Что означает: "быть духовным искателем"?
Quot;Сейчас пришло время, когда все тайное должно стать явным. Все, что было скрыто до сих пор, не должно быть более скрытым, иначе это станет опасным.
В прошлом была необходимость в том, чтобы некоторые вещи оставались в тайне, так как знание в руках невежества может быть опасным. Это происходит сейчас с научным знанием на Западе. Ученые осознали этот кризис и хотят создать тайные науки. Ядерное оружие не следовало давать в руки политиков. Последующие открытия должны оставаться неизвестными. Нам придется ждать того времени, когда человек дорастет до того, что ему можно будет открыть знания без всяких опасений.
Точно также в области духовного многое было известно на Востоке. Но если бы все это попало в руки невежественных людей, могло бы случиться несчастье, поэтому ключ был спрятан. Знание было сделано тайным, эзотерическим. Оно очень осторожно передавалось от человека к человеку. Но сейчас, из-за прогресса науки, пришло время открыть его. Если духовные, эзотерические истины останутся неизвестными, наука станет опасной. Их нужно сделать явными, чтобы духовное знание шло на одном уровне с научным знанием."
Ошо.
Содержание
Стр.
Предисловие ……………………………………………………………
Раздел 1
Что означает "быть духовным искателем"? .......……………………
Обращение внутрь к реальному ..................…………………………..
Раздел 2
Пей и ешь осознанно...........................…………………………………..
Когда поднимается радость, стань ею............……………………….
Центрирование радости..........................……………………………….
Отрицательные эмоции..........................………………………………..
Раздел 3
Мужчина и женщина: медитация и любовь..........……………………..
Почему ни одна женщина не стала Просветленным Учителем?……
Бхурибаи......................................………………………………………….
Подняться над гормонами......................………………………………..
Раздел 4
Почему я боюсь принять себя таким, как я есть?..………………….
Почему я всегда бегу так быстро?...............…………………………..
Кто я?..........................................…………………………………………..
Раздел 5
Что значит: медитировать над чем-то?............……………………….
Наблюдатель....................................……………………………………..
Мост из промежутка.............................…………………………………..
Раздел 6
Двести просветленных спасут мир.................…………………………
Из грязи - лотос................................……………………………………..
Раздел 7
Я не могу дать вам заповедей, но я могу
дать вам несколько пожеланий....................…………………………..
Приложение
Свами Прем Амрит.
Любимый Мастер………………………………………………………..
Предисловие
В этом сборнике собраны беседы Ошо, которые отражают некоторые аспекты духовного поиска. В наше время энергетические процессы, происходящие в Космосе и на Земле заставляют все больше людей обратить свой взор к духовному миру, к тому, что мы не видим, но что оказывается основой и стержнем всего нашего существования. На пути к духовной жизни имеется много трудностей и преград, которые замечаются только после длительного опыта, изнурительных проб, ошибок и разочарований. Когда есть Мастер многих заблуждений удается избежать и этот путь оказывается неизмеримо проще. Вместе же с Ошо вся духовная практика становится увлекательным и прекрасным путешествием в неведомое.
Весь материал сборника разбит на несколько разделов, в каждом из которых освещен один из ключевых вопросов духовного поиска.
Раздел 1. Что такое духовный поиск? Что надо делать, чтобы стать (или быть) духовным искателем? К сожалению, в таком простом вопросе путаницы гораздо больше, чем бы хотелось, но Ошо очень ясно и убедительно объясняет, что значит быть духовным искателем и показывает где находится та реальность, которой нам так не хватает в этой жизни и которую мы постоянно ищем.
Раздел 2. Здесь приводятся техники, которые можно применять в повседневной жизни и которые эффективны и достаточно безопасны даже для людей с небольшим опытом духовной работы. Эти техники позволяют достичь состояния "здесь и сейчас", а критерием верности состояния служит ощущение радости, спонтанно возникающее во время практики. Тут же помещен материал по трансформированию отрицательных эмоций, которых в нашей жизни предостаточно.
Раздел 3. В литературе почти нет данных по особенностям духовного пути для мужчин и женщин. Многие духовные учителя считали, что женщина вообще не может достичь просветления. Ошо совсем по-другому рассматривает этот вопрос и приводит очень нужные рекомендации для женщин, занимающихся духовной практикой.
