и ха­ди­сах, и все то, на что в этих ав­то­ри­тет­ных ис­точ­ни­ках ука­зы­ва­ет­ся.

На­при­мер:

1. БО­ГАТ­СТ­ВА ИС­ЛАМ­СКО­ГО ГО­СУ­ДАР­СТ­ВА: оп­ре­дел­ние их ис­точ­ни­ков и пу­тей их рас­хо­до­ва­ния, ме­то­дов их при­об­ре­те­ния в Ис­ла­ме, а так­же то­го, что из этих бо­гатств яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ным, а что - за­прет­ным! И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя все это.

2. ДОС­ТОЯ­НИЕ НА­ЦИИ, ХРА­НЯ­ЩЕЕ­СЯ В НЕ­ДРАХ ЗЕМ­ЛИ ИЛИ НА ЕЕ ПО­ВЕРХ­НО­СТИ: оп­ре­де­ле­ние то­го, что из это­го при­над­ле­жит го­су­дар­ст­ву, а что - от­дель­ным лю­дям, оп­ре­де­ле­ние спо­со­бов рас­пре­де­ле­ние этих бо­гатсв сре­ди лю­дей по ис­ти­не и спра­вед­ли­во­сти, что­бы од­на груп­па их не ов­ла­де­ва­ла эти­ми бо­гат­ст­ва­ми в ущерб дру­гой. И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя все это.

3. КА­ЧЕ­СТ­ВА ПРА­ВИ­ТЕ­ЛЯ И ТЕ УС­ЛО­ВИЯ, КО­ТО­РЫМ ОН ДОЛ­ЖЕН УДОВ­ЛЕ­ТВО­РЯТЬ: его обя­зан­но­сти и пра­ва, ме­то­ды его из­бра­ния или от­ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя так­же и это.

4. МЕ­Ж­ДУ­НА­РОД­НЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ: ха­рак­тер свя­зей, под­дер­жи­вае­мых му­суль­ман­ским го­су­дар­ст­вом со стра­на­ми не­вер­ных: на­сколь­ко да­ле­ко мо­гут за­хо­дить эти от­но­ше­ния? Под­ра­зу­ме­ва­ют ли они во­ен­ные дей­ст­вия или под­дер­жа­ние ми­ра? А мо­жет быть это под­ра­зу­ме­ва­ет со­бой вре­мен­ное пе­ре­ми­рие или не­что иное? И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя все это.

5. НА­РУ­ШЕ­НИЯ ЗА­КО­НА ЛЮДЬ­МИ И ИХ ПРЕ­ГРЕ­ШЕ­НИЯ: что имен­но из это­го по­тре­бу­ет при­ме­не­ния оп­ре­де­лен­ной ста­тьи му­суль­ман­ско­го пра­ва, ус­та­нав­ли­ваю­щей на­ка­за­ние, а что по­тре­бу­ет все­го лишь осу­ж­де­ния? И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бвло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя так­же и это.

6. ВНУТ­РИ­СЕ­МЕЙ­НЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ: бра­ки, раз­во­ды, оп­ре­де­ле­ние пе­рио­да, в те­че­ние ко­то­ро­го жен­щи­на по­сле смер­ти му­жа не мо­жет сно­ва вый­ти за­муж, про­бле­мы раз­де­ла иму­ще­ст­ва при раз­во­де и так да­лее. И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя так­же и это.

Та­ким об­ра­зом, по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, име­ет ку­да бо­лее ши­ро­кое зна­че­ние, чем это пред­став­ля­ют се­бе мно­гие лю­ди, ибо ес­ли взять лю­бой аят или ха­дис, со­дер­жа­щий в се­бе то или иное из ус­та­нов­ле­ний ша­риа­та, то эти ус­та­нов­ле­ния обя­за­тель­но яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью то­го ре­ше­ния, ко­то­рое яв­ля­ет­ся пред­ме­том на­ше­го раз­го­во­ра.

Воз­мож­но, что по­сле все­го ска­зан­но­го ста­нет со­вер­шен­но яс­но, что тре­бо­ва­ния тех, кто тре­бу­ет при­ни­мать ре­ше­ния на ос­но­ва­нии то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, под­ра­зу­ме­ва­ют не толь­ко ис­пол­не­ние тех ус­та­нов­ле­ний, ко­то­рые име­ют от­но­ше­ние к се­мей­ным де­лам или при­ме­не­нию ста­тей му­суль­ман­ско­го пра­ва, ус­та­нав­ли­ваю­щих на­ка­за­ния за пре­сту­п­ле­ния. В дей­ст­ви­тель­но­сти речь идет о не­ук­лон­ном со­блю­де­нии всех ус­та­нов­ле­ний ша­риа­та, о ко­то­рых упо­ми­на­ет­ся в со­от­вет­ст­вую­щих ав­то­ри­тет­ных тек­стах, при­ня­тие ре­ше­ний, ис­хо­дя из их тре­бо­ва­ний, и соз­да­ние для лю­дей всех не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий, по­зво­лив­ших бы им стро­го со­блю­дать за­кон Все­бла­го­го и Все­выш­не­го Ал­ла­ха. По­это­му нель­зя счи­тать тот или иной ре­жим дей­ст­вую­щим на ос­но­ва­нии ни­спос­лан­но­го Ал­ла­хом в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва, ес­ли та­кой ре­жим не пре­дос­тав­ля­ет слу­жа­щим или ра­бо­чим, жи­ву­щим под его вла­стью, воз­мож­но­сти со­вер­шать мо­лит­вы в ус­та­нов­лен­ное для них вре­мя! Нель­зя счи­тать та­ко­вым и та­кой ре­жим, ко­то­рый не да­ет лю­дям ни­ка­ких воз­мож­но­стей при­дер­жи­вать­ся доз­во­лен­но­го в том, что ка­са­ет­ся еды, пи­тья и жен­щин, но в то же вре­мя пре­дос­тав­ля­ет им воз­мож­но­сти для раз­но­го ро­да от­кло­не­ний и не­по­требств. Нель­зя счи­тать та­ко­вым и тот ре­жим, ко­то­рый ожес­то­чен­но пре­сле­ду­ет лю­дей, по­свя­тив­ших се­бя де­лу при­зы­ва дру­гих к Ал­ла­ху, в то же вре­мя пре­дос­тав­ляя ши­ро­кие воз­мож­но­сти для дея­тель­но­сти тех, кто при­дер­жи­ва­ет­ся не­вер­ных убе­ж­де­ний и сле­ду­ет гу­би­тель­ным но­во­вве­де­ни­ям. И, на­ко­нец, нель­зя счи­тать, что тот или иной ре­жим дей­ст­ву­ет на ос­но­ва­нии ни­спос­лан­но­го Ал­ла­хом, да­же ес­ли в кон­сти­ту­ции та­ко­го ре­жи­ма за­пи­са­но, что прин­ци­пы ис­лам­ско­го фикх пред­став­ля­ет со­бой ос­нов­ной ис­точ­ник для при­ня­тия за­ко­нов в этой стра­не, в то вре­мя как в су­дах та­кой стра­ны лю­дей со­вер­шен­но от­кры­то су­дят, опи­ра­ясь на то, что про­ти­во­ре­чит ус­та­нов­ле­ни­ям Ко­ра­на и сун­ны про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет.

ГЛА­ВА,

Наши рекомендации