Видеть путь, значит видеть меня

Говорят, что встреча с настоящим мастером достойна века изучения его или её учения, потому что в таком человеке мы свидетельствуем о живом примере просветления. Как можем мы встретить Иисуса или Будду? Это зависит от нас. Многие, кто прямо смотрел в глаза Будды или Иисуса, не могли видеть их. Один человек, который хотел увидеть Будду, так спешил, что, проходя мимо, не заметил женщину, находившуюся в очень трудном положении. Когда он пришёл в монастырь Будды, он не смо увидеть его. Видите вы Будду или нет, зависит от вас, от вашего состояния.

Я есть понимание, я есть любовь

Как со многими великими людьми, присутствие Будды было свя-щенным.Когда мы видим таких людей, мы чувствуем покой, любовь и силу в них, а также в себе. Китайцы говорят: “Когда рождается мудрец, вода в реке становится чище, а горные растения и деревья зеленее”. Они описывают окружение вокруг святого человека. Когда вы находитесь в присутствии мудрого мужчины или женщины, вы чувствуете покой и слет. Если бы вы сидели рядом с Иисусом и смотрели в Его глаза - даже если бы вы не видели Его - у вас была бы большая возможность спастись, чем читая Его слова. Но когда Его здесь нет, Его учения - это лучшее, что может быть с нами, особенно учения Его жизни.

Свобода от мнений

Когда я читаю какие-либо писания, христианские или буддистские, я всегда думаю о том, чтобы ни говорил Иисус или Будда, они говорили это определённому человеку или группе людей по определённому поводу. Я пытаюсь глубоко понять контекст, в котором они говорят, для того, чтобы действительно понять смысл. То, что они говорят, может быть менее важно чем то, как они говорят. Когда мы понимаем это, мы близки к Иисусу или Будде. Но если мы будем анализировать их слова, чтобы найти глубочайшее значение без понимания отношений между говорящим и его слушателями, мы можем пропустить самое главное. Теологи иногда забывают об этом.

Когда мы читаем Библию, мы видим огромную смелость Иисуса в попытке изменить жизнь Его общества. Когда мы читаем сутры, мы видим, что-Будда был также очень сильным человеком. В обществе Индии во времена Будды было меньше насилия, чем в обществе, в котором родился Иисус, так что вы можете думать, что Будда был не такой резкий в своих реакциях,- но это только потому что в его время был возможен другой способ. Его реакция на коррупцию среди ведических священников, например, была бескомпромиссной. Мнение об Атмане, “Самости”, которое было в центре ведической веры, послужило причиной социальной несправедливости тех дней - система сословий, ужасное обращение со стороны неприкосновенных и монополизация духовного учения теми, кто наслаждался высоким уровнем материального благополучия и при этом был далёк от духовности. Отвечая на это, Будда подчёркивал учение не-Атмана (отсутствия “я”). Он говорил: “Всё есть пустота разделённого, независимого “я”. Если вы будете искать “самость” цветка, вы увидите, что он пуст”. Но когда буддисты начинают поклоняться идеи пустоты, он говорит: “Будет хуже, если вас захватит идея об отсутствии самости цветка, чем если вы поверите в эту самость”.

Будда не представлял абсолютную доктрину. Его учение об отсутствии самости было предложено в контексте его времени. Это было инструментом для медитации. Но с тех пор многих буддистов захватила идея об отсутствии самости. Они смешивают средства и конечный результат, плот и берег, палец, указывающий на луну и саму луну. Есть нечто более важное, чем отсутствие самости. Это свобода от представлений как о наличии, так и об отсутствии самости. Привязанность к любой доктрине, даже буддистской, для буддиста означает предательство Будды. Важны не слова или представления. Важно именно наше понимание природы реальности и то, как мы реагируем на реальность. Если бы Будда родился в обществе, в котором родился Иисус, я думаю, что его бы тоже распяли.

Поиск пути, принятие пути

Когда Иисус говорил: “Я есть путь”, Он имел в виду, что для того, чтобы установить истинные отношения с Богом, вы должны практиковать Его путь. В Деяниях Апостолов ранние христиане всегда говорили о своей вере как о “Пути”. Для меня утверждение “Я есть путь” лучше, чем утверждение “Я знаю путь”. Путь - это не асфальтовая дорога. Но мы должны видеть различия между “Я” Иисуса и “я”, о котором обычно думают люди. “Я” в утверждении Иисуса - это сама жизнь, Его жизнь, которая и есть путь. Если вы не смотрите внимательно на Его жизнь, вы не можете видеть путь. Если вам достаточно воспевания имени, даже имени Иисуса, это не практика жизни Иисуса. Мы должны практиковать внимательную жизнь, любовь милосердие, если мы хотим действительно почитать Иисуса. Путь - это Сам Иисус, а не просто представление о Нем. Истинное учение не неподвижно. Это не простые слова, это реальность жизни. Многие, у кого нет ни пути, ни подобающей жизни, пытаются навязать другим, что то, во что они верят и есть путь. Но это только слова не связанные ни с реальной жизнью, ни с настоящим путём. Когда мы понимаем и внимательно практикуем учение Будды или жизнь и учение Иисуса, мы открываем дверь и попадаем в присутствие живого Будды и живого Христа, и перед нами открывается жизнь вечная.

Наши рекомендации