Раздел 4. Кто я? - основной вопрос духовного поиска. Почему мы не можем легко на него ответить и зачем общество обуславливает каждого отдельного индивидуума? Какая роль в раскрытии индивидуального отводится саньясе? На эти вопросы имеются ответы в беседах данного раздела.
Раздел 5. посвящен медитации. Медитация - ключевое понятие любой духовной практики. Конечно, три статьи не научат медитировать, но для тех, кто практикует медитацию, они прояснят многие важные вопросы. Этот материал будет полезен и для начинающих.
Всех людей интересует будущее. В наше время это стало еще более актуальным. Ученики Ошо тоже задавали ему вопросы о будущем Земли. Мнение Просветленного Мастера о будущем Земли читайте в беседах 6 раздела.
Часть материалов переведено на русский язык впервые. Мы поздравляем всех искателей чудесного с новой встречей с Ошо и надеемся, что после этой встречи их шаг станет более уверенным.
Счастливого пути!
Свами Прем Амрит
Раздел 1.
Что означает: "быть духовным искателем"?
В основном, это означает две вещи. Первое: что жизнь, какой мы ее знаем снаружи, не полна. Жизнь, какой мы ее знаем внешне, бессмысленна. В момент, когда некто осознает этот факт: что вся эта жизнь - просто бессмысленная вещь, начинается поиск. Это обратная сторона, но до тех пор, пока не появится эта негативная сторона, негативное отношение, позитивное не придет.
Духовный поиск, в основном, подразумевает негативное чувство, что жизнь, какая она есть, бессмысленна. Весь процесс заканчивается смертью - прах к праху. Ничего убедительного не остается ни в чьих руках. Вы проходите через жизнь с такой агонией, с таким адом и, в конце концов, ничего не достигаете.
Это негативная сторона духовного поиска. Сама жизнь помогает вам в этом. Эта часть - отрицательное отношение к жизни, крушение надежд , мучения, - являются частью этого мира. Однажды вы по-настоящему сознаете факт незначительности жизни, какой она для вас является, и тогда начинается ваш поиск, потому что вы не можете быть спокойны, зная бесполезность жизни. В бесполезной жизни образуется пропасть между вами и всем остальным что является жизнью. Этот разрыв растет, становится все шире и шире. Вы чувствуете себя неустойчиво. Тогда начинается поиск чего-то значительного, блаженного. Это уже вторая, позитивная часть.
Духовный поиск означает прийти к соглашению, наладить контакт с настоящей действительностью, а не с воображаемыми проекциями.
Вся наша жизнь - только проекция, ваша воображаемая проекция Дело не в том, чтобы узнать "что есть что", а дело в том, чтобы достичь желаемого. Вы можете принять слово "желание" за символ вашей так называемой жизни. Жизнь - это желаемая проекция: вы не ищите что есть что, вы ищите то, что пожелалось. Вы продолжаете желать и жизнь продолжает разбивать ваши мечты, потому что она такова, какова есть. Она не может быть такой, какой вы ее хотите. Вы будете разочарованы. Не то, чтобы реальность была враждебно настроена по отношению к вам, но это вы не в ладу с реальностью, а только с вашими мечтами. Ваши мечты разлетаются вдребезги. Пока вы мечтаете, все хорошо, но когда какая-нибудь мечта достигается, приходит разочарование.
Духовный поиск подразумевает знание этой негативной части - что желание является коренной причиной разочарования. Желать - это творить ад в собственной душе. Этот мир есть желание. Быть земным, мирским - значит желать и все время продолжать, желать и никогда не сознавать, что каждое желание не приводит ни к чему другому, кроме разочарования. Однажды вы осознали это, и вы перестаете желать или у вас одно желание: узнать "что есть что". Теперь вы решаете: "Я больше не собираюсь проецировать себя, я собираюсь узнать что есть. Не то, чтобы я остался таким, а реальность чем-то другим, но только одно: какой бы не оказалась реальность, я хочу знать ее не приукрашенной, такой, какая она есть. Я не буду проецировать, я не буду мешать. Я хочу столкнуться лицом к лицу с жизнью, как таковой".
Безусловно, духовный поиск означает столкновение с существованием как таковым, без какого-либо желания. В тот момент, когда нет желания, проецирующий механизм перестает работать. Тогда вы способны увидеть что же есть. Однажды узнав, что есть что, вы узнаете все.
Желания всегда обещают, но никогда не дают. Желания всегда обещают блаженство, экстаз, но в конце ничего не приходит, и каждое желание превращается в другое желание. Каждое желание порождает из себя еще больше желаний, которые еще сильнее, а в конце, конечно, еще больше разочарования.
Нежелающий ум - это тот, кто вступил в духовный поиск. Духовно ищущий - это тот, кто совершенно сознает всю бесполезность, абсурдность желания и который готов узнать что есть. Когда кто-то готов узнать что есть, реальность всегда рядом, "сразу за углом". Но вас никогда там нет. Вы - в своих желаниях, в будущем. Реальность всегда в настоящем - здесь и сейчас, - но вас никогда нет в настоящем. Вы всегда в будущем - в ваших желаниях, в ваших мечтах.
В ваших желаниях, в ваших мечтах вы всегда во сне. Но реальность - здесь и сейчас. Однажды эта спячка прерывается - сон нарушен и вы пробудились в реальности, которая здесь и сейчас, в настоящем, и вы возрождаетесь. Это - экстаз, это - завершение, это всегда желалось, но никогда не осуществлялось.
Духовный поиск - это быть здесь и сейчас. Вы можете быть здесь и сейчас только когда желающий ум отсутствует. Иначе желающий, жаждущий ум будет создавать волнение, как маятник. Такой ум либо возвращается к прошлым воспоминаниям, либо идет к будущим желаниям и мечтам, но никогда не бывает здесь и сейчас. Он движется от одной крайности к другой - в прошлое или в будущее - вы пропускаете реальность, которая всегда между, между двумя.
Реальность - здесь и сейчас. Она никогда ни прошлое, ни будущее. Она всегда настоящее. Сейчас - единственный момент, сейчас -единственное время, оно никогда не проходит, не исчезает, не умирает. Сейчас - вечно. Оно всегда здесь, но нас здесь нет. Быть духовно ищущим - значит быть здесь. Вы можете называть это медитацией, вы можете называть это йогой, вы можете называть это молитвой, но как бы мы это ни назвали, это все равно. Не должно быть места уму. А ум существует только тогда, когда есть прошлое или будущее, в настоящем его нет.
Я разговаривал с кем-то вчера. Я говорил ему, что нельзя думать в настоящем. В момент, когда вы думаете, это становится прошлым. Таким образом, ум не может существовать в настоящем. Он существует только в воспоминаниях прошлого или в проекциях будущего. Он никогда не приходит в контакт с настоящим. Он не может соприкоснуться с ним, это невозможно. Так что, если нет мыслей, нет и ума.
Это состояние без ума есть медитация. Тогда вы - здесь и сейчас. Тогда вы взрываетесь в реальности, тогда реальность взрывается в вас.
Духовный поиск -это не добиться мокши - спасения. Это опять желание, даже еще более ненасытное, чем желание престижа, власти, богатства. Желание мокши даже более жадное, потому что оно идет даже за пределы смерти.
Духовный поиск не означает искать Бога, потому что это снова есть жадность. Если вы ищите Бога, значит ваш ум снова ненасытен. Вы, должно быть, ищите Бога для чего-то. Как бы глубоко или неведомо для вас это было, как бы вы не отдавали себе отчета в этом, но вы, должно быть, ищите Бога для чего-то. Говоря это, я не имею в виду, что когда духовный поиск приходит к завершению, там нет Бога. Я не говорю, что когда случается медитация и ум отсутствует, то нет мокши. Мокша есть и вы освобождены. Но это не желание. Это результат познания реальности такой, какая она есть. Бог есть, но не потому, что вы желаете. Он сама реальность, так что когда вы знаете реальность, вы знаете божественность. Реальность есть божественность.
Духовный поиск не есть поиск Бога или мокши, или блаженства, потому что как только есть желание, вы снова будете проецировать его на будущее. Духовный поиск - это разочарование в будущем и пребывание в настоящем. Быть в настоящем, быть готовым встретить что угодно здесь и сейчас. Божественность взрывается, свобода приходит, но все это не наши стремления. Они просто тени конечного результата реализации реального.
Вначале осознайте весь жизненный процесс и его разочарования. Ни одной иллюзии не должно быть, иначе вы привяжетесь к ней. Идите вглубь любого жизненного испытания, не избегайте его. Узнайте жизнь так глубоко, чтобы вы узнали ее разочарование. Не убегайте, не отрицайте. Только тогда эта негативная часть может завершена и вы сможете прыгнуть в здесь и сейчас.
Если вы осознали, что будущее является коренной причиной всей этой чепухи, которую сотворил человеческий ум, тогда вы сделали существенный шаг. Вы начали путешествие. Сейчас вы в готовности сознавать, что есть. В первой части, негативной, много помогает сама жизнь. Так что вникайте глубоко внутрь каждого переживания, каждого испытания, внутрь каждого желания, познавайте до конца. Никогда не отрицайте преждевременно.
Это случается. На самом деле вы не разочарованы в жизни, но религиозные посулы не дают вам покоя. Вы еще не познали, что жизнь божественна, но вы уже очарованы религиозными небесами. Тогда все будет гораздо труднее. Потому что вы еще не прошли через первую часть, вторая будет очень трудной.
Сначала пройдите первую часть и тогда вторая будет нетрудной. Вторая трудна только если первая не пройдена совершенно. Тогда вы спрашиваете как медитировать, тогда вы говорите, что ум продолжает работу, вы жалуетесь, что этот мыслительный процесс продолжается. Мысли нельзя остановить, как можно их остановить? Если все еще есть желание, желание будет продолжать создавать мысли. Первая часть еще не завершена.
Зрелый, сложившийся духовный искатель - это тот, кто вступил в жизнь без какого-либо страха и знает каждый закоулочек, каждый уголок. Он узнал так много, что ничего не осталось неизвестным. Тогда медитация будет легкой, потому что некому творить мысли, некому творить желания. Просто крича: "Ху-ху!", вы сможете войти в настоящее. Любое простое средство успокоит, утихомирит вас. Даже такой простой способ может помочь, если первая часть закончена, пройдена.
Однажды дзенский монах Риндзай держал речь в храме. Он начал проповедь, но кто-то прервал его. Риндзай остановился и спросил:
"В чем дело?" Человек поднялся и спросил: "Что такое душа?". Риндзай взял свою палку в руку и попросил остальных дать ему дорогу. Человек начал трепетать, он никак не ожидал что будет такой ответ. Риндзай подошел к нему, cxватил его двумя руками за горло и начал душить. Продолжая душить его, он спросил: "Кто ты? Закрой глаза!" Человек закрыл глаза. Риндзай продолжал спрашивать: "Кто ты?" Человек открыл глаза, засмеялся и, поклонившись Риндзаю, сказал: "Ты действительно ответил на мой вопрос, что такое душа"'. Такое простое средство. Но тот человек был готов. Кто-то спросил Риндзая: "Сделал бы то же самое с любым другим человеком, который задал бы такой же вопрос?"
Риндзай ответил: "Тот человек был готов. Он не спрашивал просто ради вопроса. Он был готов ! Первая часть была окончена. Он по-настоящему спрашивал, для него это был вопрос жизни и смерти. Он спросил, что такие душа? Первая часть была совершенно завершена: у него не было никаких иллюзий относительно жизни. Он спрашивал, что такое душа, потому что эта жизнь для него оказалась смертью. Сейчас он спрашивает, что же такое жизнь? Ни один мой ответ не имел бы смысла. Я просто помог ему утихомириться в настоящем".
Конечно, когда кто-то душит вас, когда он буквально на грани того, чтобы убить вас, вы не можете находиться в будущем, вы не можете находиться в прошлом. Вы будете здесь и сейчас. Если вы не будете в настоящем моменте, это будет опасным.
Если вы скажете такому человеку: "Иди глубже, внутрь и узнай кто ты", этот человек может преобразоваться, трансформироваться. Он может войти в самадхи. Если вы можете быть совершенно спокойны, полностью в этом моменте, если вы сможете быть в настоящем даже на мгновение, вы узнали реальность, вы столкнулись с ней, и вы никогда нe сможете потерять след этого опыта
Духовное чувство - это знать что есть. Что все это такое? Да, вот это - то, что случается прямо сейчас. Что есть все это? Мои слова, ваше слушание... Что это? Просто остановись, будь глубоко в этом. Позволь этому войти в тебя и позволь себе быть открытым этому. Тогда происходит встреча. Весь поиск - есть эта встреча. Это то, что мы называем йогой. "Йога" означает "встреча". Само слова "йога" значит встреча, то есть соединение еще раз, снова, опять стать единым.
Так называемые духовные искатели не ищут никакой духовности. Они только проецируют свои желания на новое измерение. Но ни одно желание не может быть спроецировано в это духовное измерение, потому что духовное измерение открыто только тем, кто не имеет желаний. Те, кто желают, просто продолжают создавать новые иллюзии, новые сны.
Первое: осознайте, что желание продолжается без конца, ничего не достигая. Тогда остановитесь и увидьте что есть желание. Все открыто, только наши желания закрывают нас. Все существование открыто, но мы бежим с такой скоростью, что уже не можем увидеть. И чем больше мы становимся разочарованными, тем больше мы повышаем скорость.
Ум говорит, что вы бежите недостаточно быстро. Вот почему вы не достигаете. Ум не скажет, что вы не достигните из-за того, что вы бежите. Как он может это сказать ? Это нелогично. Ум говорит, что из-за того, что вы бежите недостаточно быстро, вы не достигаете. Поэтому бежите быстрее! И те, кто бегут быстро, говорят ту же вещь: "Беги быстрее ! Те, кто бегут еще быстрее, достигают! ".
Никто не достигает, но всегда есть кто-то, кто впереди вас, и кто-то, кто позади. Вы обогнали кого-то, но где бы вы ни были, всегда кто-то впереди вас. Почему? Потому, что желания бегают по кругу. Мы бежим по кругу, поэтому если вы бежите очень быстро, то даже тот, кто был позади вас, может оказаться впереди. Из-за того, что мы бежим по кругу, кто-то всегда будет впереди и тогда будет ощущение, что вы бежите недостаточно быстро и кто-то достигает, а вы упускаете.
В Индии мы знали много истин. Мы называем, этот мир "сансара". "Сансара" означает колесо. Не только вы бежите, но и колесо само тоже бежит, вращается. Это не неподвижное колесо. Даже если вы остановитесь, колесо будет продолжать вращаться. Поэтому необходимо не только перестать бежать, необходимо выйти из этого колеса.
Этот выход из колеса и есть саньяса. Остановиться недостаточно. Вы должны выйти из этого колеса полностью, потому что даже если вы не бежите, колесо само будет вращаться. Это такое огромное колесо, с такой большой силой, что вы будете двигаться, даже если вы остановитесь.
Саньяса означает выйти, не только перестать бежать, но выйти. Не стойте на кругу совсем. Выйдите из него совершенно, будьте свидетелем его. Только тогда вы узнаете из чего сделано это колесо и почему оно продолжает бежать даже тогда, когда вы не бежите.
Это колесо создано бесконечными желаниями - всеми желаниями, которые когда-либо существовали, всеми желаниями, которые существуют сегодня, всеми желаниями всех людей, всеми жизнями, которые когда-либо были. Вы умрете, но ваши желания образовали волны, которые будут распространяться. Вас не будет здесь, но ваши желания образовали рябь, распространились на новые сферы.
Точно также и с моими словами. Вы можете не быть здесь, но эти слова, эти звуки будут продолжаться, будут вибрировать бесконечно. Чтобы вы не пожелали, осуществилось это или нет, не имеет значения. В момент, когда желание пришло вам на ум, вошло в ваше сердце, вы создали рябь, зыбь, волны. Они будут все продолжаться и продолжаться.
Это колесо, сансара, состоит из всех желаний, которые когда-либо существовали, из всех желаний, которые есть в существовании. Это такая огромная сила - всех отживших и всех живущих, - что вы не можете уже остановиться. Эта сила будет подталкивать вас и вы вынуждены будете бежать.
Это точно также, как если бы вы были в гуще толпы. Когда вся толпа бежит, вы не можете стоять на месте. Вам навязывают бег. Если вы бежите, то вы невредимы. Если вы не бежите - вы будете раздавлены. Ваша энергия не нуждается в беге. Даже если вы не прилагаете никаких условий, толпа будет толкать вас.
Это и есть колесо, колесо желаний. Вероятно, вы видели тибетское изображение колеса. Оно прекрасно изображено, все колесо желаний. Выскочить из этого колеса и есть саньяса. Вы просто вышли из толпы, просто сошли с дистанции. Вы просто сидите на обочине, вы говорите: "Прощай!". Только тогда вы знаете этот феномен: что это колесо. Тогда вы знаете, что люди бегут по кругу: они будут проноситься перед вами так много раз! Тогда вы узнаете, что это колесо.
Будда, Махавир смогли назвать этот мир сансарой, колесом, потому что когда они вышли из него, они знали, что это было колесо. Вы не бежите по прямой линии. Это круг. Вы повторяете те же желания. Те же дни и ночи, те же разочарования кружатся и кружатся в этом вихре. Подталкиваемый сзади, притянутый спереди, вы кружитесь. Саньяса означает шагнуть в сторону, выйти из этого колеса.
Это - вторая часть саньясы. Саньяса имеет две части. Первая часть - когда вы знаете разочарования, знаете мучения. И это чудо -узнав, что мир это мучение, разочарование, вы перестаете расстраиваться совсем. Разочарование, огорчение приходят только потому, что вы думаете, что мир не есть обман, не есть разочарование. Мучение приходит потому, что вы надеетесь, даже когда знаете, что это безнадежно. Эта надежда - чушь. Когда вы знаете это, вы не чувствуете себя уже совсем безнадежным.
Тогда уже нет никакой нужды чувствовать это. Тогда нет ничего такого, чтобы чувствовать себя безнадежным, тогда просто нет надежд.
Вот почему буддизм не был понят. Западный ум мог толковать это только как пессимизм. Это было естественное заблуждение. Буддизм не пессимистичен, но западному уму это показалось пессимистичным из-за высказывания, что мир это обман. Разочарование, мир это "дуккха" - страдание. Кажется, это делает, вас пессимистом.
Но это не так. Земля не знала более счастливого, более блаженного человека, чем Будда. Или она знала очень немногих подобных ему. Будда совсем не был пессимистом. Тогда в чем же секрет? Секрет вот в чем: если вы знаете, что мир - дуккха, тогда вы не ждете ничего другого, кроме дуккха. Только ожидание творит пессимизм. Сейчас нет никакого ожидания - вы знаете, что дуккха это реальность. Тогда уже нет никакой нужды пребывать в страдании.
Раз познав, что жизнь - страдание, вы никогда не будете страдать. Вы будете вне этого. Так что саньясин это не тот, кто разочарован. Саньясин - это тот, кто познал мир как разочарование, обман. Он не разочарован, он волен. Нет ничего, что расстроило бы его. Все, что не случается - он со всем согласен. Даже смерть не является мучением для него, потому что смерть - это несомненный факт.
Раз познав природу этого вращающегося колеса, этого мира, этой так называемой жизни, этого повторяющегося порочного круга, раз познав, вы станете безмолвным и блаженным человеком. Теперь вы уже не ожидаете ничего, поэтому нет разочарования. Теперь вы не надеетесь, поэтому нет чувства безнадежности. Вы вольны, сдержанны, спокойны. Чем больше вы в настоящем, тем больше вы непоколебимы, бесстрашны, спокойны, безмолвны.
В этом самом моменте, здесь и сейчас, есть все, что должно быть познано и осуществлено: мокша, Бог, реальность. В этот самый момент! Так что в некоторой степени духовный поиск - это не поиск чего-то, не поиск какого-то объекта. Это - знать что есть. И в этот момент, когда вы в нем, приходит знание. Быть в этом моменте. Этот самый момент и есть та потайная дверь или, можно сказать, раскрытая тайна.
Быть в этом моменте - это раскрытый секрет!
"Я -врата. Значение посвящения и ученичества."